Э.С. Кочергин. Записки Планшетной крысы. – Санкт-Петербург, Вита Нова, 2013. – 342 с. – 5000 экз.
И вот в закрытом на реконструкцию БДТ им. Товстоногова состоялась презентация этой долгожданной, написанной «на коленке» книги. Строители, отдавая дань уважения «великому товстоноговцу», позволили приглашённым гостям войти в театр. В театре веяло прохладой, пахло свежей краской, но праздник удался.
Художественный руководитель БДТ А. Могучий уверенно дирижировал этим действом, а художественный руководитель Пушкинского театрального центра и театра «Пушкинская школа» поэт В. Рецептер, служивший в БДТ в 60–70-е актёром, вспоминал, что сам великий Г. Товстоногов прекрасно говорил и импровизировал, но писать не любил. Тем не менее работавшие с ним Е. Лебедев, О. Борисов, С. Юрский, Т. Доронина, О. Басилашвили и другие актёры написали и издали книги.
Не стал исключением и Э. Кочергин: его первые автобиографические книги «Ангелова кукла» и «Крещёные крестами» вызвали неподдельный интерес и были отмечены книжными премиями «Национальный бестселлер» и С. Довлатова, а длинная очередь в фойе театра из желающих купить книгу напомнила о былых очередях за билетами в БДТ.
Известные петербургские актёры читали со сцены фрагменты исповеди театрального художника, и оживали яркие образы великих коллег – запоминающиеся и «неподражаемо-странные». Не были забыты и скромные труженики сцены, которым Э. Кочергин как «литературно-театральный археолог» отдал в книге дань любви и уважения. Он всегда любил и любит выдумщиков, изобретателей, «чудиков», «антиков» и прочих странных людей: всех, в ком живёт душа.
Владимир КАМЫШЕВ