Идеалы и единство
Из выступления Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА на XVIII Всемирном русском народном соборе:
– Сегодня нередко слышатся голоса, призывающие принять как некий эталон какой-либо один период нашей истории, одновременно принижая, умаляя и всячески критикуя значение других периодов. Кто-то идеализирует дореволюционное прошлое, не видя в советской эпохе ничего, кроме гонений на Церковь и политических репрессий. Другие утверждают, что именно советский период был нашим золотым веком, за пределами которого – лишь социальное неравенство, коррупция и технологическая отсталость.
Думаю, что мы должны взять из различных исторических периодов всё по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России.
Платформой для упомянутого синтеза должно стать единство культуры, непрерывно и преемственно развивавшейся на протяжении всей тысячелетней русской истории.
Государство, созданное на базе такого синтеза, в полной мере будет отражать идеалы библейских заповедей, лежащих в основе всех истинных представлений об этике, о должном и не должном. Опираясь на заповеди «не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй», оно сможет решительно подавить организованную преступность, коррупцию, индустрию разврата и растление молодёжи.
Именно такое государство будет способствовать укреплению связи между свободой личности и ответственностью, гражданской самоорганизации народа, построению солидарного общества.
Впитанные русской культурой христианские идеалы светили на всех крутых поворотах нашего исторического пути, как путеводная звезда перед волхвами. Они не дают сбиться с дороги и сегодня.
Чувство общей судьбы
Из выступления Сергея НАРЫШКИНА, председателя Гос думы РФ:
– Главной темой нынешнего форума стало «Единство истории, единство народа, единство России». Именно это единство сейчас под атакой внешних сил, не желающих добра ни нашей стране, ни тем, кто солидарен с нею. Но мы знаем, что у России – поистине великий потенциал сопротивления угрозам и давлению извне. А ещё у всех нас есть чувство общей судьбы, что особенно ярко выразилось в голосовании крымчан и в народной помощи жертвам карательной операции, в сплочении перед лицом так называемых санкций…
В братской и родной для всех нас стране, к сожалению, дали всходы те семена раздора, которые выращивались два десятилетия. Как ещё расценить умышленное коверканье истории, прославление пособников нацизма, разжигание церковного раскола, внедрение в сознание молодёжи антироссийских, антирусских шаблонов, лозунгов и разного рода площадных кричалок?..
Скажем прямо: есть те, кто хотел бы видеть и противостояние внутри российского общества. И они не умеют извлекать уроков из собственной истории и чужого опыта, они смешивают любовь к своему народу и ненависть к другим.
Забота о духовных основах
Из выступления Геннадия ЗЮГАНОВА, руководителя фракции КПРФ в Госдуме РФ:
– …Хочу напомнить, что держава наша всегда стояла и стоит на четырёх столпах. Это сильная власть, высокая духовность, чувство соборности и коллективизма, а также элементарная житейская справедливость. Если подтачивают любой из этих столпов, здание начинает подкашиваться, а народ довольно часто выражает недовольство, впадает в отчаяние и смуту, что совершенно недопустимо в нынешних условиях.
Но вместе с тем мы должны помнить, что наивысшего могущества держава за тысячу лет всегда добивалась тогда, когда все эти четыре столпа и цели были в симфонии… Считаю, что это должно стать философской и нравственной основой того единства, к которому мы все вместе стремимся…
Было сказано о необходимости единой истории, развития отечественной культуры, поощрения русского языка и создания условий для его глубокого и полноценного изучения. Но для этого не требуется ЕГЭ, для этого надо опереться на всё лучшее, что было в русской и советской школе, признанной всем человечеством одной из лучших. Поэтому неслучайно мы внесли в Госдуму закон «Образование для всех», но, к сожалению, он сегодня буксует.
Мы обязаны всё сделать, чтобы сообща дать гарантии каждому молодому человеку, независимо от толщины кошелька, получить качественное образование в школе и вузе и первое рабочее место. Ведь с нашего советского закона в своё время почти вся планета списала положение о том, что молодой специалист должен получить первое рабочее место…
Мы должны позаботиться о духовных основах.
Я вот недавно прочитал распоряжение правительства (кстати, я редко вижу представителей правительства на Русском соборе, давно бы им пора озаботиться этим вопросом) о праздновании 100-летия Александра Солженицына в 2018 году. В принципе если считают нужным праздновать, то это их дело. Но я хочу напомнить, что в 2018 году исполняется 200 лет Ивану Сергеевичу Тургеневу, русскому литературному гению. 150 лет Горькому. В 2017 году – 200 лет Алексею Константиновичу Толстому. В 2015 году – 100 лет Константину Симонову и Сергею Смирнову.
Это тоже гении нашей литературы и культуры. И мы обязаны отмечать все юбилеи, а не выдёргивать отдельные страницы и потом пытаться на этом добиться единства. Лишь опираясь на великую культуру, на наш русский язык, нашу великую историю, можно добиться того, что написано на знамени Всемирного русского народного собора. Желаю нам всем больших успехов, а мы будем посвящать достижению этих целей свою политическую и культурную жизнь!
Коллективный психоз Запада
Из выступления Сергея МИРОНОВА, руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме РФ:
– Модель, которую США навязали миру в 90-е годы, предполагает контроль за местными элитами по всему миру за счёт инвестиционного ресурса – доллара. Но глобальный экономический кризис разрушил мессианскую концепцию гегемонизма, отсюда и тяга к военной агрессии. Если раньше речь шла о лидерстве ради поддержания баланса в мире, то сегодня концепция поменялась. США не могут обеспечить исполнение своих же собственных правил игры, поэтому ни о какой модернизации речи не идёт. Они сегодня даже не пытаются оккупировать те народы, которые хотят привести к так называемой демократии. Просто разжигают военный конфликт и уходят, оставляя за собой хаос и кровь. Достаточно взглянуть на Ирак, Ливию, Сирию, а сегодня и на многострадальную Украину.
Почему так? Потому что речь сегодня идёт о физическом выживании так называемого золотого миллиарда за счёт всего остального мира. Война – самый безнравственный, но и самый, с их точки зрения, простой и верный способ этого достичь.
Война – это отмена обязательств, списание долгов и толчок к развитию новейших технологий, как правило, двойного назначения. Хаос, с их точки зрения, может замедлить сползание в пропасть, вот почему США поджигают всю мировую периферию. Одна проблема – сегодня неодинаковость правил оборачивается и против тех, кто устанавливает эти правила, вот почему многие западные авторы из числа левых, например, Ноам Хомский, говорят о том, что сегодня США являются главным террористом в современной политике.
Впрочем, у сегодняшней Украины есть все шансы отнять у них лидерство. И это страшно и печально, ведь это наши ближайшие соседи, наша братская страна...
Сегодня мы наблюдаем очевидную для всех мыслящих людей тенденцию – окончание политической гегемонии Соединённых Штатов. Но мы с вами понимаем: добровольно Америка от неё не откажется.
Стремление сохранить гегемонию подогревается союзниками США, в том числе Евросоюзом. Их желание смотреть в рот Штатам в попытке угадать, как угодить хозяину, налицо.
Я бы назвал это коллективное психическое расстройство современной Европы коллективным стокгольмским синдромом. Это не уважение и любовь, не искреннее принятие американских политических стандартов и ценностей, а паралич воли, который возникает у западных стран при одном только взгляде на дядюшку Сэма.
Соборное слово
Из обращения XVIII Всемирного русского народного собора
...В 1990-х и начале 2000-х годов основную угрозу государственному единству России представляли сепаратистские, радикально-националистические движения в ряде республик Российской Федерации. В настоящее время возникают новые опасности, на наших глазах без какой-либо фактологической основы конструируются некие квазиэтносы («поморский», «сибирский» и тому подобные), псевдоисторические концепты, раскалывающие русских, противопоставляющие их друг другу.
Причины этих явлений следует искать не только в активности зарубежных центров и фондов, но и в ослаблении русского самосознания, русской идентичности. Подобные процессы вызваны серьёзными ошибками, которые имели место в национальной политике, находившейся под влиянием идей мультикультурализма.
Отсутствие возможностей для полноценного этнокультурного развития русских, табуирование самого слова «русский» в официальной риторике и государственном документообороте, неуместное противопоставление русской национальной и российской общегражданской идентичности привели к негативным последствиям.
Всемирный русский народный собор призывает преодолеть допущенные ошибки и созидать российскую общегражданскую общность с учётом центральной, объединяющей роли русского народа, дать надлежащую оценку антинаучным попыткам поставить под сомнение его единство и целостность. Необходима также соразмерная взаимная гармонизация гражданской, этнической и религиозной идентичностей, связанных с ними принципов и правил, при понимании важности каждой из них и их неотменимого места в будущем.
Основой национального самосознания является единство исторической памяти. Перед лицом попыток противопоставить друг другу различные периоды нашего прошлого мы констатируем единство и непрерывность русской истории. Призываем соединить всё самое лучшее и ценное из различных эпох нашей истории в великом синтезе религиозных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и равенства, провозглашённых в советском обществе, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Подобную идеологическую модель можно описать формулой «вера – справедливость – достоинство – солидарность – державность».
...ВРНС напоминает о стратегической значимости русской культуры, её связи с православием и другими традиционными религиями для защиты нашего гуманитарного суверенитета и сохранения российского цивилизационного кода. Убеждены в том, что культурная политика в России должна учитывать религиозные и нравственные основы культуры нашего многонационального народа. Необходима также всемерная поддержка русского языка как родного для русских людей.
...Мы полагаем, что вопросы национального самочувствия русского народа имеют фундаментальное значение не только для исторически государствообразующего народа, но и для всех братских народов нашей многонациональной страны. Считаем полезным нормативное закрепление статуса русского народа как государствообразующего, памятуя, что вокруг него сформировалась вся семья народов России.
Всемирный русский народный собор выражает поддержку инициативе по реализации общественного проекта, призванного осмыслить роль Центральной России как исторической колыбели русского народа и места возникновения современной российской цивилизации. Итоги общественной дискуссии по этому вопросу могли бы быть положены в основу разработки государственной программы, посвящённой этнокультурному развитию русских.
Собор призывает всех, кто принадлежит к кругу лиц, ответственных за принятие важных государственных решений, согласиться с тем, что русский народ является важнейшим субъектом национальных отношений в России, и закрепить это понимание в законах и федеральных целевых программах.
Декларация русской идентичности
Принята ХVIII Всемирным русским народным собором
Каждая нация – сложное динамичное явление. Принадлежность к ней невозможно описать с помощью узкого набора критериев. Чем крупнее народ, чем более деятельную роль в истории он играет, тем шире его генетическое и социальное разнообразие.
Самым очевидным критерием национальности является самосознание. Наиболее точно соответствует русскому народу совокупность тех людей, кто называет себя русскими во время переписи населения.
Очевидно, что общее российское гражданство, объединяющее на протяжении долгих веков представителей самых разных народов, не упразднило многонациональный состав нашего государства. Граждане России могут быть русскими, карелами, татарами, аварцами или бурятами, в то время как русские могут быть гражданами России, США, Австралии, Румынии или Казахстана. Национальные и гражданские общности существуют в разных феноменологических плоскостях.
Русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтийских, иранских и тюркских племён. Это генетическое богатство ни разу не стало угрозой для национального единства русского народа. Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания, что, однако, никогда не исключало возможности присоединения к русскому народу выходцев из другой национальной среды, принявших русскую идентичность, язык, культуру и религиозные традиции.
Уникальность этногенеза русского народа заключается в том, что на протяжении веков подобное принятие русской идентичности урождёнными представителями других национальностей было не результатом принудительной ассимиляции тех или иных этнических групп («русификации»), а следствием свободного личного выбора конкретных людей, связывавших с Россией свою жизнь и судьбу. Именно так в состав русского народа часто входили татары, литовцы, евреи, поляки, немцы, французы, представители других национальностей. Примеров подобного рода – великое множество в русской истории.
В русской традиции важнейшим критерием национальности считался национальный язык (само слово «язык» – древний синоним слова «национальность»). Владение русским языком обязательно для всякого русского. Вместе с тем обратное утверждение – принадлежность к русскому народу обязательна для всякого русскоговорящего – неверно. Так как русский народ выступил государствообразующим народом России и народом – строителем российской цивилизации, русский язык получил широкое распространение. Существует немало людей, считающих русский язык родным, но при этом ассоциирующих себя с другими национальными группами.
В формировании русской идентичности огромную роль сыграла православная вера. С другой стороны, события ХХ века показали, что значительное число русских стало неверующими, не утратив при этом национального самосознания. И всё же утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым. Отрицание этого факта, а тем более поиск иной религиозной основы национальной культуры свидетельствуют об ослаблении русской идентичности, вплоть до полной её утраты.
Таким образом, принадлежность к русской нации определяется сложным комплексом связей: генетическими и брачными, языковыми и культурными, религиозными и историческими. Ни один из упомянутых критериев не может считаться решающим. Но для формирования русского национального самосознания обязательно, чтобы совокупность этих связей с русским народом (независимо от их природы) была сильнее, чем совокупность связей с любой иной этнической общностью планеты.
Ощутить это в конечном итоге может только сам носитель национальной идентичности, совершая свой личный выбор. При этом национальное самосознание неизбежно означает солидарность с судьбой своего народа. Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещением Руси, Куликовской битвой и одолением Смуты, победами над Наполеоном и Гитлером. Особо отметим, что гордость за Победу 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации.
На основе программных тезисов настоящего документа предлагается следующее определение русской идентичности: русский – это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа.
солидарность - достоинство - державность". Это шире, чем "Единство истории, единство
народа, единство России". Возникают вопросы. Вера во что? Справедливость при коррупции
сверху донизу? Солидарность богатых с бедными? Достоинство просителей перед
чиновниками? Державность в какой форме? Верные ответы на эти вопросы и их решение
в пользу большинства трудового населения и обеспечит единство истории, единство народа,
единство России. Однако и такие Соборы в нынешней международной обстановке нужны
для шагов экономического, оборонного и нравственного возрождения нашего многонацио-
нального и многовекового Отечества.
Слова , слова ... А где Ваши Дела , господин - товарищ - барин ?
"(видя назревающий "конфликт" между чистыми и нечистыми, разнимать их бросается с о г л а ш а т е л ь).
С о г л а ш а т е л ь
Милые! Ну, не надо! Не подымайте ругань!
Бросьте друг на друга коситься.
Протяните руки,
обнимите друг друга.
Господа, товарищи,
надо согласиться.
Ф р а н ц у з (злобно)
Чтоб я согласился?
Это уж слишком!
(и рыбак и француз костыляют шею соглашателю)
Ах ты, соглашатель!
Ах ты, соглашателишка!
С о г л а ш а т е л ь (отбегает побитый, скулит)
Ну вот,
опять...
Я ему по-хорошему,
а он...
Так вот всегда:
зовешь согласиться,
а тебе наложат с двух сторон".
(Из Владимира Владимировича. Но не нынешнего).
ВСЕЛЕНСКАЯ ДЫРА
Мы поедем к станции “Римской”,
Где возносится Третий Рим.
Век Молоха – эпоха риска
Только дух наш необорим.
Приходили варяги-немцы
Насаждать чужебесья гнусь,
Но по промыслу страстотерпцев
Все, как в омут, впадали в Русь.
Быть вселенской дырой не тяжко.
Принимаем каждый карат:
Самый русский цветок - ромашка,
Самый русский поэт - арап.
Сколько раз пожары насилья
По дубовым прошли векам!
Сколько раз глотали Россию
Целиком или по кускам!
Смыла варваров беспощадно
Эта прорва пространств и лет.
Память целого возвращала
В берега святой континент.
Мы поедем к станции “Римской”,
Дверь вселенскую отворим.
На престоле души российской
Третий Рим – необорим.
21 марта 1998 г.
Самый русский цветок - ромашка,
Самый русский поэт - арап.
Утверждение ложное и оснований ёрничать нет. Пушкин "арап" на 12,5%, да и то не по мужской линии. Учитывая материалы состоявшегося собора, Пушкин "...считавший себя русским; не имевший иных этнических предпочтений; говоривший и думающий на русском языке; признававший православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущавший солидарность с судьбой русского народа. .." однозначно, несомненно, железно - РУССКИЙ!.
Кроме того, заявлено о "единстве и непрерывности русской истории". Это шаг в правильном направлении, консолидирующем общегражданскую российскую общность, дающий возможность для столь необходимого в складывающихся исторических условиях примерения "красных" и "белых".
Справедливо и признание православной веры как краеугольного камня в фундаменте "Русского мира" . Это особенно важно в свете разворачивающеся сегодня на наших глазах "битвы за Украину".
2. ДАМу не за что виниться, так как разве 7 ноября не стало днём трагедии для миллионов погибших в Гражданскую войну, умерших впоследствие от голода или террора, вынужденно эмигрировавших? Разве нет? Что было - то было.
Вы не поняли сути сказанного на Соборе: не "бередить раны", не уязвлять друг друга бесконечно обвинениями, а признавая ВСЁ случившееся неотъемлемой частью НАШЕЙ ИСТОРИИ, сосредоточится на осмысленном применении всего хорошего и даже выдающегося, что порождалось в ходе наших исторических катаклизмов и является нашим бесспорным всемирным достижением.
Владимир Михайлович, а почему слово "советской" только с "пост"?
Боже мой, и это - "социальные императивы солидарности"?!
;) Не ищи в Библии и моральном кодексе строителей коммунизма, православный,
см. Википедию, Социологический словарь:
Императив (философия) — общее нравственное предписание;
англ. imperative, social; нем. Imperativ, sozialer. Совокупность основных требований, предусматривающих решение проблем, соц. отношений и взаимодействия, выполнение к-рых необходимо для поддержания данной соц. системы.
"справедливое стремление к осуществлению ..."
))) Кто же ему шпоры писал?
Георгий Александрович Шевкунов?
Скорее всего, но может быть и Андрюша Кураев.
Условие: «признающий православное христианство основой национальной духовной культуры» я не могу отнести к себе. Основу моей духовной культуры формировали русские Толстой, Пушкин, Герцен, Ленин, Чайковский, Маяковский, англичанин Шекспир, евреи Маркс, Гейне, немцы Энгельс, Моцарт, американец Драйзер, итальянец Верди, француз Ромен Роллан, чех Гашек.
По генетике два поколения моих предков русские, более ранние – крепостные крестьяне графа Разумовского в Петербургской губернии, в связях с другими нациями не замеченные.
Ельцинская Конституция РФ убрала из паспорта мою русскую национальность. Теперь уже получается, что русский собор отлучил меня от русской нации? Не исключено, что упорство и труд патриарха Кирилла и пастыря Чапмана закончатся внесением такой идентичности в Конституцию РФ. Однако…
При все при этом я считал и считаю себя православным атеистом, исповедующим христианскую этику, считающей ее идентичной советскому моральному кодексу.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться