Давно подмечено, что экранизация или сценическое воплощение хорошо известного публике литературного произведения зачастую становится ярким общественным явлением. Довольно примеров этому показал в своё время опыт Советского Союза, «самой читающей страны в мире», когда выход в свет кинофильма или спектакля, например, «Войны и мира» Л. Толстого, стал предметом горячих обсуждений на читательских конференциях в библиотеках, крупных публичных диспутах и дискуссиях. Ведь у каждого читателя есть свой, дорогой для него образ героя, и он его готов отстаивать, как говорится, с пеной у рта. Эти воспоминания вспыхнули в связи с премьерой спектакля по знаменитому роману И.С. Тургенева во МХАТе им. М. Горького.
Итак, спектакль «Отцы и дети» как явление искусства состоялся. О нём заговорили увлечённо и страстно с первого же представления, и не будем томить читателя и скажем, что это очередная работа уже известного талантливого режиссёра Александра Дмитриева. Он осуществил её с группой актёров, сравнительно недавно работающих в театре, за исключением, впрочем, заслуженной артистки России и Карелии Лидии Матасовой, которая играет мать Базарова, заслуженной артистки России Ирины Фадиной в роли Одинцовой, заслуженных артистов России Александра Титоренко (П.П. Кирсанов) и Бориса Бачурина (Тимофеич). Для остальных участников спектакля мхатовская сцена – площадка малознакомая и, безусловно, трудная. И разговор о них – чуть ниже.
Сцена из спектакля, Евгений Базаров – Николай Коротаев,
Анна Одинцова –Ирина Фадина
«Я люблю этот роман», – можно услышать в публике, выходящей из зала после спектакля. Ей не терпится поделиться впечатлениями, она взволнована, эмоционально заряжена и уносит с собой вдохновение и силу пережитого в ходе спектакля. Отчего так бывает? Конечно, в первую очередь потому, что авторам этой постановки удалось «зацепить за живое» зрительское сердце, удалось разбередить душу его – ведь спектакль поднял одну из важнейших проблем современной России – конфликт отцов и детей. Тайна столь животрепещущей зрительской реакции на спектакль – уже в самом названии его. Ведь что греха таить? Наше общество давно больно, его терзает и мучает та мера глубины конфликта, который разросся в своём неблагополучии. Здоровое общество никогда не позволило бы глумиться над стариками, разводить беспризорных детей, бить женщин. Это стало почти нормой нашей жизни. Разве не замечали, как в современных фильмах изо дня в день с наслаждением и удовольствием, с завидной удалью лупят с размахом по женским щёчкам?! И всё это под умные разговоры о назначении искусства! Где, наконец, тот благородный рыцарь, который скажет категорично и навсегда: не сметь! Сколько можно болтать о вреде бойни на экранах ТВ, о недопустимости пропаганды жестокости и садизма и ничего не делать, чтобы этого не было? Надо помнить о великой миссии русской классической литературы, которая несла в себе чувство ответственности и вины, видя неблагополучие народной жизни.
Сегодня нелишне напомнить, что Тургенев принадлежал именно к той великой плеяде русских классиков, которые не отделяли себя от русского народа. И роман «Отцы и дети» далеко не все его современники, сторонники «чистого искусства», одобрили. Более того, упрекали в недостатке художественности. Тургенев был действительно одним из самых политически заострённых русских писателей, и к теме «отцов и детей» обратился, чувствуя её злободневность, политическую необходимость вмешаться в общественную дискуссию. Говоря современным языком, ему не давал покоя нерв политолога, неравнодушного к тому, по какому пути пойдёт развитие русского общества. «Отцы и дети» – самый острый политический роман писателя. В этой связи мне представляется особенно интересным подход режиссёра спектакля «Отцы и дети» Александра Дмитриева к решению проблемы идейной направленности спектакля. Он намеренно смягчает акценты в разногласиях оппонентов: Базарова и Кирсановых, специально заострённые автором романа. Осторожно, ненавязчиво Дмитриев внутренне округляет острые углы, тем самым подводя персонажей к взаимной сдержанности и даже теплоте в отношении друг к другу. Режиссёр ставит задачу – облагородить институт семьи, сделать её для всех прибежищем блага, тепла и радости. Уж больно жестока сегодня жизнь, слишком холодны и равнодушны друг к другу люди, слишком много неблагополучия в семьях. К достоинству режиссёра эта трудная задача проведена в спектакле деликатно, ненавязчиво, и потому она благотворна. И, безусловно, исходя из этой установки, необычайно симпатичным и привлекательным становится образ Базарова. Артист обладает внешними данными, удивительно точно отвечающими тому, каким видел и описал его Тургенев; в Базарове есть и резкость, и острота, характеризующая бунтарство и смелость натуры, и удивительная и прекрасная свобода в проявлении себя как личности независимой. И тем не менее в нём спрятаны, и до поры до времени не открываются то обаяние и нежность натуры, которые так прекрасны в любви, в которую, когда она приходит, веришь. Артиста зовут Николай Коротаев, театр можно поздравить: ещё один талантливый актёр украсил замечательную труппу. Не могу не сказать и об образе Аркадия Кирсанова. Его играет Юрий Ракович, уже известный мхатовскому зрителю. В целом все артисты вместе – это гармоничный благотворный ансамбль исполнителей. Спектакль оставляет светлое впечатление как картина интересной, насыщенной русской жизни, где люди – её украшение на фоне великолепной, одухотворённой, животворящей природы. Таковы декорации.
Галина Ореханова