На этой неделе – два киноюбилея, правда, с разными цифрами и диаметрально противоположной внутренней направленностью фильмов. Исторические периоды, показанные в этих, ставших культовыми, лентах, радикальны в сопоставлении. Один ведёт к консолидации, объединению всех сил нации перед лицом инородного вторжения, другой воспевает чудовищный необратимый разрыв внутри веками паявшейся общности…
Легендарная драма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» снята 75 лет назад, в 1938 году, накануне страшнейшей в истории человечества войны. Так непопулярное сегодня понятие «идеология» тогда оказалось спасительным для страны (и мы с вами знаем, к чему привело через 50 лет вычёркивание его из нашей жизни). Рыцари Тевтонского ордена, эти военные машины, образ запрограммированного на убийство робота, оказываются побеждёнными искренней смелостью простого русского человека с мечом и дубиной, интеллектом и выдержкой полководца, готового мыслить и действовать нестандартно, самой Русской землёй, поглотившей своего врага водой Чудского озера. И привычно сомкнулась пейзажная гладь родной умиротворяющей бескрайности, заглушив противоречащую ей динамику битвы…
Отмечает 40-летие шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь» – 5 ноября 1973 го
да начался телевизионный показ. Он снят Николаем Мащенко по одноимённому роману Николая Островского. Это была уже третья экранизация книги про чистого синеглазого романтика Павла Корчагина, щепкой сгоревшего в великом пожаре «смены общественно-политических формаций». Страна, оплакивая несчастного, несгибаемого, «честно погибшего» Павку, затянула «Там вдали за рекой» и «Товарищ Песня». Жестокость времени Гражданской войны воспринималась в стабильные годы брежневского застоя как цена, за них заплаченная…
Герой-защитник и герой-мученик – оба они строились по канону мифотворчества и оба верно служили власти, олицетворяя и транслируя её интересы народу, вдохновляя его на подвиги и оправдывая необходимость жертвы. И даже если не всегда страна нуждается в жертвоприношении – слава богу, но герои ей необходимы всегда – и тогда, и сейчас. Разочарованность в устройстве мира, которую переживают многие из нас, странно, алогично не проецируется на значение Александра Невского, Павла Корчагина и бесконечного строя реальных героев, жизнью своей написавших нашу общую историю. Не получается отменить ни их подвиг, ни его воздействие на нашу ментальную суть. Они метафизичны, а потому существуют уже вне идеологии и обращаются к нам на личном уровне: а вы так сможете?..
Скажете – пафосно? Так героев без пафоса не бывает, это для них нормально…
Сегодня 7 ноября – государственный праздник страны, в которой мы родились и выросли. Мы гордились своей страной и тогда не знали, что это была вершина нашей государственности. Обычно мы отмечали этот праздник. Иногда, пользуясь двумя выходными, уезжали «на огороды». Но мы всегда знали, что этот праздник никто у нас не отнимет. И… ошиблись.
Несколько лет назад нам сказали, что этот праздник отменен, так как он «неправильный». Кто-то принял это указание к исполнению.
Поздравляю с праздником Великой Октябрьской Социалистической Революции тех, кто считает Советский Союз своей Родиной.
И что имел ввиду написавший "другой воспевает чудовищный необратимый разрыв внутри веками паявшейся общности…".
-К чему это? кто паял?
Все по делу, а вот этого писать не надо было.
Кутузове, Ушакове, Нахимове. С фильмами о Корчагине сочетались
фильмы о Матросове, Космодемьянской, героях Краснодона.
Нынешние фильмы кого показывают героями Российской империи
и Советского Союза?
Другой же фильм воспевает не «чудовищный необратимый разрыв внутри веками паявшейся общности». Здесь автор статьи лукавит или не может дать объективную оценку происходившим в начале ХХ века событиям по каким-либо личным мотивам – произошёл классовый разрыв в обществе, который назревал веками. Фильм «Как закалялась сталь», прежде всего, воспевает мужество, героику труда основных сил нации – народа-труженика, сбросившего с себя вековое ярмо внутреннего угнетателя, поработителя. Фильм воспевает пробудившееся самосознание людей, готовых строить новую жизнь, где будет народная власть. В это верили многие, верили искренне. Вот почему Павка Корчагин стал народным героем. Он герой-боец, герой-защитник своего права на свободу, но никак не герой-мученик. Это с сегодняшних позиций кому-то он кажется мучеником, «жертвой режима». Но он этого не ощущал (хотя его постигла ранняя мучительная смерть), потому что активно проживал каждый час, каждую минуту, он страстно стремился к осуществлению своей мечты – и в этом был счастлив. «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…» - вот его жизненное кредо.
Да, это высокая планка, и не каждому дано взять такую высоту. Но на Павла Корчагина равнялись. Он многих молодых людей вдохновлял на трудовые, а в годы Великой Отечественной войны и на военные подвиги. Его образ закалял сердца, помогал испытать радость победы в больших и малых делах. Сегодня его образ мог бы помочь молодёжи найти применение своим силам, возможностям, талантам в жизни, потому что жить бесцельно, без веры – это чаще всего путь к безволию, к апатии, к пьянству, к наркомании, к криминалу, в лучшем случае – к обломовщине. Чтобы быть свободным, надо быть бойцом; как только отказываешься от борьбы – ты становишься рабом. И тут подумаешь: а что лучше? Гореть в труде, в науке, на государственной службе, честно служа Отечеству, озаряя светом жизнь, или тлеть, коптеть, погружаясь во мрак, давая корыстным людишкам управлять твоей жизнью и раздирать на части твоё Отечество?
«Здесь мужественно умирали братья, для того чтобы жизнь стала прекрасной для тех, кто родился в нищете, для тех, кому самое рождение было началом рабства.
Рука Павла медленно стянула с головы фуражку, и грусть, великая грусть заполнила сердце.
Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её.
Охваченный этими мыслями, Корчагин ушёл с братского кладбища». (Н.Островский «Как закалялась сталь», часть 2, гл.3).
А насчёт украинского националиста не удивляйтесь – это явление и раньше наблюдалось в тех краях (мне довелось там какое-то время жить), но если раньше это было исподтишка, то сейчас подобные «украинцы» повсюду криком кричат, как им плохо жилось в Советском Союзе. Не обращайте на них внимание. Большинство украинского народа правильно оценивает ситуацию происходящего у них в стране. Пройдёт какое-то время, и всё встанет на свои места.
А по поводу слов Павки Корчагина, это его повтор слов, уже ставших ему близкими по смыслу, ранее сказанных в начале романа, при знакомстве с Жухраем, помнится, как наказ. И он следовал им по жизни. Простите за упрямство.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться