Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 ноября 2020 г.
  4. № 45 (6760) (11.11.2020)
Искусство

Свет памяти

11 ноября 2020

В Бетховенском зале Большого театра России прошёл концерт, посвящённый 120-летию со дня рождения легендарной пианистки Веры Лотар-Шевченко. Играли лауреаты международного конкурса пианистов её памяти Михаил Турпанов, Алексей Вакер, Владимир Петров и Тимофей Доля. Разнообразная программа продемонстрировала не только высокий исполнительский уровень одарённых музыкантов, но и то, что, безусловно, роднило их с Лотар-Шевченко: захватывающую эмоциональность, полную отдачу и редкое взаимопонимание с инструментом. В жизни у Веры Августовны никаких юбилеев не было. Дни рождения отмечались скромно, с самыми близкими друзьями в «зашкапной комнате» – администрация академгородка выкопала из каких-то канцелярских недр огромный шкаф на треть комнаты. «Для обстановки». Неповторимые тихие беседы о Бетховене, Шопене, Корто, любимом Париже и никогда об обидах, филармонии, трагическом прошлом. За окном вечнозелёная роща и шаги академгородковских полуночников. Эта маленькая квартира рядом с университетом и физматшколой была известна многим по той простой причине, что здесь всегда звучал рояль. Любители классической музыки устраивались на лестнице – дверь в её квартиру постоянно была полуоткрыта – и слушали, слушали, слушали…

Вечная загадка: как в условиях лагеря ей удалось сохранить редкий дар?! В истории мировой музыки ничего подобного не случалось. Сама она на эти темы не общалась. Навёрстывала отнятое у неё время: играла по двадцать часов. Об усталости вообще неприлично было говорить. Всегда была бодра, улыбчива, и только за инструментом всё менялось: абсолютная собранность, строгость лица, какая-то осязаемая ответственность за всё. Необыкновенная требовательность к самой себе: выйти на сцену в чём-то неуверенной – никогда! Пусть достанется плохой инструмент – это ничего не меняет. Всё должно быть сыграно в полном соответствии с её представлениями о произведении. Как в классе у Альфреда Корто. Кстати, весьма неразговорчивый пианист и педагог. Думаю, её особая молчаливость отсюда.

Её раздумья за роялем не могли оставить равнодушными никого. В любом зале. В любом возрасте. Было что-то необычное в её прочтении известных музыкальных страниц. Думаю, откровенность, которая не доверялась словам, подлинность и естественность чувств, страстность.

У клавиатуры своего старенького «Мюльбаха» прикрепила кнопками портрет Бетховена. Он был ей особенно дорог. Когда второй дирижёр Новосибирского симфонического оркестра Василий Синайский получил Караяновскую награду, он в Большом зале Театра оперы и балета играл Пятый концерт Бетховена. Солистка – ЛотарШевченко. Незабываемый концерт. Молодой дирижёр из другого времени превосходно понимал её, и слушать их Бетховена было невероятным наслаждением.

Невзгоды жизни не лишили ее чувства юмора – охотно рассказывала о смешных ситуациях, в которых периодически оказывалась, смеялась открыто, заразительно – как все хорошие люди. Общением дорожила, но всегда оставалась гордым и независимым человеком. По поводу унизительной зарплаты и всяческих «мелких пакостей» лишь усмехалась: пустяки. Она жила только Музыкой!

Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко каждый раз открывается фильмом о ней. И для молодых музыкантов это всегда потрясение и мощный заряд перед собственным выступлением. Выдающийся пианист современности, народный артист России Григорий Соколов, приветствуя последний конкурс, написал: «…приветствую всех, своим участием почтивших память Лотар-Шевченко, и желаю, чтобы все стали победителями конкурса на звание Человека – жестокого испытания длиною в жизнь!»

Лучше не скажешь!

Тэги: Семь нот Юрий Данилин Большой театр Вера ЛотарШевченко
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Перестройка и гласность мешали Большому театру»

    13.04.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • В ожидании музыки

    21.09.2022
  • Концертный век

    07.09.2021
  • Фотоглас

    29.06.2021
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Победившая ГУЛАГ

    18 голосов
  • Москву посетила «Тоска»

    18 голосов
  • Идиллии зимы

    15 голосов
  • Вспоминая Веру Лотар…

    11 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS