Перейти к содержанию
  Среда 04 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    06 ноября 2019 г.  № 45 (6712) (06.11.2019)
Телеведение

Простим угрюмство?

Одновременно в Сети и кинотеатрах вышел фильм Юрия Быкова «Сторож»
Кондрашов Александр Кондрашов Александр — 06 ноября 2019
Сторож (Юрий Быков) и один из его мучителей ( Артур Бесчастный)

Это уж точно в полном смысле авторское кино – Быков не только режиссёр, но и автор сценария, и композитор, и даже исполнитель главной роли. Его поклонники увидели в «Стороже» не только некий рубеж, итог первого этапа творческой жизни режиссёра, но и исповедь, и покаяние, и само­истязание.

 

Юрий Быков очень молод, но успел снять больше фильмов, чем Квентин Тарантино, который старше почти на 20 лет. И убийств в его фильмах не меньше, впрочем, на этом сходства кончаются. У Тарантино кошмарные умерщвления совершаются не только страшно, но и подчас весело, с гротескным перебором, у Быкова же – всё буднично и угрюмо. У него другие люди, другая страна, в ней никогда не светит солнце, всегда грязь и слякоть.

И беспредел. В фильме «Жить» – бандитский, в «Майоре» – полицейский, в «Дураке» – городской, коммунальный, в «Заводе» – производственный, пролетарский. В «Стороже» – бабий. Разнообразный русский беспредел очень мил критикам и фестивалям – «Майор» получил приз прессы в Каннах, «Дурак» отмечен в Локарно, а также в России «Никой» и «Кинотавром»… До казуса с сериалом «Спящие», снятым по сценарию Сергея Минаева, изобличившим нашу прозападную интеллигенцию в коллаборационизме, Быков был её любимчиком. После показа сериала на ТВ разразился скандал, режиссёра обвинили в измене, он каялся, дескать, бес патриотизма попутал, на самом деле я – ваш, буржуинский, всё брошу, искуплю кровью…

Потом был хмурый «Завод», о котором мы писали, и вот угрюмый «Сторож».

Зима, неработающий огромный санаторий, охраняемый одним человеком, у которого ничего нет, кроме собаки, но и ту в начале фильма повесили. Это расплата за какой-то беспредел. Какой, нам не говорят, но что-то точно было, если герой Быкова безропотно сносит избиения и издевательства внезапно приехавшего персонажа, которого играет Гела Месхи, и его отца (Олег Зима). По-видимому, они всегда, когда напиваются, заваливаются в санаторий и отводят душу на стороже. Только когда они обливают его бензином и собираются поджечь, герой Быкова шепчет: «Не надо!» Он чувствует свою вину, жалок, но сочувствия не вызывает. Что же он натворил? Непонятно. Каждый предполагает что-то своё (увёл невесту у Месхи, зарезал его брата на операционном столе, работал на жуликов и воров?).

Потом в санаторий с бодуна заезжает некая Вера (Алла Юганова), бьёт стёкла и всяко беспредельничает, а вскоре появляется её муж Стас (Владислав Абашин). Он решил тут спрятаться – увёл общак какой-то криминальной фирмы. Попутно разыгрывается семейная драма: Вера разлюбила Стаса. Ещё у них недавно умер маленький сын, Вера помышляет о самоубийстве.

Все герои на краю, вдобавок Стаса подстрелил подъехавший бывший товарищ, пулю у него из живота вилками выковыривает сторож, который, оказывается, бывший хирург. После успешной операции, проведённой в антисанитарных условиях, пока муж в забытьи, Вера идёт в номер сторожа и там отдаётся ему. Впрочем, это не в первый раз. Реально сумасшедшая баба. Она мечется, то хочет спрыгнуть с крыши и разбиться, то звонит в город бандитам и сообщает, где находится Стас, то прячется с ним. Бандиты приезжают, пытают сторожа, требуют, чтобы он выдал гостей... В общем, это плохо кончается, особенно для Стаса.

Всё. Так о чём же этот фильм? О том, что за всё надо платить? Да, мы это знаем. Но за что конкретно платят герои? Как-то всё абстрактно… За то, что угораздило родиться в России, которую придумал им Юрий Быков? Полная на этот раз невнятица. Причём унылая – в палитре режиссёра отсутствует юмор, что очень обедняет его киноязык.

И ещё одно важное обстоятельство, объясняющее отсутствие успеха этого фильма в прокате, да и в среде киноманов. Оно в распределении ролей. Нет, артисты все достоверны, убедительны, оправдывают очень трудные предлагаемые обстоятельства, все – кроме главного героя. То есть как актёр Быков всё делает правильно, но индивидуальность у него такая, что его образ не вызывает симпатий, сочувствия, сопереживания. Другие артисты, участвовавшие в его фильмах, такие как Денис Шведов, Артём Быстров, тот же Владислав Абашин, для заглавной роли подходят больше. В актёрской индивидуальности крайне важно обаяние: располагает к себе человек, вызывает интерес, доверие или нет. Наверное, Быков это понимает – возможно, ему надо было лично подвести жирную черту, завершая первый этап своей драматической творческой биографии.

Черта подведена. Что дальше?

Александр Иванов

 

Россия Премьера Кино Кондрашов Александр Отзыв Юрий Быков Гела Месхи
168

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Без фурора и простоты:

02.10.2023

Смятение

28.09.2023

Одна правда

20.09.2023

Китай и кино

15.09.2023

Микулай и пустота

06.09.2023

Отрезанный ломоть,

549 голосов

Кто заработал на продаже Аляски

494 голосов

Мина, заложенная Максом Фасмером

445 голосов

Что сказал Ленин

306 голосов

Политика, опрокинутая в прошлое

300 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты