Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 ноября 2018 г.
  4. № 45 (6666) (07.11.2018)
Литература

Тайнописец русской мысли

06 ноября 2018
Иван Тургенев – истинный символ России, смотрящей одновременно  и на Восток, и на Запад. Памятник писателю в деревне Тургенево,  Тульская область

Ещё в школьные годы творчество Ивана Тургенева становится некой точкой отсчёта. Знакомство с этим писателем начинается для большинства с повести «Муму» и легендарных «Записок охотника». А после каждый открывает «своего» Тургенева, возвращаясь к прочитанному или знакомясь с новыми гранями его творчества.
Чем интересен русский классик сегодня? И что он значит для каждого из нас лично? На этот вопрос попытались ответить современные писатели, критики и литературоведы.







березин.jpg

Владимир  Березин,
писатель

– Однажды, много лет назад, я был пионером и сидел у костра. Это был костёр за территорией пионерского лагеря, на лесной поляне. Мне очень повезло, что вожатым у меня был человек, далёкий от педагогических правил даже того времени. Этот молодой человек (я, к стыду своему, не помню его имени) выводил нас с территории лагеря после отбоя, и мы пекли картошку в ведре. Он рассказывал нам страшные истории, те самые, которые полагается рассказывать, когда затухает костёр и странные отблески ложатся на лица. Среди этих историй была одна – про крестьянина, который поехал в город. Возвращался он поздно и ехал уже ночью. Ночь была ясная, лунная, и крестьянин увидел у плотины барашка. Барашек был белый, кудрявый, хорошенький и бродил туда-сюда. Крестьянин взял его на руки и поехал дальше. Да только чудно ему, что барашек смотрит ему прямо в глаза. Стал он его гладить и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек вдруг оскалил зубы, да и говорит ему в ответ «Бяша, бяша!», передразнивает, значит.

Много лет я прожил с этой историей и только потом, при чтении «Бежина луга», нашёл разгадку. У того костра я столкнулся с удивительным феноменом: много примеров того, как фольклорный сюжет берётся писателем и превращается в сюжет литературный. Куда реже литературный сюжет превращается в фольклорный. А я несколько лет жил с рассказанной Тургеневым историей, не подозревая об этом. Дело было, конечно, не только в мальчишеском невежестве, а в некой всемирной связи, которая включала в себя и пионера, и классика.


4-сенчин.jpg

Роман Сенчи

писатель:


– Тургенев не из тех писателей, к которым я часто возвращаюсь. Ещё в школе не смог осилить «Записок охотника», заучить стихотворения в прозе, упорно не понимал «Муму», многие страницы «Отцов и детей» казались мне придуманными, смешными.

Почти всю его прозу прочитал, что называется, запоем весной 1992 года. Я тогда недавно вернулся из армии, в стране бушевали пожары, всё рушилось. Может быть, поэтому захотелось погрузиться в «Вешние воды», «Дворянское гнездо», «Первую любовь», «Месяц в деревне». На стеллаже дома стояло зелёное собрание сочинений Тургенева, и я погрузился.

Месяца два я пребывал словно в ином измерении, но, странное дело, с тех пор к его прозе меня не тянуло; через несколько лет я не мог вспомнить сюжет «Накануне», «Дыма»… Единственное, что меня по-настоящему зацепило, «Рудин». Я, наверное, тогдашний, двадцатилетний, совпал с Рудиным. Даже написал вскоре инсценировку этого романа, которой некоторое время очень гордился и был удивлён, почему её не приняли к постановке в Минусинском драмтеатре.

Что я могу сказать о Тургеневе сейчас? Что благодаря именно ему русская литература XIX века стала одним из главных сокровищ мировой цивилизации. Что это огромный русский писатель. Считаю так не потому, что так принято считать, – я в этом уверен, вспоминая то, с каким чувством читал его произведения.

Правда, Тургенев, к сожалению, забывается. К его книгам всё реже тянется не только моя рука, но и миллионы других читательских рук. Наверное, причина в том, что у Тургенева в прозе почти нет загадок, в отличие от Льва Толстого, Достоевского, Чехова…

Но выбрать месяц-другой и погрузиться в книги Тургенева я очень советую, особенно молодым людям. Он что-то такое меняет в душе, причём навсегда, даже если сюжеты стираются из памяти. Погружавшиеся в Тургенева и не погружавшиеся, это два разных сорта людей.

Хотя герой чеховского рассказа «В ландо» Тургенева читал, но ничего «не нашёл», «не понял». Такое тоже бывает.


4-Иванов-45.jpg

Геннадий Иванов,

поэт, первый секретарь правления Союза писателей России:


–Прежде всего Тургенев для меня – великий русский писатель. В классе у нас в школе висел его портрет. К сожалению, нередко теперь я не вижу в школах портретов наших классиков. Это печально.

Я только что вернулся из Вологды с Беловских чтений, и там понял: Иван Сергеевич – предтеча любимой моей «деревенской прозы». Кажется, Достоевский говорил, что помещичья литература сказала всё, что могла сказать, и теперь крестьяне сами о себе скажут. Так и получилось, И Тургенев невольно заложил фундамент этой будущей литературы, особенно «Записками охотника».

Перед тем как сесть за ответ для опроса «ЛГ», я перечитал кое-что из Тургенева. Какие-то места «просели» от времени, некоторые описания как бы забронзовели, как листва на осеннем дубе, но многое актуально, живо, даже свежо. А вот рассказ «Живые мощи» абсолютно современный и необходимый. Как будто в наши дни написан этот рассказ на вечную тему о судьбе человека на земле и его вере.

Тема нигилизма нынче тоже актуальна. Так что Базаров никуда не ушёл. И немало сейчас людей, которые всё отрицают. «Всё, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров».

И конечно, русский язык Тургенева! Его песнь русскому языку и сам слог. Это, пожалуй, самое главное в его наследии.

А его «Стихотворения в прозе»! Замечательны.

Тургенев наш классик. Об этом надо помнить государственным мужам. Классиков надо чтить и всячески утверждать на родной земле. У Тургенева про Кирсанова сказано: «Потеряв своё прошлое, он всё потерял». Так вот не потерять бы нам всё.


7А Бояшов.jpg

Илья Бояшов,

писатель, ответственный секретарь журнала «Аврора»:


– Если Толстой – «зеркало революции», то Тургенев для меня, вне сомнения, – зеркало русских противоречий.

Барин, питавшийся от доходов имений, живший на широкую ногу, не знающий нужды за счёт крестьян (хотя, будем справедливы, талант также внёс впоследствии свою лепту в его материальное благополучие)?

Несомненно!

Либерал, всеми фибрами души ненавидевший крепостное право, искренне стремившийся к его отмене, сочувствовавший всё тому же крестьянству?

О, да!

Западник, подобно губке, напитанный идеями «прогресса», половину жизни проведший на чужбине, по-европейски одевающийся, по-европейски мыслящий, французский язык которого (как и полагается) употреблялся чуть ли не чаще родного?

Конечно!

Славянофил, с гордостью восклицающий о «великом и могучем», признающийся в невыносимости существования без «дымного воздуха Отечества»?

Разумеется.

Малодушие (та самая злосчастная история с пароходом) и невероятная решимость (попытка с ружьём отстоять любовь), мелочность, щедрость, узость, широта, гегельянство, бакунизм, ретроградство, любовь к революции и отвращение к ней – Тургенев болеет теми же болезнями, которыми болеем сегодня и мы с вами. Подобно отечественному гербу, он смотрит одновременно и на Восток, и на Запад, то впадая в отчаянное либеральное исступление, то шарахаясь в сторону самодержавия: и нигде ведь ему не удержаться, нигде не отыскать твёрдую почву. Не с таким ли азартом сегодня одновременно вглядываемся в Восток и Запад и мы, грешные? Мучаемся, мечемся, до сих пор не зная, что выбрать, куда шарахнуться. Мы по-прежнему трагически раздвоены, а это, согласитесь, в какой-то степени, шизофрения.

Вот почему осмелюсь утверждать: как и наш имперский орёл, великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев – истинный символ сегодняшней Родины, проблемы которой, увы, неразрешимы.

Следовательно, он потрясающе актуален.


4-Старченко-45.jpg

Николай Старченко,

писатель, основатель и главный редактор журнала «Муравейник»:

– Эта красивая фамилия – Тургенев – очаровала меня с детства. Первый прочитанный рассказ «Муму» взволновал до слёз, и, помню, долго не мог уснуть, и утром попросил деда завести щенка. А «Записки охотника» стали моей любимой книгой. Читать её начал в двенадцать лет. Мне уже доверяли топить в нашей деревенской избе небольшую печку, называемую по-брянски «грубкой», для тепла на долгую зимнюю ночь. Но ещё не доверяли самостоятельно охотиться с ружьём. И сидя на маленькой табуреточке перед открытой дверцей, я с упоением вечер за вечером читал «Записки охотника». Так и соединилось навсегда вместе животворное тепло и от книги, и от старой печки. Тепло тургеневского слова я чувствую всю жизнь.

И вот летом 1999 года смог осуществить свою давнюю мечту – отыскать место действия рассказа «Хорь и Калиныч». Это в глухом углу Калужской области. Лесной деревеньки, к сожалению, уже не стало. Но сохранился пруд, выкопанный самим Хорем, угадывалась улица по остаткам фундаментов и палисадников, плодоносили яблони и груши.

Я опубликовал в центральной печати взволнованный очерк «Дорога в Хорёвку», в котором поставил вопрос перед властями и общественностью о сохранении этого памятного места, убеждая: «Ведь именно с «Хоря и Калиныча» вышла почти вся классическая литература о русском крестьянстве и русской природе». Но отклик получил только от своего старшего друга, знаменитого журналиста Василия Пескова. В июле 2002 года в честь 150-летия выхода в свет книги «Записки охотника», которая начинается именно рассказом «Хорь и Калиныч», мы вместе с сотрудниками заповедника «Калужские засеки» установили в Хорёвке памятный знак.

Прошло с той поры уже 16 лет, приблизилось 200-летие со дня рождения И.С.Тургенева – и снова я отправился на родину Хоря и Калиныча. У памятного столба, который стоит ещё крепко, покрыт благородной патиной времени, был проведён своеобразный круглый стол. Его участники (среди них – директор заповедника «Калужские засеки» Сергей Федосеев и главный научный сотрудник национального парка «Угра» Валерий Новиков) обсудили конкретные меры по созданию здесь хотя бы скромного музея под открытым небом, высказались о необходимости проложить сюда эколого-туристический маршрут для детей и взрослых. Хотя Хорёвка и не входит в границы заповедника «Калужские засеки» (она по соседству в семи километрах) и национального парка «Угра», но их руководители готовы всячески способствовать этому благому делу. Хорошо бы подключиться и всем неравнодушным людям!


6-ar-sergi.jpg

Вячеслав Ар-Серги,

народный писатель Удмуртии:

– Прочитаны его божественные рассказы – и запомнены, прочитаны его обязательные романы – и встали они солидными томами на ближней библио-течной полке, поются его песни – и не только к датам, читаются его стихотворения в прозе – и уходит покой от их тревожно-сладкой истомы…

Ближний потомок татарско-ордынского мурзы Тургена, перешедшего в своё время на русскую службу, он буквально очаровал своим русским языком всё живое, что современилось вокруг него… тогда. А нас и время наше – и ныне, и присно.

Волею судьбы своей он стал главным героем уникального и, конечно же, увлекательного биографического повествования – не только в истории мировой литературы, но и на «Бежином лугу» общечеловеческой культуры.

Мне иной раз даже и думается, что XIX век человечества нашего просто и физически не мог обойтись без него. Он был ко двору всем российско-европейским идейным ветрам, волновавшим умы его современников. Не было людей, равнодушных к Тургеневу! С ним советовались, с ним дружили, с ним ссорились и враждовали практически все выдающиеся люди России, да и за её пределами тоже.

Да, его жизнь – его главный роман. Он никогда не перестанет интересовать всех тех, кто уже прочитал написанное им – многое запомнил, но где-то – и нет. А вот судьба самого автора непревзойдённых «Записок охотника» – всегда актуальна, во всяком случае, для меня. Я думаю: а был ли он счастлив, Иван Сергеевич Тургенев? И конечно же, не нахожу ответа на этот вопрос – для меня важный… С виду он баловень судьбы, богач и красавец… Но не было для него покойного места, где бы радовалась его душа и расцветала простотою Божьей. Да и любовям своим он вряд ли был люб. Всё «у чужого гнезда» – «как безалабернейший из русских помещиков». По его словам.

Он никогда не строил себе долговременных жилищ – чурался их, а просто втыкал в землю свой тургеневско-лутовиновский родовой бунчук там, где надеялся тут же получить тепло и понимание, пищу и временный кров... И вряд ли получал его – это тепло и понимание: ведь даже остановившись на время, он уже жил новой, уже уносящей его прочь отсюда, беспокойной дорогой… По России, за Россией – без границ… И страны европейские были просто заурядными улусами его огромного русскоговорящего мира – подобно весям и далям милой сердцу его Орловщины.


Эрдни Эльдышев.jpg

Эрдни Эльдышев,

народный поэт Калмыкии:

– И.С. Тургенев был одним из моих любимых писателей студенческой поры. Его повести «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды» волновали меня больше всего. Они были так близки моей влюблённой душе!.. Иван Сергеевич верно и точно отразил чувства, которыми был охвачен я в ту пору. Мой женский идеал полностью соответствовал определению «тургеневская девушка», то есть искренняя, чистая, нежная, способная на решительный поступок во имя любви.

К большому сожалению, сегодня в нашем обществе, пронизанном жаждой потребления и наживы, «тургеневской девушке» (верю, что такие ещё есть!) приходится очень и очень нелегко.

Его потрясающий рассказ «Муму» будет вечно актуален своим состраданием к живому существу, что созвучно главной заповеди буддизма о сострадании ко всем живым существам, а стало быть, созвучно и моей душе. Многие рассказы из «Записок охотника» не только о красоте русской природы, но и о том, что жизнь в конечном итоге трагична и жестока, о том, с каким достоинством и в то же время как обыденно умирает русский человек.

Тургенев – гениальный классик, названия и содержание произведений которого стали нарицательными: «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Накануне»… Темы, поднятые писателем, современны и сегодня. Его читали вчера, читают сегодня и, уверен, будут читать завтра.


baranov-uk.jpg

Юрий Баранов,

поэт, публицист:

– Тургенев начался для меня с его знаменитого стихотворения, которое положил на музыку гусар Эраст Абаза, погибший в Крымскую войну под Севастополем. Романс «Утро туманное, утро седое» любила напевать моя бабушка. Я слушаю его с детства. Став постарше, я узнал романтическую историю создания этого стихотворения. Меня (как и многих других) поразило, что написано оно 25-летним человеком, а не ностальгирующим по молодости старцем. Вторым произведением Ивана Сергеевича для меня были «Щи» из «Стихотворений в прозе» – его нам читала учительница в четвёртом, насколько я помню, классе, рассказывая об ужасах жизни в царской России. Капитально читать Тургенева я начал в старших классах школы, читал с огромным удовольствием, и он навсегда стал одной из моих опор в русской классике – рядом с Достоевским, Лесковым и Алексеем Константиновичем Толстым. Был, конечно, в Орловском музее и в Спасском-Лутовинове. Помню, приятно удивил меня рассказ экскурсовода о том, что автор «Записок охотника» обходился дешёвым ружьишком – ведь не добыча его интересовала и не форс. К тому времени я уже знал, что советские сановники на завидовской охоте стреляют из дорогущих английских ружей без ремня (зачем он – ведь не барин понесёт, а егерь). Говоря о последних десятилетиях, не могу не сказать о раздражении, которое вызвал у меня Набоков, который в своих «Лекциях по русской литературе» снисходительно-презрительно отзывался о Тургеневе. Такие взгляды наряду с грубыми оскорблениями в адрес Чайковского, Шолохова и других русских гениев он вдалбливал в головы американских студентов. Но удивляет, что Министерство образования РФ рекомендовало «Лекции…» в качестве дополнительного учебного пособия для высших учебных заведений.   


kaznacheev sergey.jpg

Сергей Казначеев,

поэт, прозаик, критик,
литературовед:

– Творчество Ивана Сергеевича Тургенева уникально: он работал в разных родах и жанрах литературы и в каждом достигал высшей точки, кульминации, и если бы не эти несомненные успехи, мы бы не имели права говорить о нём как о великом писателе.

Возьмём малую прозу Тургенева. Он написал немало рассказов и очерков. Но если бы не «Записки охотника», не было оснований чествовать его как выдающегося рассказчика.

Начинал Тургенев как поэт, но его стихотворное наследие невелико и мало кому известно. Мы, может, и не рассматривали его как поэта, если бы не одно «но». Признаемся себе: когда на второй день после гулянки, утомлённые пиром, собираемся за общим столом, кто-то из гостей нет-нет да и затянет сакраментальный романс «Утро туманное, утро седое». Этот шедевр Тургенева у всех на устах.

Сатирический дар писателя был скромен. Но именно Тургеневу принадлежит одна из самых блистательных русских эпиграмм, посвящённая Н.Х. Кетчеру, вознамерившемуся перевести на русский язык драмы Шекспира прозою:

Вот ещё светило мира –

Кетчер, друг шипучих вин.

Перепёр он нам Шекспира

На язык родных осин.

Одним просторечным глаголом «перепёр» сказано всё о неимоверных и бесполезных усилиях переводчика. Последняя строка и вовсе стала крылатой фразой.

Среди его пьес явно выделяется «Месяц в деревне».

В сфере большой прозы мы видим, что среди вершин средней величины («Рудин», «Накануне», «Дым», «Новь», даже «Дворянское гнездо») как Эльбрус возвышаются «Отцы и дети», имеющие непреходящее мировое значение.

И последнее. Принято считать Тургенева сторонником устоявшихся, классических форм. Но именно он выступил как новатор, обратившись к прежде неслыханному в нашей словесности жанру «Стихотворений в прозе».


Ahmedov magomed new.jpg

Магомед Ахмедов,

народный поэт Дагестана:

– Иван Сергеевич Тургенев… С детства знакомое и родное имя, прежде всего поэта, поэта в прозе, поэта в жизни. Когда слышишь «Утро туманное, утро седое», где бы ты ни находился, веет родиной, природой, любовью, тоской и печалью, радостью и памятью.

Музыка тургеневской речи бесподобна, в ней сливаются чистые родники русского языка, утоляя жажду души всех людей, любящих Россию и великий русский язык.

Сколько лет рвётся душа спасти Муму, как трагичен и несчастен Герасим, как страдает сердце автора за каждого героя своего, какие неповторимые и великие произведения в «Записках охотника»... И как они написаны! Бесподобен и вечен Божий дар великого Тургенева и в «Стихотворениях в прозе». И здесь он становится ещё раз не только большим поэтом, но и тайнописцем русской мысли, философии и общечеловеческой значимости своего таланта.

Но начало начал – Тургенев «Вешних вод», «Первой любви», и «Аси». Тургеневские девушки стали не только литературным явлением, они стали жизненной необходимостью на долгие века, они то исчезают, то возникают, как звёзды на небе, но их негасимый свет остаётся в душе новых и новых поколений. «Рудин», «Дым», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» – невозможно перечислить всю многоцветную гамму тургеневского величия.

Мне кажется, что люди, переставшие читать Тургенева, перестали понимать красоту русского слова, русской природы, русского ума и сердца, перестали понимать великий стиль русской литературы, где самое высокое и достойное, но не доступное многим, место принадлежит Ивану Сергеевичу Тургеневу.


Тэги: Опрос
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Профессии «писатель» – быть?

    25.09.2024
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    12.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…»

    06.09.2022
  • Температура речи

    10.11.2021
  • Минцифры в ответе за Слово

    12.10.2021
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    206 голосов
  • «Сомнений в правоте России нет…»

    193 голосов
  • Выход из социальной теплицы

    97 голосов
  • Бунт непоротых

    43 голосов
  • Хой жив!

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS