Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 ноября 2021 г.
  4. № 46 (6809) (17.11.2021)
Телеведение

Российско-греческая трагедия в иудейской пустыне

В отечественном прокате – «Медея» Александра Зельдовича

17 ноября 2021
В главной роли – Тинатин Далакишвили

Это вольная переделка древнего мифа, действие которой происходит в наши дни.

Героиня фильма безымянна, а из злодеяний её мифической предшественницы показаны лишь убийства кровных родичей – брата и детей. Отличается она и от Медеи Еврипида, которая не уступает в силе речи и аргументации Демосфену и Цицерону, тогда как современная Медея, хоть и получила высшее образование, способна лишь на автобиографический рассказ, а чувства изъявляет воплями, повторяющими одну фразу: «Ты вор!», «Я старая?!» или «Я тебя люблю!». Можно ли считать это намёком на вербальную деградацию женщин, сказать трудно, но истерические выкрики во впечатляющем исполнении Тинатин Далакишвили (названной в переводе с грузинского лучом солнца, то есть золотым лучом, и родившейся в Колхиде, где Ясон с помощью Медеи добыл золотое руно) способны пронзить броню, которой люди обычно защищают свой внутренний мир от словесного воздействия.

Фильм открывается исповедью героини невидимому исповеднику, в которой она сообщает, что на последнем курсе химфака полюбила богатого и женатого бизнесмена Алексея, стала его содержанкой и дважды родила от него. Через несколько лет он развёлся с женой и, будучи евреем, собрался увезти любовницу с детьми в Израиль, но перед самым вылетом её брат, служивший в ФСБ и помогавший Алексею «решать вопросы», сказал сестре, что посадит зятя, если не получит от него 400 000 евро, и был тут же застрелен. За ретроспективной сценой братоубийства следует основное действие в условном настоящем времени, откуда следует, что любовник обеспечил героине и детям комфортную жизнь, охладел к ней после серии психических припадков, а также признания в братоубийстве, но до самого конца не понял, на что способна его бывшая любовь. На роль Алексея Зельдович пригласил превосходного актёра и отца восьми детей Евгения Цыганова, но, сосредоточившись на своей Медее, не оставил ему драматургического материала, позволяющего сыграть ещё одного человека, который удивил всех1. Хотя мог бы, как заметил один зритель, продемонстрировать сватовство героя к дочери израильского премьер-министра и месть героини, подстрекающей палестинского террориста (появляющегося в двух эпизодах) ликвидировать обоих. «Так скажи спасибо режиссёру, что предоставил тебе возможность это выдумать», – возразил другой. И в самом деле, свободу домыслов в данном случае можно считать не погрешностью, а достоинством произведения.

У героини экранного времени достаточно, но судить о том, что происходит в её голове, приходится по внешним признакам, то есть поведению. Что осуществимо, ибо психология знает «синдром Медеи», поражающий немалое количество женщин и мужчин, стремящихся отомстить своим бывшим, в крайнем случае убивая собственных детей.

Осознавая тотальную зависимость от любовника и усугублённое эмиграцией одиночество брошенки, Медея Зельдовича-Далакишвили пытается вылечиться от любовной зависимости, отдаваясь встречным мужчинам (общее число совокуплений и разнообразие поз едва ли не рекордно для отечественного фильма), и столь же безрезультатно пробует запустить назад если не время, то часы с обратным вращением стрелок, пока не завершает последний акт трагедии на глазах у своего Ясона, бессильно мечущегося по крепости Масада, защитники которой перебили друг друга, когда осадившие её римляне проломили внешнюю и подожгли деревянную внутреннюю стену. При этом предельно драматическая даже в пересказе сцена усиливается камерой не впервые работающего с Зельдовичем Александра Ильховского и музыкой Алексея Ретинского, исполняемой оркестром Теодора Курентиса, в связи с чем нельзя не отметить, что изображение и звуковой ряд выполняют в «Медее» ту же функцию, что и декорации и хор в античной трагедии, поднимая фильм с бытового уровня к метафизическим высотам.

 


1 «Человек, который удивил всех» – название фильма Алексея Чупова и Натальи Меркуловой, в котором Цыганов блестяще сыграл главную роль.


 

Тэги: Премьера Виктор Матизен
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS