ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Реклама.
ЛГ online

Поздравим бойцов с 23 февраля!

06.02.2023
Поздравим бойцов с 23 февраля! Писательский проект «Буханка» для Донбасса» отправляет очередной микроавтобус на фронт.

Мы в Telegram

01.02.2023
Мы в Telegram Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей

26.01.2023
В битве с Историей Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.
ЛГ плюс

На холсте небес

05.02.2023
На холсте небес Стихи Алексея ЛОСКОВА можно с полным правом отнести к высокой или даже к возвышенной поэзии.

«Я искала слова…»

31.01.2023
«Я искала слова…» В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»

23.01.2023
«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной» Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.
ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все...

Спецформат

Восьмой «Русский Гофман»

06.02.2023
Восьмой «Русский Гофман» Открыт прием работ на VIII Международный литературный фестиваль-конкурс, посвященный творческому наследию Э.Т.А. Гофмана.

«В начале было Слово…» А теперь?

04.02.2023
«В начале было Слово…» А теперь? Сегодня слово вытеснено изображением, а визуализация стала важнейшим принципом восприятия информации, полагает Олег АЛЕШИН.

Дважды рязанец

01.02.2023
Дважды рязанец К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.
Позиция

Заметим ли мы «красные линии»?

03.02.2023
Заметим ли мы «красные линии»? Политик и общественник Виктор АЛКСНИС опасается американских ракет GLSDB, передаваемых Украине.

Песни нас не покинут...

29.01.2023
Песни нас не покинут... О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста

27.01.2023
Памяти жертв Холокоста С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

  • Статьи
  • 2014 год
  • № 46 (6487) (19-11-2014)
  • Три девицы вечерком...

Три девицы вечерком...

Златова Аглая

Три девицы вечерком...

Книжный ряд / Библиосфера / Колесо обозрения
Златова Аглая

Теги: современная литература

Не люблю определения «женская» поэзия и «женская» проза. В этом слишком виден высокомерный мужской взгляд. Однако для всех трёх героинь данного обзора определение «женская» поэзия подойдёт как нельзя лучше. Это и излишняя многословность, и чрезмерная эмоциональность (другая крайность – манекенная сдержанность, своего рода попытка скрыть эмоциональность), и чаще всего мелководные мысли. Алла Горбунова, Наталья Грэйс и Александра Кириллова представляют три направления, условно назовём их так: Горбунова – занудную заумь, Грэйс – гламурную стихопозу, Кириллова – наивное первописьмо.

Поговорим о каждой из них подробнее.

СТАРУХИ В СЕРЫХ ОДЁЖАХ

7-7-46.jpgАлла Горбунова. Альпийская форточка: Стихи. – СПб.: Изд-во К. Тублина, Лимбус Пресс, 2013. – 216 с. – 1000 экз.


Алла Горбунова, автор третьей книги стихов – «Альпийская форточка», в отличие от двух других поэтесс пишет профессионально, публикуется в «толстых» журналах и, как достаточно молодой автор – 1985 г. рождения, получила премию «Дебют».

Один из критиков счёл её творчество «женским» аналогом Рембо и раннего Маяковского. Впрочем, вряд ли это можно счесть комплиментом – ни до того, ни до другого она явно недотягивает. Горбунова нарочито сдержанна, словно была такая задача – написать книгу стихотворений, не выразив открыто ни одной эмоции. В результате все стихи похожи на унылых сухих старух в серых одеждах (явно с филологическим прошлым), которых раздражает любое проявление жизненной энергии – будь то детский смех или пение птиц. И вот идут они, ковыляют от страницы к странице, монотонно бормоча себе под нос:

как на мать, вернувшуюся из царства мёртвых,

смотрю я на вас, Афины,

словно вы обломки кораблекрушения, останки

кораблей; сиротливые колонны –

голые стволы леса, что был вечером зелен,

но сгорел ночью.

Но в городе моём, городе северном,

городе дворцов, мостов, ансамблей,

столице Империи ныне не существующей –

будет ли лес

пробиваться однажды под плитами,

будут ли тетерева токовать на его просторах,

будут ли лисы сновать на Дворцовой площади,

когда падут города современные в битве с деревьями,

Невский проспект станет просекой,

в разрушении и забвении Красота обнажится

и древние боги вернутся на землю...

(«Лес наступающий»)

Справедливости ради надо сказать, что есть в книге и несколько неплохих, достаточно глубоких, хоть и столь же заунывных стихотворений, но до них просто не доходишь, потому что засыпаешь примерно на пятом от начала.


ПОДКОЛЕНОЧНЫЙ ПОЦЕЛУЙ

7-8-46.jpgНаталья Грэйс. Белый сборник. – СПб.: Издательство «Вектор», 2014. – 142 с. – 1000 экз.

Наталья Грэйс явно представительница гламурного направления – язык не поворачивается сказать – в поэзии, скорее – в жизни. Автор тренингов по самореализации и достижению успеха и таких книг, как «Работа, деньги и любовь», «Путеводитель по самореализации», «Психологические законы Грэйс», Грэйс выпустила книгу стихотворений «Белый сборник», где признаётся, что дело обнаружения души – вещь сложная и непонятная, пишет о том, что у сердца имеется сорочка, кою надо страстно сорвать, дабы обнажить самую суть.

В книге «радует» всё: и «свежие» рифмы – любовь-прекословь, ласки-маски, птицы-страницы, и «внезапные» откровения типа – любовь всегда права. Некоторые образы вообще обескураживают. Особенно запомнилось сердце, которое спрятано в рукаве. Страшно представить, как оно там, бедное, лежит-пылится, готовое вот-вот вывалиться. Словесный ряд подкрепляют тени девушек (а может, одной и той же) в разных позах: с наклоном и без, с поднятыми руками, с раскинутыми в стороны и так далее. Видимо, этот видеоряд призван слиться в единое целое с поэтическим, усиливая образный ряд, но этого, увы, не происходит, и надо честно признать: тени эти, хотя они ни к селу ни к городу, всё же интереснее стихотворений. Напрасно автор запретил что-либо цитировать из своей книги, так было бы нагляднее, и беспомощность опусов была бы очевидна.

Эротические пассажи Грэйс мощнее всяких тренингов. Изнеможение, экстаз, оргазм – без этих слов автор просто не мог обойтись. А в довершение всего пишет о поцелуе не куда-нибудь там, а именно в подколенки. Такая любовь сражает наповал! Стильно, гламурно, изысканно. Не то что тривиальный поцелуй в губы.

Может, эти стихи надо читать сразу после тренингов? Когда дрожат эти самые подколенки от предвкушения обещанных денег и любви? Надо бы попробовать – жаль, нет на эти эксперименты ни денег, ни времени, ни желания.


В САДУ БАНАЛЬНОСТЕЙ

7-9-46.jpgАлександра Кириллова. Птица: Стихотворения. – М.: Грифон, 2014. – 128 с. – 1000 экз.

Есть счастливцы, которые пишут стихи так, будто до них никто никогда вообще ничего не писал. И чувствуют себя вполне уютно в саду банальностей, избитых рифм и просроченных истин. Гуляют себе, любуются сотворённым ими же.

Мы с тобою не дети, но всё же

Так нелепо порою смешны.

Долгий путь через годы проложен

В неизменном плену тишины.

Ловим взгляды друг друга, краснеем,

Воскрешаем скупой разговор.

Но о главном, о главном не смеем

Мы друг другу сказать до сих пор.

Как же юности нежные всходы

Мы смогли от потерь уберечь?

Ведь любил ты кого-то, но всё же

Так отчаянно ждёшь новых встреч.

Лекарство от подобной наивности, пожалуй, только одно: читать, читать и ещё раз читать. Классиков – золотой век, Серебряный. Да и хороших современных поэтов тоже не помешает. Хотя бы для того, чтобы представлять, в каком море плывёшь.



Оценить:

Оценка: 7.71 - Голосов: 7

олег анатовицкий, 19.11.2014

глупости в этих статейках.либо зависть , либо заказные материалы. с желчным подходом можно опорочить любую книгуц. вот интересно , якобы избитая рифма любовь-прекословь. еще можно заявить претензиии , если свербит , на кровь , морковь , вновь. почти все рифмы ко всем словам по несколько раз использованы. открывать америку в каждых двух строках не может никтоб. остальные попытки очернить этих поэтесс настолько же нелепы и смехотворны. все то, о чем пишет автор глупых пасквилейф , можно в переизбытке найти в книгах , которые литературка хвалит
глупости в этих статейках.либо зависть , либо заказные материалы. с желчным подходом можно опорочить любую книгуц. вот интересно , якобы избитая рифма любовь-прекословь. еще можно заявить претензиии , если свербит , на кровь , морковь , вновь. почти все рифмы ко всем словам по несколько раз использованы. открывать америку в каждых двух строках не может никтоб. остальные попытки очернить этих поэтесс настолько же нелепы и смехотворны. все то, о чем пишет автор глупых пасквилейф , можно в переизбытке найти в книгах , которые литературка хвалит

Литератор, 19.11.2014

И правда, необоснованные претензии. Хорошая газета, а мараетесь чёрными псевдорецензиями. Вопрос рифм меня тоже задел. Списка неизбитых рифм нет. Они перечисляются в различных изданиях с перекрёстным опылением авторов или без оного, но стоит только начать исследование в данном направлении, становится ясно: абсолютно любая рифма кем-то уже использовалась, и почти все много раз. Нет ни одного стихотворения с исключительно оригинальными рифмами. Может быть, одна не слишком избитая, остальные легко находятся в чужих произведениях. Что уж говорить о книге, где срифмованных строк сотни. Так что заявления о неоригинальности рифм в том или ином издании всегда являются профанацией.
И правда, необоснованные претензии. Хорошая газета, а мараетесь чёрными псевдорецензиями. Вопрос рифм меня тоже задел. Списка неизбитых рифм нет. Они перечисляются в различных изданиях с перекрёстным опылением авторов или без оного, но стоит только начать исследование в данном направлении, становится ясно: абсолютно любая рифма кем-то уже использовалась, и почти все много раз. Нет ни одного стихотворения с исключительно оригинальными рифмами. Может быть, одна не слишком избитая, остальные легко находятся в чужих произведениях. Что уж говорить о книге, где срифмованных строк сотни. Так что заявления о неоригинальности рифм в том или ином издании всегда являются профанацией.

Серж Хан, 19.11.2014

"Избитая рифма" и "использованная рифма" - это, вообще говоря, отнюдь не синонимы. Первое множество составляет лишь малую часть второго. И, соответственно, нет и быть не может списка "неизбитых" рифм.
Ник "литератор", пытаясь критиковать автора статьи, просто передёргивает понятия.
"Избитая рифма" и "использованная рифма" - это, вообще говоря, отнюдь не синонимы. Первое множество составляет лишь малую часть второго. И, соответственно, нет и быть не может списка "неизбитых" рифм. Ник "литератор", пытаясь критиковать автора статьи, просто передёргивает понятия.

Литератор, 21.11.2014

А кто говорит, что это синонимы? Речь о том, что придирки к свежести рифм всегда являются профанацией, потому что нет и не может быть чёткого, конкретного, объективного списка корректных рифм. Все, ладно, почти все, рифмы несвежие. А степень избитости любой рифмы является абсолютно неопределённым понятием. В частности, в ответ можно взять любое стихотворение или книгу критика и не только голословно, бездумно, с необоснованным апломбом произнести, но и доказать, что его рифмы ещё более несвежие.
А кто говорит, что это синонимы? Речь о том, что придирки к свежести рифм всегда являются профанацией, потому что нет и не может быть чёткого, конкретного, объективного списка корректных рифм. Все, ладно, почти все, рифмы несвежие. А степень избитости любой рифмы является абсолютно неопределённым понятием. В частности, в ответ можно взять любое стихотворение или книгу критика и не только голословно, бездумно, с необоснованным апломбом произнести, но и доказать, что его рифмы ещё более несвежие.

Серж Хан, 21.11.2014

"А кто говорит, что это синонимы?"

А ты и говоришь: "Нет ни одного стихотворения с исключительно оригинальными рифмами. Может быть, одна не слишком избитая, остальные легко находятся в чужих произведениях."

Если ты сам не понимаешь, чего говоришь - никто не виноват.
"А кто говорит, что это синонимы?" А ты и говоришь: "Нет ни одного стихотворения с исключительно оригинальными рифмами. Может быть, одна не слишком избитая, остальные легко находятся в чужих произведениях." Если ты сам не понимаешь, чего говоришь - никто не виноват.

Литератор, 22.11.2014

Ты меня неправильно понял. Смотри: рифма может быть использованной, избитой, несвежей, тривиальной, неоригинальной, и это неисчерпывающий список вариантов для обозначения рифмы, которая, на взгляд критика, является ординарной. Все эти определения говорят о том, что рифма использована другими поэтами много раз. И это не означает, что данные слова равны по силе, значению, уровню неудачности той или иной рифмы, так что ты прав, говоря о множествах, одно из которых составляет часть другого. Но и в моём комментарии не было заявления, что эти множества равночисленны.
Ты меня неправильно понял. Смотри: рифма может быть использованной, избитой, несвежей, тривиальной, неоригинальной, и это неисчерпывающий список вариантов для обозначения рифмы, которая, на взгляд критика, является ординарной. Все эти определения говорят о том, что рифма использована другими поэтами много раз. И это не означает, что данные слова равны по силе, значению, уровню неудачности той или иной рифмы, так что ты прав, говоря о множествах, одно из которых составляет часть другого. Но и в моём комментарии не было заявления, что эти множества равночисленны.

Серж Хан, 19.11.2014

По комментариям заметно, что откровенные графоманы пытаются защищать от критики более чем средних поэтов - ибо на их фоне они сами надеются выглядеть не так серо.
Хотя надо сказать, что на сером фоне их просто не будет видно, как и на любом другом.
По комментариям заметно, что откровенные графоманы пытаются защищать от критики более чем средних поэтов - ибо на их фоне они сами надеются выглядеть не так серо. Хотя надо сказать, что на сером фоне их просто не будет видно, как и на любом другом.

Литератор, 21.11.2014

Так всегда! Ты, вы, он, она, они графоманы, серые, средние, но только не я. Где тиражи книг, как у Юрия Полякова или Евгения Евтушенко? Где известность? Не среди других литераторов, а чтобы миллионы людей знали, любили, высоко ценили? Похвалили собутыльники-критики, дали премии приятели-культуртрегеры, напечатали друзья-редакторы, всё, поэт. Да называйтесь поэтом, и не просто поэтом, а с превосходными эпитетами, кому это мешает, только других не судите, по гамбургскому счёту, вы немногим лучше.
Так всегда! Ты, вы, он, она, они графоманы, серые, средние, но только не я. Где тиражи книг, как у Юрия Полякова или Евгения Евтушенко? Где известность? Не среди других литераторов, а чтобы миллионы людей знали, любили, высоко ценили? Похвалили собутыльники-критики, дали премии приятели-культуртрегеры, напечатали друзья-редакторы, всё, поэт. Да называйтесь поэтом, и не просто поэтом, а с превосходными эпитетами, кому это мешает, только других не судите, по гамбургскому счёту, вы немногим лучше.

Роберт, 21.12.2014

Серж прав на все 100!
Поэзия той же Горбуновой это философская диссертация написанная заунывным, монотонным, скучным языком, где засыпаешь уже на второй странице.
Безусловно, графоманкой ее не назовешь, это обычное версификаторство; такие стихи можно писать километрами. Здесь нет главного - здесь нет чувства, эмоции, собственной интонации, наконец.
Серж прав на все 100! Поэзия той же Горбуновой это философская диссертация написанная заунывным, монотонным, скучным языком, где засыпаешь уже на второй странице. Безусловно, графоманкой ее не назовешь, это обычное версификаторство; такие стихи можно писать километрами. Здесь нет главного - здесь нет чувства, эмоции, собственной интонации, наконец.

StarikF, 19.11.2014

Совершенно согласен с Сержем Ханом. Могу только добавить, что такие "стихи" вообще не стоит критиковать: много чести. Подобных "излияний" в Сети море разливанное, и каждый "творец" мнит себя гением. И, разумеется, все эти виршеплеты взахлеб хвалят друг друга. Точно как у Крылова: "За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?.."
Правда, я допускаю, что некоторым комментаторам и в самом деле нравится это словоплетение. К сожалению, вкус к настоящей поэзии у большинства просто утрачен. В немалой степени этому способствовали современные "рок-поэты", чьи тексты вообще невозможно читать.
Совершенно согласен с Сержем Ханом. Могу только добавить, что такие "стихи" вообще не стоит критиковать: много чести. Подобных "излияний" в Сети море разливанное, и каждый "творец" мнит себя гением. И, разумеется, все эти виршеплеты взахлеб хвалят друг друга. Точно как у Крылова: "За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?.." Правда, я допускаю, что некоторым комментаторам и в самом деле нравится это словоплетение. К сожалению, вкус к настоящей поэзии у большинства просто утрачен. В немалой степени этому способствовали современные "рок-поэты", чьи тексты вообще невозможно читать.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 
12+




Новости
06.02.2023

Для непрофессионалов

Началась программа Московской лаборатории студенческого театра – творческо-образовательного проекта «Театра МОСТ».
05.02.2023

В поисках смысла...

В Московском доме книги состоится презентация книги Владимира Курносенко «Дилогия. Неостающееся время. Совлечение бытия».
05.02.2023

Семнадцать мгновений музыки

В «Доме Рахманинова» на Большой Ордынке состоится музыкально-литературный вечер.

04.02.2023

«Из библиотеки в космос»

Федоровская библиотека открывает новый сезон научно-фантастического кинолектория.
04.02.2023

Идеальный дворец культуры

В Московском Манеже открылась выставка «Дом культуры СССР».

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали...

Литература
Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич...

Литература
Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература
Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения
Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2023
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда