Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 ноября 2020 г.
  4. № 44 (6759) (04.11.2020)
Литература

Иллюзия возвращения

В Доме русского зарубежья открылась выставка «Бунин. Эмиграция. Творчество»

03 ноября 2020
Оформление экспозиции переносит посетителей в бунинскую эпоху

В центре экспозиции – жизнь Ивана Бунина на чужбине. 33 года – трудных, триумфальных, плодотворных – за которые были созданы такие шедевры, как «Тёмные аллеи», «Жизнь Арсеньева», «Окаянные дни», «Митина любовь».

Сразу при входе обращает на себя внимание временная шкала с ключевыми этапами биографии Бунина. И – чудом сохранившаяся трость писателя. По словам куратора выставки, доктора филологических наук Татьяны Марченко, пребывание писателя в эмиграции значительно осложняет сбор подлинных предметов – на чужбине просто некому озаботиться их сохранением… Впрочем, вещи – это не главное, когда речь идёт о писателе. Самое ценное, что остаётся от него, – книги, рукописи. И то и другое представлено на выставке в изобилии. Здесь есть и многочисленные прижизненные издания, и экземпляры с рукописной правкой Ивана Бунина, лаконичного, точного и строгого в своих замечаниях: «Обратите внимание на совершенное безобразие (подчёркнуто дважды. – В. Г.) на стр. 25-й – совсем нет разбивки между главами (в то время, как всюду в других местах она даже нелепо широка). Разбить!!» Особого внимания заслуживает витрина, посвящённая «Тёмным аллеям»: в ней можно увидеть разные этапы работы над книгой от черновиков до финальной правки.

vistavka-avtografov450x300.jpg
На выставке представлено много редких автографов

Интересно, что при таком педантичном внимании к своим произведениям, трепетному к ним отношению Бунин не был лишён самоиронии, что демонстрирует шуточное рекламное объявление, написанное им к выходу «Речного трактира»: «Истинно русская грусть, а также веселье!! Скандал под занавес!! Истинно русское обилие кушаний, закусок   и напитков, горячих и холодных!! Вкусно, занимательно и дёшево!!»

bal-pressy450x300.jpg
Иван Бунин блистал не только в литературной, но и в светской хронике

Конечно, особое место на выставке занимает тема вручения Ивану Бунину Нобелевской премии по литературе, что стало не только важной вехой в жизни самого писателя, но и настоящим праздником для всего русского мира. Фотографии и архивные видеосъёмки с нобелевских торжеств, элегантный Бунин во фраке – подлинный русский аристократ, искреннее ликование многих собратьев по перу… И всё же эти триумфальные дни тоже окрашены грустью: «Сердечное чествование хлебом-солью на перроне Стокгольмского вокзала, дружеские объятия и звуки родной речи создали у Буниных иллюзию возвращения домой…»

temnie-alei450x300.jpg
Авторская правка в сборнике «Тёмные аллеи»

Несколько витрин посвящены другим писателям-эмигрантам: Надежде Тэффи, Борису Зайцеву…

Экспозиция оформлена с безупречным, истинно «бунинским» вкусом – и ощутимой душевной теплотой, будто призванной запоздало компенсировать классику хотя бы толику выстраданного им на чужбине.

marchenko450x300.jpg
Куратор выставки Татьяна Марченко рассказывает об экспозиции потомкам Николая Телешова  

Выставку «Бунин. Эмиграция. Творчество» можно посетить до 10 января 2021 года. Экспозиция создана на основе материалов из музейного, архивного и библиотечного собрания Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. В работе над ней приняли участие также многочисленные музеи и архивы, в том числе Русский архив в Лидсе (Великобритания). 

Фото: Максим Гончаров

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:

– Эта выставка финализирует большое количество мероприятий, посвящённых 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина, которые проходили как в нашей стране, так и в Париже, Сеуле, Калькутте, Гаване... Я немного боялся, что в эпоху пандемии юбилей Бунина пройдёт более формально. Этого, к счастью, не произошло. Все мероприятия получились трогательными, искренними. Каждый участник отдавал частицу своей души, своих знаний. На мой взгляд, это происходило не только потому, что люди любят его щемящую, трепетную поэзию и прозу, но и потому, что они преклоняются перед его биографией. Ведь пережить всё то, что пережил Иван Алексеевич, не каждому удалось бы.

Татьяна Марченко, куратор выставки:

 – Почти все автографы мы выставляем впервые. То, что написано рукой классика, – совершенно бесценно, потому что от этого исходит живой ток. Мы знаем, что Бунин очень любил трости, но после его кончины многие его вещи выкидывались как никому не нужные... Но одну-то трость он забыл в Москве, в доме писателя Телешова! Она 100 лет ждала своего часа и теперь выставлена в нашей экспозиции.


Тэги: Валерия Галкина Иван Бунин Михаил Сеславинский Татьяна Марченко Дом русского зарубежья
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Многоликая Марина

    05.10.2022
  • Свидетель бытия

    07.09.2022
  • Сорок часов с книгой

    07.09.2022
  • Азарт переводчика

    24.08.2022
  • Между искусством и экологией

    27.07.2022
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Вершина бытия

    173 голосов
  • Поэзия вероятности

    90 голосов
  • Что скажут севастопольцы?

    69 голосов
  • Библиотека народной памяти

    68 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS