Ещё несколько лет назад дискуссии о репрессиях советского периода строились вокруг вопроса: «Вы готовы это признать или нет?» – его часто ставили в ходе телевизионных ток-шоу. Казалось, общество находится в исторической растерянности и не может консолидироваться, двигаться вперёд, не дав окончательной оценки советской эпохе. Однако после смены общественно-политической парадигмы в 2014 году выяснилось, что постановка вопроса надуманна, а общество воспринимает свою историю намного более серьёзно и цельно. В год 100-летия Русской революции разговор о репрессиях, скорее всего, кардинально поменяет направление. Разворачивается новая дискуссия – о том, кто имеет преимущественное моральное право объяснять и интерпретировать трагические страницы нашей истории. И с каких позиций надо это делать?
Сегодня отчётливо выделяются два противоречащих друг другу взгляда на тему репрессий, сталкиваясь в непримиримой борьбе. Они обусловлены не только разницей политических предпочтений людей, поскольку формируются на более глубоком уровне мировоззрения и культуры. Можно говорить, что в их основе лежат два разных подхода: христианский и противоположный ему. Образно говоря, в первом случае человек видит на местах репрессий храм, во втором – «Музей ГУЛАГа».
Если коснуться сферы культуры и искусства, то «Музей ГУЛАГа» культивирует ненависть к палачам и страх смерти. И палачи в нём уже даже не конкретные люди, а некая грозная тёмная сила, злой рок, левиафан. В «Музее ГУЛАГа» обычно ощущаются пустота и звонкое напряжение. С людьми, мучительно ушедшими до времени из жизни, нет и не может быть никакой связи и никакого общения, они где-то совсем далеко, их голоса забыты и не слышны, в лучшем случае остались одни интонации. Это не святые и не мученики – это жертвы, которые и после смерти испытывают страдания. Часто они воспринимаются как обезличенный сгусток боли – подобно Маскам скорби Эрнста Неизвестного. Они взирают на оставшихся жить осуждающе и взывают к мести: воздайте злу таким же злом.
Перед ушедшими чувствуешь вину, а перед роком смерти – беспомощность и злобу. Нехристианский культурный взгляд на репрессии направлен в наш материальный мир, он не метафизичен.
«Музей ГУЛАГа» стал едва ли не одним из видов современного искусства, он нарочито антиэстетичен и провокационен. Как элемент современной контркультуры, он требует мести не только палачам, но даже и всей культуре. Не только модерну, принципы которого реализовались в истории XX века, но и христианской цивилизации в целом. Всей своей изобразительной силой он воплощает и отражает атеистический бунт Ивана Карамазова и Николая Ставрогина, как бы спрашивая: где же был ваш Бог, допустивший такие страдания?
Этот ГУЛАГ «не забудет, не простит». Руководствуясь логикой мести, он видит в страданиях погибших легитимацию ответной, новой жестокости, которая, однако же, направлена не на физическое уничтожение людей, а на уничтожение традиции. «Музей ГУЛАГа» в этом развязывает руки. Злость и беспомощность перед неотвратимостью рока в конечном счёте даёт ощущение отчаянной, почти бунтарской свободы, позволяет почувствовать себя хозяином жизни. Если зло так велико и неотвратимо, то тогда всё позволено. Некоторые люди, ощущающие неотвратимость смерти, начинают мстить за это даже и самой жизни.
Нехристианское восприятие темы репрессий становится протестной политической технологией.
Слова «зэки», «ГУЛАГ», «чекисты», «политические доносы», «политические репрессии», «политзаключённые» и другая лексическая атрибутика темы репрессий были приватизированы и осовременены отечественным либерально-протестным дискурсом. Подкрепляя свою легитимность историческим прошлым, его лексика приобрела дополнительный смысл, сложилась в некий аппарат и используется для обличения не только былого, но и современности. Такая управляемая актуализация исторической памяти о репрессиях стала мощным политическим ресурсом. Ключевые тезисы этой риторики хорошо известны и сводятся к следующему: проведение трибунала над советским периодом, тотальная десоветизация России по прибалтийскому сценарию, массовое покаяние русского народа за советский период перед судом истории и мировой общественностью. А далее как итог следуют требования кардинальной смены культурно-ценностной парадигмы развития исторической России.
«Музею Гулага» чужда и невыносима консолидирующая сила «Бессмертного полка». Он не смог его высмеять и от злости создал свой ответ – акцию «Бессмертный барак». Словосочетание лишено вкуса и, к сожалению, опошляет память безвинно пострадавших людей.
Христианский подход к теме репрессий создаёт другую картину. Места и события, связанные с гибелью невинных, он не проклинает, а освящает. Это мышление материализуется в эстетике и богословии православного храма, где на каждой литургии вспоминается история репрессированного Бога. Здесь в молитве выстраивается личная связь человека с Богом и с погибшими. Погибшие – это не сгусток ненависти, а конкретные живые души. Они не взывают к мести, а ждут молитвенной помощи. Среди них есть и мученики за веру, известные и неизвестные миру святые, которые умирали с молитвой на устах – без проклятий в адрес своих палачей. Люди приходят в храм не за обезболивающим совесть адреналином, который предлагает музей исторических ужасов, а с целью принести Богу бескровную жертву: «Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Христианство настаивает, что зло, ведущее к страданию и смерти, находится внутри человека, и что врачевать его нужно любовью и покаянием, а не злобой и отчаянием.
К этому можно добавить, что сам Солженицын, не будучи в состоянии скрыть ненависть к советскому правосудию и лагерной системе, испытывая желание личной моральной сатисфакции и создавая одно из самых известных политических обличений XX века, всё-таки предпринимает драматическую попытку остаться христианином в оценке репрессий. Он изо всех сил старается запустить в создаваемый собственными руками музей ненависти под названием «Архипелаг ГУЛАГ» хотя бы немного христианского света, восклицая:
«Пусть захлопнет здесь книгу тот читатель, кто ждёт, что она будет политическим обличением.
Если б это так просто! – что где-то есть чёрные люди, злокозненно творящие чёрные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?..»
«Музей ГУЛАГа» без христианской составляющей со временем становится похож на аттракцион ужасов. Он не лечит и не приносит избавления от страданий. Чтобы память о трагедии народа служила нравственному оздоровлению общества, монополию на неё необходимо забрать у политтехнологов и менеджеров современного искусства, передать народу и наполнить христианским, молитвенным духом.
Христианский взгляд на репрессии позволит деполитизировать эту тему. Он сместит в ней акцент с поиска обидчика на духовное преображение, с юридических вопросов – на духовно-нравственные. Примером служит само Евангелие, требующее не смерти врагам, а духовного исцеления человека, включая не только святых, но разбойников и палачей.
Тема репрессий – это не набор фактов из новейшей истории и даже не урок. Это метод воспитания общества. В стране, культура которой основана преимущественно на православной традиции, христианизация этого метода сделает его консолидирующим. Как крест – орудие казни и знак позорной смерти – стал святым символом вечной жизни и любви Бога к человеку, так и память о репрессиях может стать школой любви и служить нравственному оздоровлению общества.
От редакции. «ЛГ» продолжает обсуждение значения, направленности, уроков, малоизвестных фактов и сторон русских революций 1917 года – Февральской и Великой Октябрьской социалистической. Приглашаем к разговору историков, политологов, публицистов, а также наших читателей.
Однако как то не вполне верный подходить к ситуации исключительно через христианскую точку зрения. Репрессиям были подвергнуты представители всех конфессий и даже воинствующие безбожники.
Музеи и памятники нужны. Это бесспорно. При этом желательно, чтобы от участия в финансировании были отодвинуты иностранцы. Это должно стать именно государственным делом. Государство не должно более допустить подобное - массовое привлечение к ответственности, репрессии невиновных.
Если же говорить о ГУЛАГе, то необходимо прекратить его описывать, как место содержания исключительно невиновных. Это не правда. Претензии, в большей степени, не к тем, кто содержал и расстреливал - отнюдь не все они знали, что жестко обращаются с невинными. Не палачи виноваты, а те, кто им направлял "человеческий материал" - следователи, "тройки", суды.
После книг Ю.Жукова, Кожинова, С.Кара-Мурзы, А.Елисеева, Рыбаса понял: не было Сталинских репрессий. Из их книг составил краткое изложение истории ежовщины: http://lit.lib.ru/k/kolesow_w_i/ «Не было Сталинских репрессий». На эту же тему говорится в "Солженицын. Гений и злодейство несовместны?"
Главную роль в ежовщине сыграли главы регионов, но они тоже были репрессированы (кроме Хрущева).
Сегодняшней олигархической власти в коррумпированном государстве имя Сталина вредно и опасно.
Под сенью красного флага
Люди гибли, как мухи
За проволокой ГУЛАГ-а?
Он лишь махнёт рукою,
Не поднимая взгляда:
- Время было такое;
Так, значит, было надо…
Значит время такое,
Чтобы для райского сада
Стать простым перегноем
В круге последнем ада?
Значит, так было надо?
----------------------------------------
И словно шлюхи, тут и там,
ходят слухи по газеты номерам.
- Так это правда иль слухи: ...?
- Слухи, слухи ... Успокойтесь.
Всенародная трагедия в советские годы была одна - Великая Отечественная Война.
Оглянитесь окрест. Практически в каждой простой семье кто-то погиб в ВОВ, а в деревне так и целые семьи: деревенских не эвакуировали, как евреев, активных коммунистов, артистов, писателей, и воевали они в танкистах и пехоте. А жертв "культа личности" если только один-два на сотню наберётся. Сейчас не меньше сидящих по тюрьмам, в ЛАГе, преследуемых ФСБ, избиваемых в МВД винных и безвинных - жертв математического принципа неполноты формальных систем, выражающегося в жизни в т.н. несовершенстве законов и двойном подходе к правам человека.
Уродов всегда хватало в силовых структурах - ;) даже среди вахтёров на ресепшине - через одного, как и кулаков-мироедов в народе.
Чистить силовиков и шибко партийных всегда надо, а методика чистки от степени внешней угрозы государству зависит.
СЛОВО "РЕПРЕССИИ" ДОЛЖНО УЙТИ ИЗ ЛЕКСИКОНА СТАЛИНСКОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ.
Вот это и будет сменой "общественно-политической парадигмы".
А попам и жидам, что строят Музеи Репрессий и ГУЛАГА надо напомнить, что передовые учения ОГНЁМ И МЕЧОМ в головы несознательных граждан внедряются, ; )как бином Ньютона - через подзатыльник.
Так было, когда крестили Русь, ;) католизировали индейцев, так есть, и так будет!
Так в Отечественную людей убивали и мучили смертельные внешние враги, а в репрессиях - собственные сограждане.
Но, если так существенно кто кого убивает, то вот статистика МВД за 2015 год: https://www.gazeta.ru/social/2016/01/22/8036075.shtml
Здесь тоже все свои - и жертвы и убийцы-насильники.
Каждый год число убийств + тяжкие увечия + смертей на дорогах ~ 100 000 - это сейчас. Только убийства - около 30 тыс.
И что, все сидевшие в те годы и расстрелянные были не за что или только за анекдот?
Для совсем зашоренных на сталинских репрессиях - аргумент, хотя бы для того, чтобы не называть выдающегося государственника преступником и не сравнивать Сталина с Гитлером. Наши предки в массе своей Ленина, Сталина, по крайней мере, уважали. Хрущёва уже нет.
--------------------------------------------------------------------
Голос не преподавателя МГИМО, но первой полосы ЛГ:
"Неужели нужны ещё какие-то аргументы, чтобы решительно и безвозвратно отказаться от антисоветчины, от исторических умолчаний? Ведь, право, стыдно смотреть, когда на недавнем параде 7 ноября (в целом прекрасно организованном, тонко срежиссированном) по брусчатке Красной площади едут легендарные «катюши», но вместо красных звёзд на них – чёрные двуглавые орлы, а из марша советских танкистов изъята строка «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин». Да, у нас был Сталин, да, у нас был праздник 7 ноября, да, у нас были герои-панфиловцы. Смиритесь уже, наконец."
В свете потерь ОТ и затрат НА надо сменить общественно-политическую парадигму с дебилизации-десталинизации на дерекламизацию-деавтомобилизацию.
В самом деле, если трезво рассудить, это же полный идиотизм, к которому почему-то большинство привыкло: в XXI веке забивать дворы и тротуары автомобилями, строить столько развязок, небоскрёбы, ;)_ не говоря уже о таком садизме, как прерывание полового акта (на экране ТВ) на рекламу.
---------------------
Почему были?!
Хорошо сказано первой полосой: "Да, у нас был Сталин, да, у нас был праздник 7 ноября, да, у нас были герои-панфиловцы. ..."
Были - в СССР, есть у нас (как назваться то?) - совков (по мне лучше чем россиян) - в сердцах и доброй памяти, и будут у государства ... ;) или опять государства не будет!
То, что Вы тут написали по теме т.н. "Сталинских репрессий", для меня вполне очевидно и в лишних доказательствах не нуждается.
По той простой причине, что после безобразной и бессмысленной 1-й мировой войны и жуткого и массового всероссийского мордобоя 1917 - 1922 г.г. трудно представить себе, чтобы все вольные и невольные участники, а также свидетели этого мордобоя, после завершения его активной фазы, могли выкорчевать из своих мозгов все обиды и ненависть и заменить их на любовь и всепрощение.
;) Это драки в песочнице и мордобой в кабаке бывают безобразными и бессмысленными. Называть Гражданскую войну всероссийским мордобоем такая же смысловая ошибка, как жёсткую кадровую и государственную политику Сталинской эпохи - репрессиями.
Нас правильно учили, что войны бывают справедливые и несправедливые, завоевательные и освободительные, а ещё, что революция - это хорошо, а контрреволюция - это плохо.
Разберёмся по порядку:
1. О первой мировой войне.
Если для кого-то из дореволюционного российского "истеблишмента" и был для этой войны "прообраз и замысел" (далее по тексту ПЗ), то у абсолютного большинства тех, кто должны были платить за эти "ПЗ" своими жизнями, здоровьем и благополучием своих родственников, об этих «ПЗ» было довольно смутное представление.
Какой-нибудь крестьянин из Тамбовской или ещё какой-нибудь губернии, даже если он поначалу и верил в то, что ему внушали авторы этих замыслов, то впоследствии, вдосталь покормивши вшей в окопах, втайне готов был послать ко всем чертям все эти «ПЗ» и вернуться домой.
По той простой причине, что он понимал, что от кормления вшей скотины и прочей живности в его дворе отнюдь не прибавится и амбар не наполнится.
Поэтому, когда кадеты, октябристы и прочий либерально озабоченный бомонд выдернули стульчик из под царёвого седалища, этот самый тамбовский мужичок начал всё больше задумываться о том, как бы половчее с этой войны сдёрнуть, что он и начал делать, когда окончательно убедился в том, что этому самому «бомонду» он со своими живностью и амбаром и нахрен не нужен.
2. О гражданской войне.
Если тебе не нравится слово «мордобой», то можно заменить его другим словом. Например, кровопусканием.
Для какой-то части кровопускателей (назовём её первой) с обеих сторон эта война была справедливой.
Только справедливость эти стороны понимали по разному.
Вторая часть, которая наверняка была не меньшей, если не большей, принимала участие в этой войне по разным причинам.
Одни по личным причинам, другие – под воздействием обстоятельств или окружающих, третьи – с целью пограбить и т.д…
Среди них с обеих сторон были и насильно мобилизованные. Особенно много их было в тех краях, где проходили боевые действия. Пришли белые – забрали в своё войско тех, кто не успел спрятаться. Пришли красные – забрали других, которые тоже не успели спрятаться.
Об этом лучше всех рассказал в «Тихом Доне» Михаил Александрович Шолохов. Там у него очень подробно и психологически точно описаны персонажи с обеих сторон, в том числе и из первой части.
Да что там рассказывать?
Достаточно внимательно посмотреть на то, что сегодня на наших глазах творится на Украине.
А теперь попробуем представить себе, как после этого кровопускания относились друг к другу вернувшиеся с войны и жившие по соседству победители и побеждённые.
Я очень сильно сомневаюсь, что все они без исключения очень хорошо и с любовью относились друг к другу.
Если бы референдумы по этим поводам проводить, то не было бы войн.
Многие ли побегут в военкомат добровольно, даже в случае агрессии?
Примерно столько же, сколько и от военкомата - процентов 10 максимум. А 80 по мобилизации с разными настроениями и мыслями (в основном, думаю, патриотическими при царе-батюшке, вожде, а вот при путиных - не уверен) потопают.
Разговоры на форумах - теоретические. А случалось что, сколько в жизни таких вот андрияшиных стукашиными стали. "Парня в горы тяни - рискни" ...
Лучше всех народное отношение к войне (кстати, гражданской) в наши дни выразила на камеру мать погибшего ополченца на Донбассе. На бестактный пассаж молоденького репортёра у свежей могилки: Но вы понимаете, что ваш сын герой? - Мать ответила: Лучше бы он был живой!
Хотя, конечно, слова, не только слова, но и не дело ещё.
- ... А сколько таких не просто партбилетчиков а КГБэшников? А если бы таких ... "безыдейных", кто уже на старте карьеры клятвенного защитника государства получал от него в три раза больше зарплату и в десять раз больше социальных льгот, чем молодой инженер, если бы их не отстреливали перед Великой Отечественной?
- Юридическая - да! А вот моральная или этическая?
Мораль и нравственность всё-таки глубже, человечней, чем этичность. Этика поведения может быть разной в разные эпохи, а вот мораль ... ?
Есть люди, что "мухи не обидят". Такие не могли, наверное, стать снайпером или палачом (нужные профессии) во все времена. Обычный фронтовик что-то никогда не расписывал (перед пионерами), как его пуля убивала немца. Человеку обычному справедливо ли нет ты кровь пускаешь, это всё-равно морально-нравственно неприятно.
Вот на таких "обычных", а их большинство, и рассчитано полит-технологическое словосочетание "сталинские репрессии".
В этом смысле весьма философична эта песня В.С.Высоцкого:
Удар, удар... Еще удар...
Опять удар - и вот
Борис Буткеев (Краснодар)
Проводит апперкот.
Вот он прижал меня в углу,
Вот я едва ушел...
Вот апперкот - я на полу
И мне нехорошо!
И думал Буткеев, мне челюсть кроша:
И жить хорошо, и жизнь хороша!
При счете семь я все лежу -
Рыдают землячки.
Встаю, ныряю, ухожу -
И мне идут очки.
Неправда, будто бы к концу
Я силы берегу, -
Бить человека по лицу
Я с детства не могу.
Но думал Буткеев, мне ребра круша:
И жить хорошо, и жизнь хороша!
В трибунах свист, в трибунах вой:
"Ату его, он трус!"
Буткеев лезет в ближний бой -
А я к канатам жмусь.
Но он пролез - он сибиряк,
Настырные они, -
И я сказал ему: "Чудак!
Устал ведь - отдохни!"
Но он не услышал - он думал, дыша:
Что жить хорошо, и жизнь хороша
А он все бьет - здоровый, черт! -
Я вижу - быть беде.
Ведь бокс не драка - это спорт
Отважных и т. д.
Вот он ударил - раз, два, три -
И... сам лишился сил, -
Мне руку поднял рефери,
Которой я не бил.
Лежал он и думал, что жизнь хороша,
Кому хороша, а кому - ни шиша!
В 1930-е годы власть в регионах и в промышленности принадлежала малограмотным большевикам, держав-шимся на жестоких репрессиях в своих вотчинах, но неспособных к модернизации страны. Сталин решил за-менить их через демократические выборы – тайные, альтернативные. Конституция 1936 года означала переход к парламентской республике. Однако главы регионов заставили большинство Политбюро усилить репрессии: ввести внесудебные тройки, отменить альтернативность на выборах. Сталин остался в меньшинстве. В 1937г. в стране бушевала ежовщина, раздавившая также и ее организаторов. Мощь страны крепили новые кадры – специалисты.
«Не было Сталинских репрессий» - это я так сказал. С чужих слов. Умные люди научили, историки, полито-логи: Юрий Жуков, Сергей Кара-Мурза, Святослав Рыбас, Юрий Емельянов, Вадим Кожинов, Александр Елисеев, Александр Панарин и др. Обычному читателю все их толстые книжки не одолеть, самое главное в них я представил в этой книге о репрессиях 1918 -1961 годов. http://lit.lib.ru/k/kolesow_w_i/ В книге расска-зано также о других репрессиях в период 1917 – 1956 годов.
Жупел репрессий стал самым мощным оружием разрушения Советского Союза.
К 1930-м годам в руководстве страны сложились три влиятельные страты (слои, группы). Первая – узкое руководство - Политбюро и правительство, работающее под контролем Сталина. Вторая – широкое руково-дство: главы регионов (первые секретари областных и республиканских комитетов компартии) и преданные им кадры. Третья – идейная оппозиция, борцы за мировую революцию, убежденные марксисты.
Сталин, оставаясь марксистом, убедился в том, что у западных марксистов нет сил и идей для успеха рево-люции. И он поставил цель: строить социализм в одной отдельно взятой стране - России. Для этого создавать мощную промышленность, крепить оборону, готовиться к войне с Гитлером.
Нужно было избавиться от собственных р-р-революционеров, борцов за мировую революцию.
В этом он мог рассчитывать на большинство партийцев, в том числе на широкое руководство. Да, они, рав-нодушны к мировой революции, помогут справиться с «марксистами», но укрепляются в своих вотчинах только арестами и расстрелами несогласных, а на модернизацию промышленности неспособны просто по своей неграмотности.
Что делать? Просто так убрать их нельзя, у них целые своры прикормленных пособников, которые уверенно проводят выборы в парткомы и в Советы без выбора, безальтернативно, в том числе и главы региона.
И Сталин решился на крамолу. Ввести альтернативные выборы в Советы. Демократию ввести. В 1936 году была принята самая демократическая в мире Конституция СССР. В избирательном законе предложена нова-ция: альтернативность.
Сталин объявил: «Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти».
Регионалы восстали. Начал глава Западно-Сибирского края Эйхе. 27 июня 1937 года Эйхе пришел к Стали-ну – с запиской. Беседа была долгой. После этого десятки глав регионов побывали у Сталина. С одним общим требованием: альтернативность выборов отменить.
Записка Эйхе не найдена до сих пор.
2 июля 1937 года – вот роковая дата советского строя.
В этот день Политбюро резко изменило политический курс: открыло широкую кампанию «охоты за ведь-мами» - за всеми подозреваемыми в антисоветских преступлениях. Региональным органам разрешены аресты и расстрелы без суда, в порядке административного проведения их дел через тройки. Определен состав троек: начальник регионального управления НКВД (председатель), прокурор региона и первый секретарь комитета партии региона. В этот день столкнулись две страты: сталинисты и регионалы.
В Политбюро девять членов. Четверо, в том числе Сталин голосовали за альтернативность выборов, а пяте-ро отвергли ее. Страну захлестнула ежовщина. Подробнее – в главе «Не было Сталинских репрессий» указанной выше книги.
ГУЛАГ (без кавычек) никто не может отменить. Уж пусть таковой будет с храмами.
Религия существует для того, чтобы держать народ в повиновении перед богатыми. А потому надо, чтобы храмов было как можно больше. (Если не верите, значит, спорите даже с Наполеоном).
Может, «ГУЛАГ»-музеев «как можно больше» надоти? Паразиты сподобятся и до такого соображения…
«ГУЛАГ»ом отпугнули советскую власть. Получили «реформы». А прошлое далеко не отработанный шлак: прибавочная стоимость и коммерческие обороты народ уже не воодушевляют. Сталинизм напоминает о своей живучести (на историческом уроке, в котором живём). Его не удаётся упрятать в могильник (не тревожьте призраки!)
У нас государственная коррупция. Грабительские реформы проворачиваются с помощью правовой опричнины. Центральные установки (законоуложения) слабее нелегальных цэу (работает закон хищнической силы). Это с точностью по природной модели. Полевой кузнечик резво скачет, не правда ли? А если в него вселилась личинка паразита, то… дальше нарастает такой симбиоз, что паразит заполняет все внутренности кузнечика. Их совместная жизнь теперь только по разделению пищи. Никакое лечение не поможет. Таким образом, паразитическая государственность найдёт конец или в майдане или в военном перевороте. Но опять же, ради новой коррупции (как в украинском-то кузнечике).
Долговечна ли «эпоха Путина», если примат справедливости утерян? проживём и без марксистских заветов? Гайдар? с его «абсолютно убеждён» в непреходящей плаксивости? Вашингтонский обком? с передовицами в какой газете? Зюгановизм живёт и побеждает? когда разбивается статуя Ильича в Добрянке?
Наверно, вернее сказать (автору), как поможет сосуществовать набожность и «улюкаевщина»? Фокусно просто: паразиты, прибегайте к «патриотизму»!
Прекрасно помню, как передовые православные священники в две руки с членами либеральной МДГ (а зачастую и будучи её членами) раскачивали советский корабль в конце восьмидесятых. Кто забыл об этом - напоминаю.
А посему - для народа предпочтительнее ни того, ни другого. Предпочтительнее - монумент с надписью: "здесь в 1930-40-х годах находилось место отбывания наказания вражеских шпионов и диверсантов, а также заговорщиков, желавших насильственно изменить государственный строй нашей страны".
Исходя из этого возможны и памятники (не везде - так как не везде были православные), предлагаемые автором, и монументы с близкими по сути предлагаемого Хатиным варианта, надписями.
Цитирую: "здесь в 1930-40-х годах находилось место отбывания наказания вражеских шпионов и диверсантов, а также заговорщиков, желавших насильственно изменить государственный строй нашей страны"
Где сказано, что сидели ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО виновные? Невиновных реабилитировали. Более того - реабилитировали существенную часть виновных, а кое-кого из них - из настоящих преступников - даже назначили в святые.
Кого из виновных реабилитировали? Кого из настоящих преступников назначили в святые? Прошу привести конкретные примеры.
Из виновных реабилитировали, в частности, изобретателя "троек" Эйхе. О том, кого назначили в святые, рекомендую учебное пособие Тимощук, Шавкунова и Федотовой "Введение в религиоведение".
Я не знаю, что такое "пруфы". Знаю, что свою позицию желательно обосновывать. Именно об этом я и попросил. Спокойно попросил.
Эйхе? Он был осужден именно за создание "троек"? Правда?
Может его обвинили в шпионаже, а он шпионом не был? Просто нравилось ему незаконно репрессировать людей и все. Не факт, что его обвинили собственно в незаконных репрессиях и поэтому шлепнули.
Не уверен, что реабилитация Эйхе - нарушение с точки зрения законов 1956 года. Я не говорю, что Эйхе преступник или не преступник. Негодяй - да. Но причем здесь ГУЛАГ? Он что был в лагере? Просто шлепнули его без всяких ГУЛАГов.
"Назначили в святые"? В святые назначают? Может Хатин просто приведет несколько персон, чтобы было ясно о ком речь?
Хотя... тогда ведь были не вы. Тогдашний сотрудник с эти ником оставлял в комментах статьи, которые зачастую были намного интереснее материалов газеты. Вы же, нынешний, способны лишь тупо троллить, делая вид, что вам неизвестно общеизвестное.
Помню, что про Эйхе я впервые узнал именно от вас - точнее, от вашего предшественника.
Подите вон, тролль.
Я изменил мнение. Вчитался в слова. Сей надутый павлин предлагает... монумент с указанием, что седели в ГУЛАГе предатели, диверсанты и прочие, и прочие. Кто то в какой то стране видел такие монументы? Где монумент, там и цветочки. Будут предателям цветочки таскать. Это же глупость очевидная. Музеи нужны. С указанием кто и за что сидел. Кто за дело, а кто был незаконно осужден. Это правда. А вот монумент - бред. Видите ли на каких то священников обиделся и натыкал идиотских монументов русский народ. Это будет посмешище - слушаться человека, желающего свалить из России, которому Россия интересна как объект глумления.
Кто здесь тролль? Тот кто предлагает очевидную ахинею.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться