Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 ноября 2021 г.
  4. № 44 (6807) (03.11.2021)
Общество

Пепел и алмаз

Что разделяет нас с поляками?

03 ноября 2021

У государств и народов нередки претензии друг к другу. Однако разумные политики предпочитают держать их в сфере исторической мифологии, не позволяя влиять на ситуацию в сложных международных отношениях.


Есть, однако, у России сосед, где исторические обиды не просто помнят, а ими осознанно дорожат. Речь о Польше, где власти отвергают российские попытки выяснить, осмыслить все взаимные претензии и положить им конец. Демоническая мечта о сокрушении или хотя бы об унижении великого соседа представляется едва ли не смыслом национального существования. Как-то так там у них получается, что Россия всегда питала к славянской сестре низкие и неблагородные чувства.

Такое мнение крайне несправедливо. На памяти моего поколения не было, пожалуй, другой страны, чья история и культура, чьи творческие гении вызывали бы столько интереса и тёплых чувств, как Польша.

И дело было не только в так называемом единстве стран социалистического лагеря. Тяготение к Польше, её культуре явно не умещалось в его рамки. Помню, журнал «Польша», издававшийся в ПНР, опережал по популярности даже глянцевую «Америку». «Польша» покоряла блеском и остроумием журналистского мастерства с чисто польской манерой чуть иронического романтизма. Еженедельная радиопрограмма «Муве (говорит) Варшава» пленяла артистизмом, особой светской неофициальностью, обаятельными голосами ведущих и запросто побеждала даже запретный «Голос Америки».

Поразительной была популярность в СССР польского кино. И хоть фильмы, снятые в Варшаве и Лодзи, проходили на родине идеологическую цензуру, советский зритель воспринимал их как глоток свободы. Конечно, Збышека Цибульского в тёмных очках не представишь в роли передовика соцсоревнования, но таких смятенных парней, нищих романтиков и «невинных чародеев» на московских улицах было не меньше, чем на варшавских. Просто у нас не допускалось подобное снимать. «Пепел и алмаз» не выпускали в СССР шесть лет. Моим приятелям из ВГИКа показывали его на занятиях, и они потом по кадрам передавали его смысл всем нам. Кто-то придумал термин «устное кино». Анджей Вайда говорил, что стать автором «устного фильма», пожалуй, не менее почётно, чем лауреатом престижного кинофестиваля.

Бывшего варшавского хулигана, водителя тяжёлых грузовиков Марека Хласко в СССР не издавали, но я сам не раз был на домашних чтениях, когда люди, знавшие польский, буквально с листа переводили его рассказы друзьям. Уж не говорю, что польские «пёсеньки» каждый день звучали в московском эфире…

Уверен, художественное творчество и чутьё народов бывают сильнее и притягательнее политического злопамятства, ссор и любых выяснений отношений.

У Булата Окуджавы есть песня, которая, по-моему, воспринимается более неоспоримым свидетельством, нежели аргументы логики. «Мы связаны, поляки, давно одной судьбою. В прощанье и в прощенье, и в смехе, и в слезах…» Недаром в Польше Окуджаву, как и Высоцкого, любили не меньше, чем в Москве или Хабаровске. Сейчас в Польше популярны другие мелодии. Как говорится, дело хозяйское. Но я уверен, что не только силой своего искусства, а более всего ощущением «одной судьбы» всем нам был ценен Булат Шалвович. Под трагическим пеплом разрухи, гибели и страданий просвечивал драгоценный алмаз народной души – и польской, и российской. Знаю я и то, что «Пепел и алмаз», рассказы Хласко и песенки Агнешки Осецкой, как и Окуджавы, в заокеанском далеке востребованы не будут.



Тэги: Анатолий Макаров
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Макаров

Макаров Анатолий Сергеевич — писатель, пе... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кому нужны Банионисы

    31.08.2021
  • Урок Хармса

    30.03.2021
  • Шаурма и Сталин

    19.01.2021
  • Богема и «бомонд»

    14.10.2020
  • Песни Соловьёва-Седого пережили время. Почему? В чём их обаяние?

    19.06.2019
  • Урок Хармса

    73 голосов
  • Кому нужны Банионисы

    60 голосов
  • Богема и «бомонд»

    37 голосов
  • Шаурма и Сталин

    32 голосов
  • Песни Соловьёва-Седого пережили время. Почему? В чём их обаяние?

    27 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS