Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 октября 2019 г.
  4. № 44 (6711) (30.10.2019)
Телеведение Мнение Рецензия

Все извращенцы...

В Сети разыгрался «Шторм», в котором утонули многие

30 октября 2019
Александр Робак в роли следователя Градова

В прошлом году для киноманов главным событием в «сериаловарении» стала многосерийная комедия «Домашний арест» Петра Буслова, которая появилась в Сети, но ни на одном телеканале показана не была. Так же, как сериалы «Звоните Ди Каприо» Жоры Крыжовникова и «Содержанки» Константина Богомолова, произведшие большее впечатление, чем множество телевизионных премьер. Теперь же на звание главного события года претендует (и вполне заслуженно) сериал Бориса Хлебникова «Шторм», недавно появившийся на платформе «Start». В главной роли – Александр Робак.

 

Впервые я увидел его в сериале «Вокзал», который показали в 2003 году и с тех пор не повторяли. А жаль, в нём свои первые большие роли сыграли (и очень хорошо) Андрей Мерзликин, Ирина Гринёва, Ярослав Бойко, Александра Урсуляк. Робак запомнился там в образе здоровенного увальня-работяги, влюблённого в изысканную красавицу. За прошедшие годы он работал много и разнообразно, снимаясь и в драмах, и в комедиях. Назову, конечно, яркую комедийную роль с жаркой лирической подкладкой в «Домашнем аресте». А также роль офицера КГБ в сериале Рауфа Кубаева «С чего начинается Родина», там в персонаже ничего лирико-комедийного не было, это волевой, жёсткий служака, добивающийся своего любым способом. Цель, конечно, может быть суперблагородной, а вот методы её достижения циничными донельзя. Но у актёра какое-то животное обаяние – чтобы он ни делал, смотреть на него интересно, к тому же испытываешь к его персонажам необъяснимое расположение. Он принадлежит к породе больших артистов, таких как наш Борис Андреев и не наш Жан Габен. Станет ли Робак с ними вровень? Посмотрим – данные есть.

В восьмисерийном «Шторме» всё вроде как у людей… на НТВ и в триллерах на других каналах, только одно отличие. Существенное. И оно в образе главного героя. Сочетание несочетаемого. Во-первых, он влюблён, и не просто, а жизнь готов отдать ради своей возлюбленной. Её играет Анна Михалкова, с которой режиссёр недавно успешно работал в сериале «Обычная женщина», её взрослую дочь-студентку – Дарья Жовнер, недавно ярко блеснувшая в «Тесноте». Сразу отметим, что здесь все (и большие и маленькие) роли сыграны очень хорошо. И никаких сомнений не вызывает искренность чувств Градова (Робак) к женщине, которая отнюдь не раскрасавица, а обыкновенная преподавательница в институте, на вид типичная домохозяйка. Тем удивительнее происходящее, и радуешься почему-то, что бывают такие мужики (большие, сильные, трепетно любящие своих жён), тем более что в сериале есть противоположный тип. Это друг Градова, полицейский из убойного отдела, маленький вертлявый Осокин (Максим Лагашкин), который к женщинам относится исключительно потребительски. Есть у него одна более-менее постоянная «жена» (Анна Котова), которая как будто смирилась со своим «временным» положением.

И вот второе «несовместимое» обстоятельство: этот влюбленный Градов – следователь, и не простой, а расследующий экономические преступления в городе, где вся экономика криминальная. Человек жёсткий, беспощадный, даже циничный, вполне соответствующий времени и своим клиентам, которые сплошь крайне опасные люди, коррупционеры и воры, к тому же рвущиеся к власти. Кажется, невозможно сочетание нежности и цинизма профессии. И цинизм этот нельзя назвать здоровым. Во имя спасения любимой женщины Градов манипулирует людьми, одних сажает в тюрьму, других коварно обманывает, третьих шантажирует, четвёртых… убивает!

Несмотря на то, что большую часть убийств в сериале совершают не реально отвратительные кандидат в мэры Крюков (Геннадий Смирнов), его адвокат (отличная работа Михаила Брашинского) и особенно старший партнёр Крюкова Моргулис (Александр Мосин), а именно Градов с его симпатичным и тоже обаятельным подручным-киллером (Максим Яковлев), всё равно остаёшься на его стороне. Потому, наверное, что делает он это не для себя, а во имя спасения смертельно больной жены, а убитые сплошь очень плохие люди и место им в тюрьме… Но почему всё-таки их судьбу, жить им или не жить, решает Градов?

В противостоянии Градова и Осокина, который в середине сериала стал догадываться, что друг-то того, предатель, взяточник и убийца, побеждает Градов. Благодаря стараниям режиссёра и выдающейся команде сценаристов (Наталия Мещанинова, Степан Девонин, Илья Тилькин) мы смотрим на события глазами Градова, а не его жертв. Но их жалко. Особенно инженера Маркина (Валерий Дьяченко), который видно, что испытывает угрызения совести, перестрадал и всё передумал, сидючи в тюрьме, и у него тоже любящая и тоже больная жена…

Можно согласиться с тем, что он и другие погибли во имя того, чтобы жена Градова могла спокойно лечиться в Германии? Стоит ли её гепатит стольких жизней? И что с ней станет, когда она узнает, сколько людей за неё положили? По правде говоря, она ещё до наступления «лекарственной» депрессии перестала вызывать горячее сочувствие. Да и Градов из борца за справедливость постепенно стал превращаться в хряка, сметающего всех на своём пути. Хотя шлейф неотразимого обаяния русского богатыря, заработанного в первых сериях, остаётся.

К концу сериала вообще не знаешь, кому сопереживать. Светлая, всепоглощающая любовь Градова к жене и его абсолютное бессердечие в отношении женщин, мужей которых он убил, никак не сочетаются. Тут что-либо одно. Вместе – это какое-то монструозное извращение.

Вообще, во всех упомянутых выше «сетевых» сериалах есть похожий нравственный, так сказать, заступ. В «Ди Каприо» в центре беспредельщик, который, зная, что у него СПИД, заражает вирусом всех подряд вплоть до невесты друга, а через общую любовницу – брата и его семью. Таким образом изобличается творческая интеллигенция. В «Содержанках» под прицелом бизнес-элита. Здесь тоже только и делают, что коварно предают и убивают. В финале герои (представители финансовой верхушки) говорят: «Мы все извращенцы». А в «Шторме» кошмар в государственных структурах и правоохранительных органах. Таков приговор кинематографистов всем сферам современной русской жизни?

И о звучащем в сериале мате. Это тоже модное извращение, знак якобы свободы и правды. Поначалу обсценная лексика шокирует, особенно в женских устах, потом к ней привыкаешь, потом перестаёшь замечать, но к концу фильма герои вдруг стали обходиться без неё. Значит, можно обойтись?

А Робак – выдающийся актёр, хороши и его партнёры, и все создатели сериала. Задали они нам задачу.

 

Тэги: Кино Событие Кондрашов Александр Отзыв Борис Хлебников Александр Робак Start
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В едином поле

    18.04.2025
  • Три рекорда

    19.03.2025
  • Из Ленинграда в Сталинград

    14.03.2025
  • Читая музыку смыслов

    28.02.2025
  • Чтение с пользой

    12.02.2025
  • Сергей Шолохов: «Быть вольным во веки веков!»

    1447 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS