Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 ноября 2021 г.
  4. № 44 (6807) (03.11.2021)
Литература

Инстаграм и отчуждение

03 ноября 2021

Александр Снегирёв. Плохая жена хорошего мужа. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2021. – 384 с. – 2000 экз. – (Классное чтение.)


Я взялся читать новую книгу Александра Снегирёва с некоторой опаской: очень уж неудачной мне показалась предыдущая книга – «Как же её звали?». В своём кругу мы шутили (или не шутили), что Снегирёва испортила дружба с Александром Цыпкиным – унылым хохмачом-графоманом в книгах и обаятельным гением пиара по жизни. Одним словом, «Плохая жена хорошего мужа» несколько дней лежала у меня на столике, пока я ходил вокруг неё и не решался открыть: страшно обидно было бы разочароваться. Однако же боялся я зря – новая книга не только возвращает нам блистательного рассказчика, но и предъявляет несомненный рост над собой значительного художника, вдумчивого писателя и прекрасного стилиста.

«Плохая жена хорошего мужа» – сборник из 22 рассказов. Рассказов небольших: в самом объёмном 30 страниц, но по большей части – 10–20. Как раз этот объём всегда и казался мне самым продуктивным для Снегирёва; романы романами, но именно на пространстве рассказа он достигает подлинных высот.

Мир рассказов Снегирёва – мир сегодняшней московской средней буржуазии: шубы, тойоты, няньки, заграницы, рестораны, спортзалы, йога и ЗОЖ. Ему не нужны ни открыточные пейзажи, ни всемирно-исторические события на фоне, чтобы сказать то, что он хочет сказать. (В действительности писатели слишком часто пишут о всемирно-исторических событиях и бог знает каких пространствах, только чтобы скрыть нищету собственной мысли.) Снегирёв чувствует себя в своём материале как рыба в воде, и именно он даёт ему свободу для высказывания – высказывания глубоко трагического, но и неожиданно гуманистического.

Тут должны прозвучать все приличествующие случаю слова – тонкость, наблюдательность, изобретательность, стилистический такт, – вот они и прозвучали, только они всё-таки кажутся какими-то ходульными, чуда они не объясняют. Того чуда, которое из раза в раз удаётся Снегирёву: из повседневности московской жизни, из бытовухи и того, что называется отношеньками, – вынырнуть вдруг по ту сторону сиюминутности, поставить читателя на холодный ветер экзистенциальной тоски и почти сразу утешить лёгкой, неуловимой иронией.

В одном из рассказов описывается день героини, молодой матери, живущей в буржуазном московском пригороде, – муж-бизнесмен, собственный дом, домашний бар, всё как у людей. Вот приехал курьер, привёз продукты, вот заехал проведать папа, вот вдруг из прошлой жизни объявился бывший любовник, чтобы попрощаться навсегда, вот сын первый раз встал на ноги в кроватке, вот муж пишет, что останется в городе на ночь, потому что очень много работы, – и всё это время в подвале дома в ловушке сидит мышь. Героиня не знает, что с ней делать: убить не может, оставить тоже, она относит её на помойку, но потом почему-то забирает обратно. Ясно, что мышь эта выступает как метафора какой-то другой жизни, про которую героиня и хочет забыть, но не может.

Так это и работает: инстаграм и просекко, а в подвале бессознательного – пойманная в ловушку мышь. Снегирёв часто делает героями своих рассказов женщин, но вот что любопытно: его героини не работают, а если работают, про них никак не скажешь, что они занимаются делом. Ноготочки, шопинг, селфи – вот и все дела. Удивительно ли, что основная составляющая этой жизни – тоска; бесконечная, животная тоска. Впрочем, Снегирёв не осуждает и не бичует, а вместо этого бесконечно жалеет своих героинь, да и героев тоже. В конечном счёте текст Снегирёва работает как утешение, он как бы говорит – да, мы живём маленькие и довольно бездарные жизни, проводим их в мелкой суете, немудрящих желаниях и глупых заботах, но мы всё-таки не делаем зла, и кто осудит нас за такую малость, как стремление к простому комфорту и толике счастья?

В отличие от популярного нынче Селукова – схематичного, плоского и предсказуемого, как план эвакуационного выхода на стене столовой, — Снегирёву удаётся текст многомерный, мерцающий и неуловимый. А для чего ещё нужно искусство, как не для того, чтобы сказать то, что высказать трудно, почти невозможно? Вот герой помогает своему другу вернуть любимую женщину и жениться на ней, но скоро выясняется, что жизнь с ней невыносима, и друг хочет от неё избавиться; в финале они паркуют машину у кафе, ищут свободное место, вдруг видят пустое, но почему-то боятся, и парковщик говорит им: «Не надо бояться пустоты». Трудно выразить дискурсивно, что тут имеется в виду, как раз для этого и нужен рассказ – рассказ Снегирёва, – чтобы погрузить читателя в особенное состояние, когда жизнь как бы видна целиком и сквозь неё просвечивает само её основание.

У Снегирёва звериное чутьё на язык: писатель-неудачник, «онажемать» при богатом муже, брошенка, моряк-срочник – каждый говорит своим языком. Как будто бы это и есть профессионализм писателя, что ж тут удивительного, однако по нынешним временам нужно и это особенно отмечать. Вот новообращённая в веру героиня долго думает, чего ей попросить у Бога – денег, здоровья, мужа? – и в конце концов у неё вдруг вырывается: «Я хочу, чтобы он от меня отстал! Чтобы и он, и вы все от меня отстали! Пусть у вас у всех всё будет хорошо, будьте уже наконец счастливы, только отвяжитесь от меня! Слышите?! Пусть у вас всех всё будет хорошо, только оставьте меня в покое!» «Он воспримет это нормально» называется этот рассказ.

Тотальное отчуждение от жизни и друг от друга – вот, наверное, главный мотив, объединяющий все тексты сборника. Недаром многие снегирёвские герои как бы и не живут свою жизнь, а собирают материал для чего-то будто бы более важного, будь то инстаграм или творчество – впрочем, всякий раз никому не нужное. Недаром так часто подчёркивается схожесть героев с куклами или даже мертвецами на фотографиях. Недаром герои так часто думают о суициде.

Что ж, Снегирёв – ставил он себе такую задачу или нет – создаёт в новом сборнике объёмный, панорамный, подробный и в высшей степени искусный портрет современной буржуазии. И если вам показалось, что жизнь её тосклива, беспросветна, бессмысленна и жалка, то вам не показалось. Другое дело, что делать с этим знанием. Снегирёв не выносит вердиктов и не делает выводов. Но читатель имеет право их сделать.

Тэги: Вадим Левенталь
Обсудить в группе Telegram

Вадим Левенталь

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Возможен ли русский Гришэм?

    14.09.2022
  • По кругу

    24.08.2022
  • Между «жить» и «служить»

    03.08.2022
  • Баллада о травме

    02.02.2022
  • Зомбаки за Волгой

    22.12.2021
  • Зомбаки за Волгой

    40 голосов
  • Пелевин навсегда

    32 голосов
  • Несвятые девяностые

    22 голосов
  • Летописец растерянности

    20 голосов
  • По кругу

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS