Факультеты музыкального театра и эстрады располагались обособленно, в переулке с более прозаическим названием Тетеринский. Но и нам было чем гордиться в плане географии. Пару шагов до дверей «Таганки». Но, конечно, главной гордостью являлись наши Мастера. Имена двух из них часто произносились слитно Покровский–Ансимов. Оба – народные артисты СССР, признанные мэтры режиссуры. Деятельность обоих связана с Большим театром, заоблачной мечтой каждого студента. Борис Покровский и Георгий Ансимов. Учитель и Ученик... Несмотря на общие профессиональные и творческие принципы, масштабно-реформаторский режиссёрский стиль, это были абсолютно разные люди. Порывистый, открыто-эмоциональный, иногда откровенно резкий Борис Александрович и внешне сдержанный, подчёркнуто аскетичный, закрытый для случайного собеседника Георгий Павлович Ансимов. Именно он руководил кафедрой режиссуры музыкального театра ГИТИСа более 20 лет. Именно его уроки, равно как и книги, воспитали не одно поколение режиссёров. Ценность этих уроков и книг, как ценность уроков и книг Покровского, Товстоногова, Эфроса, растёт столь же стремительно, сколь стремительно растёт конфликт между творческой духовностью и торгашеской действительностью.
Полагаю, что к зачитанным до дыр, бесценным книгам отечественных Мастеров сцены, которые умели находить время и для анализа собственного опыта, и для передачи, трансформации этого опыта, добавится новая книга профессора Ансимова, который на сотом десятке лет продолжает активно заниматься всем тем, чем занимался полвека назад. Сегодня «воспитание Творца» (так ёмко названа книга) волнует немногих. Сокращение (стеснительно названное чиновниками «оптимизацией») высшей школы особенно больно ударило по конструкции гуманитарного образования. Сокрушительность этого удара мы ощутим очень скоро. Недостаток Мастеров (с большой буквы) в творческих вузах сегодня продиктован не только и не столько скудностью вознаграждения за их труд, сколько стремительно разрушающейся конструкцией театрального образования. Размышляя о воспитании Творца, Г.П. Ансимов, как подлинный Творец, анализирует принципы сегодняшнего существования, которые принуждают забыть о Человеке-Личности, погружают нас в потоки информации, всё более увеличивают пропасть между информацией и подлинным знанием, между подлинным человеческим общением и звуком в наушнике.
Новая книга Мастера продолжает и развивает многие темы, затронутые в предыдущих его изданиях: «Режиссёр в музыкальном театре», «Лабиринты музыкального театра XX века», «Уроки отца». Именно в «Уроках отца протоиерея Павла Ансимова, новомученика Российского» перед нами разворачивается не только рассказ о новомученике Павле, но и повествование о жизни Москвы в 20-е и 30-е годы прошлого столетия. Режиссёр ярко и красочно вспоминает своё детство, бережно восстанавливает трагичную картину крестного пути отца Павла, скорбно пишет о своей безотцовщине и о преследованиях НКВД, В своё время мы, студенты, лишь перешёптывались, обсуждая витавшие вокруг Ансимова слухи о его отце – священнике, расстрелянном в 37-м… Немало потребовалось времени и сил, чтобы добиться канонизации отца. Но Георгий Павлович одолел и это, выполнив свой человеческий и сыновний долг. Воистину, в России надо жить долго.
На страницах новой книги народный артист СССР профессор Г.П. Ансимов подробно рассказывает о своём времени, о творчестве, педагогической работе, о своих учителях, создателях музыкального факультета ГИТИСа – А.П. Петровском, Л.В. Баратове, Б.А. Покровском, И.М. Туманове, П.М. Понтрягине, Е.А. Акулове и других. Ретроспективно, одна за другой, проходят перед нами вехи театрального пути патриарха отечественной режиссуры. Как всегда, нашлось место и для увлекательных новелл, в частности, о том, как в осаждённой Москве 41-го арестовали молодого артиста Ансимова, который, окрылённый успехом, забыл снять форму эсэсовца после шефского концерта…
Чувствуя большую ответственность за духовное будущее молодого поколения, автор поднимает ключевые вопросы профессионального и нравственного воспитания, говорит о преемственности лучших традиций культурного и исторического прошлого. Блестящий и увлекательный рассказчик, Ансимов наверняка привлёк к своей новой книге не только педагогов, несущих на себе тяжкое бремя воспитания творческой личности, но и тех студентов, которые стремятся сформировать иную, несовременную, систему ценностей, призванную служить духовному обогащению Человека.