Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 ноября 2016 г.
  4. № 45 (6575) (15.11.2016)
Культура

Люблю работать с железом…

16 ноября 2016

Художники воспринимают мир по-своему, и всеобщего признания достигает тот из них, кому удаётся донести до людей своё видение окружающего мира. И, по сути, вовсе неважно, посредством каких материалов они создают свои работы… их можно найти даже на свалках. Не верите? А зря… Вот в центре Еревана, на площади Шарля Азнавура, напротив одного из архитектурных чудес армянской столицы – кинотеатра «Москва», сразу в глаза бросаются металлические шедевры: грациозный паук, грозный медведь, а годами ранее – прекрасная лощадь и сердитый бык. Автор – Ара Алекян, скульптор с высшим профессиональным образованием, для своих творений использует детали от старых машин, шайбы, куски старых батарей, водосточных труб и арматуры, ненужную бытовую технику, маленькие пружины и массу других старых вещей из металла, которые находит в автомастерских и пунктах приёма металлолома.

. . . . . . . . .

Я хочу каким-либо образом украсить мой город. Как скульптор хочу сделать то, что умею. Одни называют моё творчество поп-артом, другие – сюрреализмом. Я сам затрудняюсь определить жанр, но уверен, что в железе, как и во всём на земле, есть душа. Её нужно лишь почувствовать. Кстати, этот жанр вовсе не является новаторским. У него достаточно давняя история, в изобразительном искусстве он появился в США в 50-х годах прошлого столетия. Он называется искусством, созданным из отходов. С отходами работали такие известные художники, как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали. Просто они пробовали всё в искусстве, и в том числе создавали из металла, в то время как я углубился в этот материал и до сих пор увлечён этим.

Когда я начинал, меня вдохновляло творчество французского скульптора Сезара Бальдачини. Но потом я нашёл свой путь – вернее, металл указал мне мой путь. И уже стало неинтересно, кто что делает. Интересно, что сможешь сделать ты сам.

* * *

Скульптура обычно начинается с каркаса. Мой педагог Адибек Григорян в училище Ф. Терлемезяна говорил, что правильно связанный каркас – 90 процентов дела. Если он сделан правильно, впоследствии в работе не будет проблем. Я очень любил собирать каркасы, они у меня получались красивыми.

32-2-45.jpg

Руководителем нашего курса в Художественно-театральном институте был скульптор Ара Арутюнян, он-то и натолкнул меня на новое открытие. Я уже оканчивал институт, и мы беспрестанно ваяли. Когда готовишься создать скульптуру средних размеров, то сначала мастеришь каркас из проволоки. Так вот, Арутюняну очень нравились эти самые каркасы в моём исполнении. Я их делал легко и аккуратно, они получались какими-то летящими, что ли. Я при­креплял к каркасу немного пластилина, долженствующего обозначить абрис будущей скульптуры, а Арутюнян говорил, что, мол, всё, хватит лепить, очень хорошо получилось. Так эти полу­фабрикаты и пролежали до лета, а в жару пластилин растаял. Арутюнян вначале намеревался поручить мне продолжить эти заготовки в бронзе, но это оказалось неподъёмно дорого, и я недолго думая просто приварил части каркаса друг к другу. Вначале я думал об автогене, чтобы наплавлять металл на каркас. Сделал статуэтку танцовщицы, для небольших работ это срабатывало. Но однажды в биологическом кабинете заочной школы, директором которой был мой отец, я увидел скелет рыбы и задумал сделать рыбу. Она была большая, и метод наплава металла на каркас не подходил. И я стал изучать технику электросварки, наваривать на каркас металлические элементы. Дальше были скорпион и король с королевой. Тут я обнаружил, что по уши завяз в этом металлическом мире и, что самое интересное, выходить из него не имею ни малейшего желания. Этот мир оказался удивительно красив.

* * *

Обычно я не делаю предварительных эскизов, работаю по воображению, представляя в пространстве будущий образ. Сначала, конечно, возникает идея. Потом – поиск материала для её осуществления. Редко бывают исключения, когда материал подсказывает конкретную идею. Начинаю с какой-то части тела, продвигаюсь дальше, наращивая объём. Необходимо чувствовать то, что хочешь сделать. Скажем, если это животное – надо передать характер, темперамент.

В процессе «сборки» огромное значение имеют детали. Именно они и подсказывают скульптору, как и что надо делать. Я часто меняю их, первый вариант отнюдь не окончательный. Что-то убираю, кое-что оставляю, некоторые детали добавляю. Для конечного итога необходимо, чтобы все детали сочетались между собой, и каждая из них была на нужном месте. Случается, что при работе над новым образом к месту приходится железка, на которую многие годы я не обращал внимания. Бывает, всё собираю, потом из-за одной детали всё переделываю заново, если эта деталь неубедительна.

Сначала детали скрепляю слабо, чтобы можно было в процессе их переставить или заменить. Когда заканчиваю, приглашаю сварщика, он закрепляет мои сварки, зачищает швы. Чтобы скульптуры можно было перемещать, делаю их из отдельных частей, которые потом собираются на месте с помощью крепёжных элементов.

32-3-45.jpg

* * *

Я могу часами копаться в груде металлических отходов в поисках нужной детали для воплощения своей идеи в скульптурный образ. В Ереване есть пункт приёма металлолома, где мне разрешают брать всё, что я захочу, причём бесплатно. Они предлагают работать прямо у них, но там места маловато, а мне нужен простор. В общем, собираю, что мне нужно, и перевожу в Веди (городок в 30 км от Еревана), где находится моя мастерская, и сваливаю тут. Всё должно быть под рукой. А то, бывает, понравилась мне деталь, а приткнуть её сей момент некуда, так я оставляю её до лучших времён, пока она не придётся впору какой-нибудь скульптуре. Иногда случается и так, что найденная в куче лома деталь сама подсказывает что-то важное.

* * *

Сейчас в Брюсселе находится шесть моих работ, четыре из которых – крупные скульптуры: две лошади, бык и медведь. Недавно в Брюсселе был издан каталог с описанием двухсот лучших скульптурных работ города, куда попала и одна из моих лошадей. Для меня это большая честь, поскольку каталог охватывает работы скульпторов разных периодов, и попасть в компанию к мастерам эпохи Возрождения, к Бурделю или Майолю – это серьёзный повод для гордости. А в 2005 году во Франции 12-минутный фильм режиссёра Сурена Тер-Григоряна, который рассказывает о создании скульптуры лошади «Рождённый из огня», удостоился Гран-при. В том же 2005 году этот фильм получил приз на ереванском фестивале «Золотой абрикос».

* * *

Люблю работать с железом. Мы хорошо понимаем друг друга. В конечном итоге все мои работы рождаются из огня. Огонь – это энергия. В жизни ничто не создаётся без энергии, именно с её помощью из огня рождается нечто.

Материалы и фотографии предоставил Ара Алекян

Тэги: Армения
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На перекрёстках эпох

    08.12.2021
  • Русофил из Еревана

    10.09.2021
  • Турецкий марш – 2020

    25.11.2020
  • Возвращение

    17.11.2020
  • Цена прозрения

    17.11.2020
  • На твоих рубежах полыхают пожары…

    86 голосов
  • Светоч просвещения

    29 голосов
  • История армян Москвы

    23 голосов
  • В Ереван, к Зорию Балаяну

    21 голосов
  • Флагман общественной дипломатии

    20 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS