Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 ноября 2019 г.
  4. № 45 (6712) (06.11.2019)
Телеведение

Простим угрюмство?

Одновременно в Сети и кинотеатрах вышел фильм Юрия Быкова «Сторож»

06 ноября 2019
Сторож (Юрий Быков) и один из его мучителей ( Артур Бесчастный)

Это уж точно в полном смысле авторское кино – Быков не только режиссёр, но и автор сценария, и композитор, и даже исполнитель главной роли. Его поклонники увидели в «Стороже» не только некий рубеж, итог первого этапа творческой жизни режиссёра, но и исповедь, и покаяние, и само­истязание.

 

Юрий Быков очень молод, но успел снять больше фильмов, чем Квентин Тарантино, который старше почти на 20 лет. И убийств в его фильмах не меньше, впрочем, на этом сходства кончаются. У Тарантино кошмарные умерщвления совершаются не только страшно, но и подчас весело, с гротескным перебором, у Быкова же – всё буднично и угрюмо. У него другие люди, другая страна, в ней никогда не светит солнце, всегда грязь и слякоть.

И беспредел. В фильме «Жить» – бандитский, в «Майоре» – полицейский, в «Дураке» – городской, коммунальный, в «Заводе» – производственный, пролетарский. В «Стороже» – бабий. Разнообразный русский беспредел очень мил критикам и фестивалям – «Майор» получил приз прессы в Каннах, «Дурак» отмечен в Локарно, а также в России «Никой» и «Кинотавром»… До казуса с сериалом «Спящие», снятым по сценарию Сергея Минаева, изобличившим нашу прозападную интеллигенцию в коллаборационизме, Быков был её любимчиком. После показа сериала на ТВ разразился скандал, режиссёра обвинили в измене, он каялся, дескать, бес патриотизма попутал, на самом деле я – ваш, буржуинский, всё брошу, искуплю кровью…

Потом был хмурый «Завод», о котором мы писали, и вот угрюмый «Сторож».

Зима, неработающий огромный санаторий, охраняемый одним человеком, у которого ничего нет, кроме собаки, но и ту в начале фильма повесили. Это расплата за какой-то беспредел. Какой, нам не говорят, но что-то точно было, если герой Быкова безропотно сносит избиения и издевательства внезапно приехавшего персонажа, которого играет Гела Месхи, и его отца (Олег Зима). По-видимому, они всегда, когда напиваются, заваливаются в санаторий и отводят душу на стороже. Только когда они обливают его бензином и собираются поджечь, герой Быкова шепчет: «Не надо!» Он чувствует свою вину, жалок, но сочувствия не вызывает. Что же он натворил? Непонятно. Каждый предполагает что-то своё (увёл невесту у Месхи, зарезал его брата на операционном столе, работал на жуликов и воров?).

Потом в санаторий с бодуна заезжает некая Вера (Алла Юганова), бьёт стёкла и всяко беспредельничает, а вскоре появляется её муж Стас (Владислав Абашин). Он решил тут спрятаться – увёл общак какой-то криминальной фирмы. Попутно разыгрывается семейная драма: Вера разлюбила Стаса. Ещё у них недавно умер маленький сын, Вера помышляет о самоубийстве.

Все герои на краю, вдобавок Стаса подстрелил подъехавший бывший товарищ, пулю у него из живота вилками выковыривает сторож, который, оказывается, бывший хирург. После успешной операции, проведённой в антисанитарных условиях, пока муж в забытьи, Вера идёт в номер сторожа и там отдаётся ему. Впрочем, это не в первый раз. Реально сумасшедшая баба. Она мечется, то хочет спрыгнуть с крыши и разбиться, то звонит в город бандитам и сообщает, где находится Стас, то прячется с ним. Бандиты приезжают, пытают сторожа, требуют, чтобы он выдал гостей... В общем, это плохо кончается, особенно для Стаса.

Всё. Так о чём же этот фильм? О том, что за всё надо платить? Да, мы это знаем. Но за что конкретно платят герои? Как-то всё абстрактно… За то, что угораздило родиться в России, которую придумал им Юрий Быков? Полная на этот раз невнятица. Причём унылая – в палитре режиссёра отсутствует юмор, что очень обедняет его киноязык.

И ещё одно важное обстоятельство, объясняющее отсутствие успеха этого фильма в прокате, да и в среде киноманов. Оно в распределении ролей. Нет, артисты все достоверны, убедительны, оправдывают очень трудные предлагаемые обстоятельства, все – кроме главного героя. То есть как актёр Быков всё делает правильно, но индивидуальность у него такая, что его образ не вызывает симпатий, сочувствия, сопереживания. Другие артисты, участвовавшие в его фильмах, такие как Денис Шведов, Артём Быстров, тот же Владислав Абашин, для заглавной роли подходят больше. В актёрской индивидуальности крайне важно обаяние: располагает к себе человек, вызывает интерес, доверие или нет. Наверное, Быков это понимает – возможно, ему надо было лично подвести жирную черту, завершая первый этап своей драматической творческой биографии.

Черта подведена. Что дальше?

Александр Иванов

 

Тэги: Россия Премьера Кино Кондрашов Александр Отзыв Юрий Быков Гела Месхи
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS