В конце сентября в Нижнем Новгороде при участии делегаций из 30 регионов прошёл очередной Конгресс народов России. В конце его работы выступила Светлана Лебедева, руководитель ансамбля «Славяночка» из Твери, сказавшая буквально следующее: «Хорошо, что много уделяется внимания и финансируется сохранение культуры народов России, но было бы ещё прекрасней, если бы и культура русского народа поддерживалась так же, как и культура всех остальных народов страны».
Читатели, возможно, согласятся со мной, что формулировка эта – максимально деликатная. Даже, пожалуй, чрезмерно деликатная. Что ж, давайте вспомним хотя бы то, что недавняя статья академика Валерия Тишкова в «Известиях» (уж такая осторожная, он всего лишь сказал, что русский язык – это язык Толстого и Достоевского и всегда будет иметь особое значение для России) тем не менее вызвала в Татарстане обвинения академика в пропаганде языкового превосходства.
Так, может быть, надо выбирать формулировочки ещё более тщательно, под микроскопом, словно по минному полю идёшь? А то и вовсе промолчать про русскую культуру – все ведь покамест учат русский язык в школах, это единственный язык, который звучит на всей территории России, а это, вероятно, значит, что с русской культурой всё хорошо. Думаете, молчание поможет? Ещё больше укрепит национальные отношения в России?
Среди участников конгресса в тот день был исламовед Раис Сулейманов. Вот как он воспринял слова Светланы Лебедевой: «…Говорила она это очень аккуратно, тщательно подбирая слова, чтобы не дай Бог никого не обидеть и чтобы аксакалы из национальных автономий не посмотрели косо, пытаясь вежливо донести простую мысль, что национальная политика в России должна выражаться не только в поддержке культуры национальных меньшинств, но и в необходимости сохранять и финансировать развитие культуры русского народа, ведь этот народ такой же коренной, как и другие народы России. Мне немного было как-то грустно смотреть на это: представителям государствообразующего народа необходимо доказывать, что он коренной этнос в своей стране…»
Сулейманов – честный человек, и ему грустно. Он даже называет Лебедеву «смелой женщиной». Но давайте мы тоже будем честны: смелостью это может показаться только на сложившемся крайне неблагоприятном фоне. Русские не должны «доказывать, что они такой же коренной народ». Любое доказательство аксиомы ослабляет аксиому, она перестаёт быть аксиомой. То, что русские – коренной народ России, – это абсолютно бесспорно, краеугольный постулат её существования.
Но если это – аксиома, то это не значит, что о ней нужно хранить удовлетворённое (или «деликатное») молчание. Напротив, её нужно произносить снова и снова, на всех уровнях, помня, что именно на этом краеугольном камне держится Россия.
«Конгресс народов России» – звучит весьма торжественно. Но это множественное число народов собирается вместе до тех пор, пока есть Россия, а Россия – повторим вновь – есть до тех пор, пока есть её основа – русский народ. И всякий человек русской культуры имеет безусловное право встать и сказать о русской культуре в полный голос.
Если у русской культуры нет такого права – то нет России, нет конгресса, а есть жутковатый и гротескный, делящий ресурсы междусобойчик.