Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 ноября 2016 г.
  4. № 45 (6575) (15.11.2016)
Многоязыкая лира России Проза

Сказка про пастушку

16 ноября 2016

Александр Карапац


Родился в 1959 году в Махачкале. В 1976 году окончил математический факультет Дагестанского государственного университета. Кандидат физико-математических наук. Пишет стихи, рассказы, сказки. Имеет ряд публикаций в газетах и журналах, а также в коллективных сборниках. С 2014 года участвует в работе литературного объединения «Верба». В прозе отдаёт предпочтение сказкам и фантастике.




По лесной тропинке шла девочка и что-то напевала. Девочке было лет тринадцать-четырнадцать. У неё были тёмные волосы и карие глаза. Перед ней двигалось небольшое стадо: три овечки и козлёнок. Бераль вышел на тропинку перед девочкой.

– Привет, – сказал он.

– Здравствуйте, – ничуть не испугавшись, ответила девочка.

– Ты хорошо поёшь. А хочешь, я тебя нарисую?

– Мама не велит разговаривать с незнакомыми, – неуверенно ответила девочка.

– Меня зовут Бераль, я художник. Живу в домике лесника. Приехал сюда на лето. А вообще-то я учусь в Королевской академии искусств. А как тебя зовут?

– Вога, – сказала девочка и улыбнулась, – вернее, Вогелла. А Вогой называют, чтобы было короче.

– Далеко ли ты гонишь своё стадо?

– Нет, здесь за поворотом есть полянка, где они обычно пасутся.

– Так ты разрешишь тебя нарисовать?

– Хорошо, если вам так хочется.

Бераль пошёл рядом. За поворотом тропинки действительно обнаружилась чудесная полянка. Животные разбрелись по ней, выискивая любимые травы, а Вогелла присела в тень большого дерева. Бераль вытащил из сумки раскладной мольберт и принялся его устанавливать.

– Ты часто сюда ходишь? – спросил он.

– Каждый день. Собираю стадо со всей деревни и пасу. А вечером обратно. За это хозяева дают еду. Надо же маме помогать.

– Да, ты уже большая, – сказал Бераль, нанося первые штрихи на лист бумаги.

– А ничего, если я почитаю? – спросила Вога, доставая из сумки книгу.

– Читай, конечно, – ответил Бераль, уже полностью сосредоточившись на рисунке.

Он и не думал, что станет писать портрет. Собирался делать зарисовки природы для своей будущей картины. Для этого и приехал. А портреты можно и в городе писать. Но так вышло. Постепенно рисунок приобретал завершённость. Лицо девушки на нём стало узнаваемым, но в то же время каким-то новым.

– А можно посмотреть? – спросила Вогелла, подходя в Бералю. – Ух ты! Здорово! Меня никто раньше не рисовал. А правда, я здесь похожа на принцессу?

– Да, только не хватает короны. Но корону я нарисую в другой раз. А пока ты будешь простой пастушкой, – ответил Бераль.

– Хорошо. А сейчас пора обедать, – весело сказала Вога, доставая из сумки бутерброды с сыром и протягивая один из них Бералю.

– Спасибо! – Он взял бутерброд. Потом расстегнул свою сумку и тоже достал припасы. – И ты угощайся.

После обеда рисовать уже не хотелось.

– А ты бы хотела стать принцессой? – спросил Вогу Бераль.

– Конечно! А кто этого не хочет? Ну, или хотя бы уехать далеко-далеко на корабле. Как в книжке, – ответила Вога, показывая на лежащую на коленях книгу.

– А что ты читаешь?

– «Алые паруса». Вы читали? Я ёе уже раз двадцать перечитала, а всё не надоедает. Повезло Ассоль. Может, и мне повезёт. Надо только верить.

– Да, главное – верить, – ответил Бераль и стал собираться.

На следующий день они встретились с Вогой снова. Он опять её рисовал. И снова они болтали о всякой всячине. И на третий день, и на четвёртый. Так продолжалось долго. Бераль привык к её весёлому голосу и звонкому смеху. Казалось, вся она излучает тепло и свет. С нетерпением ждал он нового дня, чтобы увидеть Вогеллу. Сначала он рисовал её среди лесной природы. Потом в городе. И, наконец, в королевских покоях, в наряде принцессы. И с каждым новым рисунком, казалось, преображалась сама девушка. Постепенно движения её становились грациозными, походка – величественной, выражение лица стало приобретать царственную отрешённость и значительность.

– Знаешь, а ко мне вчера приходил свататься сын старосты, – сказала она однажды Бералю. – Никогда меня не замечал. И вдруг сразу свататься! Вообще все в деревне считают, что я сильно изменилась. Говорят, что зазнаваться стала, даже кличку новую придумали – Принцесса.

– Ты и есть принцесса, – ответил Бераль. А в груди неприятно кольнуло. – И что ты ответила сыну старосты?

– Конечно же, отказала! До принца он никак не дотягивает.

Их встречи прерывались лишь на два дня, когда Бераль ездил в город. Он показывал учителю свои рисунки. Один из них, где Вогелла была изображена принцессой, учителю очень понравился, и он оставил его у себя.

– У тебя прорезался талант, мой мальчик, – сказал он Бералю. – Этот рисунок не стыдно повесить даже в королевских покоях. Надеюсь, до конца лета ты нарисуешь ещё много подобных.

А встречи Бераля и Вогеллы продолжались. Кроме рисунков Бераль стал писать стихи. Вогелла принимала их с царственным видом, как будто в этом не было ничего необычного. Она уже полностью вошла в роль принцессы. Даже с окружающими стала разговаривать свысока, как бы оказывая великую милость. В деревне, заметив эту перемену, всё больше и больше её дразнили, считая дурочкой. Но она только усмехалась и с каждым днём становилась всё заносчивей и высокомерней. Дошло до того, что она и с Бералем стала обращаться как со слугой, капризно требуя всё новых и новых знаков внимания. И ещё она постоянно говорила, что за ней вот-вот должен приехать принц. Как будто он уже сообщил ей это по почте и лишь немного задерживается!

«Ну точно как Ассоль! Верит в невозможное, – думал Бераль. – Книга вскружила ей голову. А может, это из-за моих рисунков? Ведь воображение способно изменить мир. Сильное воображение меняет мир даже без видимых действий. Вот я вообразил её принцессой, нарисовал такой, и она стала меняться. Я ведь и сам меняюсь благодаря ей. Мы с ней отражаемся друг в друге как в зеркалах, но видим себя не такими, как есть, а такими, какими нас видит другой. Такими, как в мечте, даже если мечта несбыточная».


16-1-45.jpg

Наш мир изменяется воображеньем,

Становится лучше, прекрасней для нас.

Я в зеркале вижу своё отраженье

В тебе, в волшебстве твоих радостных глаз.


Вглядись. Ты ведь тоже уже отразилась

Во мне, в суете быстротечного дня.

В волшебных осколках мечты повторилась

Такой, как предстала в душе у меня.


Так написал Бераль в одном из своих стихотворений. Теперь он писал стихи почти каждый день. Это стало для него потребностью.

Близилось к завершению лето. Однажды Бераль, как всегда, пришёл на знакомую полянку, но не нашёл там Вогеллы. Он долго ждал её, а потом решил сходить в деревню. Там он сразу направился в трактир – место культурной жизни и источник новостей. Заказав для приличия стакан чаю и булочку, Бераль приступил к расспросам.

– Не знаете ли вы девушку Вогеллу? – спросил он у толстого трактирщика.

– Вогу? Кто же её не знает! – ответил тот. – Дурочка дурочкой, а повезло ей удивительно.

– В чём же? – Бераль внутренне напрягся.

– Вчера вечером приезжал королевский посланник, показывал портрет. А на портрете – Вога, но в наряде принцессы. Спрашивал, не знаем ли мы эту девушку. Ну, мы сказали, что знаем. А сегодня рано утром целый кортеж прибыл. Сам принц приехал. Забрали они Вогу и увезли.

– Куда?

– Во дворец. Говорят, что принц, как увидел портрет, поклялся, что женится только на этой девушке. И вот уже больше месяца искали её по всему королевству.

Бераль не мог поверить в происходящее. Его портрет! Выходит, он сам превратил Вогу в невесту принца! Казалось бы, надо радоваться – ведь его воображение смогло изменить мир. Но радости почему-то не было. Было тревожно за Вогу и почему-то обидно.

Он вытащил из кармана листок с написанным вчера стихотворением и перечёл его.

Ты – живая. Ты – обыкновенная.

Я с тобой могу поговорить.

Я могу остановить мгновение

И мечту в мгновенье воплотить.


Расскажу о чём-нибудь обыденном,

Почитаю, может быть, стихи.

И с тобою, может быть, увидим мы,

Что уже становимся близки.


Ты расскажешь тоже мне про личное,

Про родных, про близких, про себя.

Всё твоё уже не безразлично мне.

Слушаю, мечту свою любя.


А ещё хотел бы, кроме прочего,

Сказку про двоих нас сочинить.

Если жизнь нам что-то напророчила,

Нужно это в сказку воплотить.

Он воплотил мечту девушки в сказку. Нужно радоваться.

По лесной тропинке шла девочка и что-то напевала. Девочке было лет тринадцать-четырнадцать. У неё были светлые волосы и зелёные глаза. Перед ней двигалось небольшое стадо: три козочки и овечка. Бераль вышел на тропинку перед девочкой.

– Привет, – сказал он.

– Здравствуйте, – ничуть не испугавшись, ответила девочка.

– Ты хорошо поёшь. А хочешь, я тебя нарисую? 

Тэги: Проза Дагестана
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Проза Дагестана

    30.08.2024
  • Рассказ учителя

    08.06.2022
  • Дважды заслуженный орден

    04.05.2022
  • Мальчик в платьице

    15.09.2021
  • Поединок

    07.02.2018
  • Рассказ учителя

    45 голосов
  • Выживший

    26 голосов
  • Мальчик в платьице

    22 голосов
  • Дважды заслуженный орден

    13 голосов
  • Цивилизация богинь

    6 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS