Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 ноября 2020 г.
  4. № 44 (6759) (04.11.2020)
Спецпроекты ЛГ Уникальные особняки Москвы

Морозовское «палаццо»

Здание в стиле английской готики стало украшением центра Москвы

04 ноября 2020

Улица Спиридоновка – одна из тех, где так и веет старой Москвой. Тут очень приятно прогуливаться, особенно в выходные, когда практически нет машин.

Название улицы происходит от церкви Святителя Спиридона Тримифунтского, что на Козьем болоте (она стояла на месте нынешнего дома №24/1). Сама же местность известна с XIV века как удобное урочище для выпаса коз, и, например, итальянский учёный-гуманист Паоло Джовио, епископ Ночерский, составивший в 1525 году описание Московии, отмечал: «В прилежащих к городу полях водится невероятное количество диких коз и зайцев». Козы, к слову, были вполне себе домашними, но москвичи держали их почти без присмотра, оттого животные и производили на иностранцев впечатление диких.

Спиридон Тримифунтский считается покровителем пастухов, скотоводства и сельского хозяйства в целом, и именно поэтому здесь и соорудили храм этому святому.

В конце XVI столетия урочище было пожаловано патриарху и получило ещё более удивительное современному уху наименование: Патриаршая Козья слобода. Примерно тогда же для осушения местности и разведения рыбы выкопали пруды, один из которых под именем Патриаршего сохранился до нашего времени. А при Петре I слободу ликвидировали, коз уже не было, огородов тоже, болота осушили, и древнее название Козье болото постепенно трансформировалось в Козиху. Спиридоновка же, длина которой составляет менее километра, постепенно преобразилась: обстроилась домами, потом роскошными особняками.

Главное украшение улицы – здание под № 17, особняк Зинаиды Морозовой, считающийся шедевром раннего московского модерна (1890-е годы). Однако первые сведения о доме под этим адресом восходят ещё к середине XVIII века. Территория участка была тогда обширнее и принадлежала тайному советнику И.Г. Воронцову.

В 1812-м все здешние постройки и прилегающие территории сильно пострадали от пожара, и позднее их приобрёл поэт и государственный деятель И.И. Дмитриев. В выстроенной им заново усадьбе несколько раз гостили А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

Впоследствии владельцем усадьбы становится Н.Т. Аксаков, брат знаменитого писателя и театрального критика С.Т. Аксакова. Дом стал местом встреч культурных и общественных деятелей, здесь проходили собрания славянофилов. Постепенно хозяин распродавал неиспользуемые участки, и в 1893 году оставшуюся часть владений выкупила Зинаида Григорьевна Морозова, супруга мецената и промышленника Саввы Тимофеевича Морозова.

avanzal450x300.jpg
Аванзал морозовского дворца  

В своё время их любовь наделала много шуму в купеческой Москве. Восемнадцатилетняя Зинаида, жена Сергея Викуловича Морозова, прямо на собственном венчании встретила его двоюродного дядю, Савву. Страсть вспыхнула настолько сильная, что ради неё Савва переступил через религиозные каноны и благочестивые обычаи старообрядцев (обе семьи принадлежали к старообрядческому толку) и предложил Зинаиде выйти за него замуж. Родственники и всё купеческое общество восприняли развод и женитьбу на разведённой как большой позор. Но, несмотря ни на что, влюблённые вступили в брак и прожили вместе семнадцать лет.

Особняк на Спиридоновке стал одной из первых крупных самостоятельных работ архитектора Фёдора Шехтеля. Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером, сам Савва Тимофеевич учился в Кембриджском университете, считался известным англоманом и поэтому выбрал последний стиль.

Новое сооружение поставили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с флигелем, где разместились все подсобные службы.

Строгие геометрические объёмы особняка создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещён в правом торце. Левая – более приватная – часть выходит в небольшой сад.

С довольно аскетичным видом фасадов контрастируют парадные интерьеры, воссоздающие романтическую атмосферу рыцарского Средневековья. Впрочем, есть и ренессансные, рокайльные, ампирные залы. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель сделаны на фабрике П.А. Шмита, шурина первого мужа Зинаиды Григорьевны.

А над убранством помещений трудился художник М.А. Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшал торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Михаил Александрович поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Дж. Мейербера «Роберт-дьявол». Также художником написаны были аллегорические панно для Малой гостиной.

Пышное новоселье в чудесном особняке состоялось 8 февраля 1897 года, однако семейное счастье царило в нём недолго. В 1898-м Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра, где встретил актрису Марию Андрееву. И новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное спокойствие. Андреева, правда, не скрывала: Морозов для неё – лишь друг, покровитель, но никак не мужчина мечты.

Через некоторое время актриса увлеклась Максимом Горьким и дала Савве отставку. Он решил вернуться в семью, и Зинаида Григорьевна пошла ему навстречу. Но прежние доверие и теплота в отношениях так и не вернулись.

Через три года, в 1905-м, тело Морозова нашли в номере гостиницы во французском Канне, рядом – браунинг и записка с просьбой никого не винить. Но Зинаида так и не поверила в самоубийство мужа. Спустя некоторое время она вышла замуж в третий раз – за московского градоначальника генерал-майора А.А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Павловичу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы не даёт ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете слышатся его покашливания и шаркающая походка и перемещаются предметы на столе.

Рябушинский переехал на Спиридоновку со своей красавицей-женой, дочерью и великолепной коллекцией полотен русских и европейских живописцев. Новый владелец не стал ничего переделывать, только заказал в 1912 году художнику К.Ф. Богаевскому три панно для Рояльной гостиной.

Октябрьская революция лишила дом и этих хозяев. После национализации здесь последовательно располагались Губернский продовольственный комитет, приют для сиротбеженцев из Бухареста, а во флигеле – Узбекский институт просвещения имени Иосифа Сталина.

Наконец, в 1929-м особняк был передан в хозяйственное ведение Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК при МИД России), и спустя ещё десятилетие здесь открылся Дом приёмов иностранных делегаций. Стены эти неоднократно становились свидетелями встреч первых лиц государства, подписаний важных деклараций и соглашений.

С 1973 по 1987 год по распоряжению министра иностранных дел СССР А.А. Громыко в здании проходила масштабная реконструкция исторических интерьеров.

Серьёзнейшим испытанием для творения Ф.А. Шехтеля стал пожар, случившийся 4 августа 1995 года, когда пламя уничтожило 70% внутреннего убранства, а сильнее всего пострадали аванзал и парадная лестница, были утеряны работы Врубеля и Богаевского. В кратчайшие сроки особняк ГлавУпДК удалось восстановить по сохранившимся шехтелевским чертежам.

В настоящее время морозовское «палаццо» находится в ведении ГлавУпДК. Предприятие предпринимает максимум усилий по сохранению его исторического облика, регулярно проводя в нём комплексные ремонтно-реставрационные работы. В самом же здании по-прежнему располагается Дом приёмов Министерства иностранных дел Российской Федерации, сохраняя за морозовским «палаццо» статус центра политической и общественной жизни.


Тэги: Александр Алиев
Обсудить в группе Telegram

Александр Алиев

Александр Газанфарович Алиев родился в Москве в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На дружелюбной Пятницкой

    28.10.2020
  • Дом-сказка

    30.09.2020
  • Спасибо за помощь!

    26.08.2020
  • Дворец, полный тайн

    26.08.2020
  • Как хороший учебник архитектуры…

    29.07.2020
  • «Я – Владимир, в гости ко мне приди…»

    9 голосов
  • В славном древнерусском стиле

    6 голосов
  • На дружелюбной Пятницкой

    6 голосов
  • Дом-сказка

    5 голосов
  • Жемчужина кекушевского модерна

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS