Перейти к содержанию
  Вторник 26 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    19 ноября 2014 г.  № 46 (6487) (19.11.2014)
Искусство

Морально чистый человек

Абросимова Арина Абросимова Арина — 19 ноября 2014

В Санкт-Петербурге, в знаменитом писательском доме на канале Грибоедова, в мемориальной квартире Михаила Зощенко (Малая Конюшенная, 4/2, кв. 119) развёрнута выставка «Записки офицера», посвящённая одновременно двум событиям – 120-летию писателя и столетию начала Первой мировой войны.

Из сравнения этих дат видно, что на фронт будущий советский прозаик, драматург, переводчик попал в 20 лет. Михаил Зощенко 29 сентября 1914 г. зачислен в Павловское военное училище юнкером рядового состава, с января 1915-го он – юнкер унтер-офицерского состава. И всё это время проходил ускоренные четырёхмесячные курсы, которые окончил 

1 февраля в звании прапорщика армейской пехоты. Уже 5 февраля он отправлен в распоряжение штаба Киевского военного округа, откуда командирован в Вятку и Казань, в 106-й пехотной запасной батальон как командир 6-й маршевой роты. По возвращении из командировки в марте прибыл в действующую армию на укомплектование 16-го гренадерского Мингрельского Его Императорского Высочества Великого князя Дмитрия Константиновича полка Кавказской гренадерской дивизии, к которому был прикомандирован до декабря. Но в первые дни ноября во время атаки на немецкие траншеи Зощенко получил лёгкое осколочное ранение в ногу и 17 ноября «за отличные действия против неприятеля» награждён орденом Св. Станислава 3-й степени. 22 декабря он назначен на должность начальника пулемётной команды, произведён в подпоручики; 11 февраля 1916 г. награждён орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»; 9 июля произведён в поручики…

В июле Зощенко дважды рапортует командиру батальона о подозрительных блиндажах за траншеями противника, полагая, что они «для штурмовых орудий или миномётов». Его донесения остались незамеченными, и в ночь на 20 июля возле белорусского местечка Сморгонь немцы из тех блиндажей произвели газовую атаку, жертвами которой стало огромное количество беззащитных людей, не понимающих, что это за зелёный туман и почему так больно дышать… Зощенко был в их числе, но, к счастью, не погиб, хотя на всю жизнь остался инвалидом: порок сердца – результат отравления газами. В госпитале 13 сентября он узнал, что награждён орденом Св. Станислава 2-й степени. В октябре после лечения «больной первой категории» Зощенко отказался от ухода в запас, вернувшись на фронт – в свой полк. В ноябре он награждён орденом Св. Анны 3-й степени, произведён в штабс-капитаны и назначен командиром роты. В январе 1917 г. был представлен в капитаны и к ордену Св. Владимира 4-й степени. Но чин и орден Зощенко получить не успел из-за февральских событий. Сам Зощенко считал себя награждённым пятью орденами. В феврале у него обостряется болезнь, и после госпиталя он отчисляется в резерв.

Писатель оценивал своё участие в войне важным этапом в жизни, сформировавшим его личность. Выставка «Записки офицера» носит название задуманной, но ненаписанной книги Зощенко – воспоминания о войне, «авантюра со счастливым концом». «Свидетели» его переживаний – бритва в коробочке, зеркало и зажигалка, дневники, рисунки, письма... Это очень личные вещи, если учитывать весь трагизм окружающей действительности и страшное одиночество человека на войне… Но экспозиция словно поглощает это сугубо личное, представляя его в череде наиболее ярких предметов военной эпохи – сабля, боевые награды, противогаз, пулемёт… Множество фотографий – групповые и одиночные портреты воинов, газетные вырезки о ходе военных действий, раскуроченные взрывами и усеянные жертвами места боёв... Мы видим войну опосредованно, со стороны, как сто лет назад её видели из тыла. Но она не перестаёт ужасать…

8-3-46.jpgЗощенко уезжал из родного города крайне редко: на фронт Первой мировой, в Смоленскую губернию при становлении советской власти (когда альтернативой была эмиграция во Францию); в начале 1919 года, будучи освобождённым от военной службы по состоянию здоровья, пошёл добровольцем в действующую часть Красной армии (служил полковым адъютантом 1-го Образцового полка деревенской бедноты), а зимой участвовал в боях под Нарвой и Ямбургом с отрядом Булак-Балаховича. В апреле после сердечного приступа и лечения в госпитале Зощенко признан негодным к военной службе и демобилизован, но пошёл работать телефонистом в пограничный отряд… Он рвался и на фронт Великой Отечественной – не пустили. Из блокадного кольца он уехал в эвакуацию на полтора года, где писал антифашистские фельетоны для газет и радио. По предложению главного режиссёра Ленинградского театра комедии Николая Акимова Михаил Зощенко и Евгений Шварц написали пьесу «Под липами Берлина» – спектакль о взятии советскими войсками Берлина шёл на сцене театра во время блокады Ленинграда…

Все эти факты довольно тесно включены в пространство одной из комнат маленькой квартиры. Удачным оформлением экспозиции стали исторические картины А. Рамасюкова – в реальном масштабе конница скачет прямо на зрителя. Мультимедийные столы дают возможность полистать хронику событий, а страницы, помещённые в прозрачный плексиглас, разворачивают практически все периоды жизни и творчества Михаила Зощенко. В соседней комнате – кабинет хозяина дома: письменный стол, несколько книг (на прикроватном столике – «Жизнь Гоголя»), фотографии родителей на конторке, над ней – виртуозный карандашный рисунок отца (Михаил Зощенко-старший был отменным художником, входил в Товарищество передвижников, работал в Академии художеств и очень рано ушёл из жизни), кресло, диван, гардероб, кровать, аптечка, потрёпанные годами костюм и ботинки… В печати Зощенко дебютировал в 1922 году, состоял в литературной группе «Серапионовы братья». Критики, недолюбливая «серапионов», считали Зощенко «наиболее сильной» фигурой среди них. Он всегда был верен своему принципу: «Сатирик должен быть морально чистым человеком»… В 1992-м в этой квартире открылся музей с полностью сохранённой обстановкой – рабочая комната (даже обои!) и личные вещи подлинные, как при жизни классика.

Здесь прошли его последние годы, с 1954-го по 1958-й. Здесь писатель пережил и свою громкую популярность, и обвинение в «антисоветчине», публичное унижение, предательство, нищету, голод, невостребованность...

Выставка отдаёт долг памяти личному героизму, мужеству и стойкости Михаила Зощенко. Его великое человеколюбие отсюда родом – из этих страданий, потерь, преодоления бурелома сложнейшего времени и стремления помочь людям своими книгами, рассказами, фельетонами, статьями… Обращаясь к судьбе боевого офицера и дворянина, благородной личности с тонким и сложным внутренним миром, мы погружаемся в атмосферу того времени. Но для многих и сегодня его пример преданности своей стране и своему долгу остаётся вдохновляющим и живительным.


Выставка работает до 28 декабря

Михаил Зощенко
190

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты