Юрий ПОЛЯКОВ, писатель, главный редактор «Литературной газеты»
Там, на Российском литературном собрании, не удалось сказать о многом. Например, о российском постмодернизме, не совпавшем с национальными историческими смыслами и оставшемся игрой седомудрых тинейджеров. Или – о новых реалистах, вообразивших, будто фекальная масса, вогнанная в текст под большим давлением, делается алмазной прозой. Не делается. Можно было бы поговорить о современной поэзии, которая пренебрегла предостережением Николая Заболоцкого и превратилась-таки «в бормотанье сверчка и ребёнка», поэтому нечего удивляться, что стихи теперь не собирают ни залов, ни тиражей. О центонном зубоскальстве, продолжающем традиции «агиток Бедного Демьяна», и говорить нечего: не та материя – бумазея. Надо бы вспомнить и о критике, которая давным-давно променяла осторожное советское правдолюбие на сытую цепную жизнь в подворотнях премиальных фондов и окололитературного глянца. У нынешних критиков даже лица стали какие-то уклончивые…
Кто плавал по Волге, замечал, конечно, что теплоходы чаще всего носят имена писателей: «Пушкин», «Толстой», «Чехов», «Маяковский», «Шолохов»… Это не реликтовый каприз агитпропа, это законное признание того, какую огромную роль играла литература в истории нашей страны до последнего времени. Нас даже называли литературоцентричным обществом. Однако с конца 80-х стала активно внедряться мысль, что, мол, литература – дело частное, интимное, кухонное, что любая сцепка изящной словесности с государством – верный признак недобитого тоталитаризма. Кстати, «голливудоцентричность» почему-то не помешала американцам стать мировым лидером и глобальным дистрибьютором демократии.
Конечно, можно бы согласиться с тем, что литература – дело частное, и почить на грантах, периодически по линии Агенпопа выезжая за рубеж, чтобы поругать своё Отечество и посодействовать глобальным затеям иных держав. В самом деле, какое дело «поэту мирному» до того, что в нашей стране катастрофически упал интерес к чтению, а грамотность скоро вернётся к уровню 20-х, когда начинал свою работу незабвенный ликбез.
Какая забота «новодрамцу» до того, что репертуары театров наполнены вивисекцией классики или переводным смешиловом, а современную российскую пьесу читают друг другу в лабораторных кружках, как раньше доклады энтомологов-любителей. Писатель некогда был частым гостем в библиотеках, школах, студенческих аудиториях, на заводах, стройках, в научных институтах. Низко для высокого искусства? Наверное, не ниже, чем декламация рифмованной матерщины на устричных корпоративах. Следуя наказу Гоголя, писателю давали возможность «проездиться по России». Существовала целая система, в частности Бюро пропаганды художественной литературы. Не нравится слово «пропаганда»? Не надо. Пусть это будет общество ревнителей русского слова. Никто лучше писателя не увлечёт молодого человека книгой. Хотя при этом надо помнить: хорошая книга делает человека лучше, а плохая – хуже. И если советская литература изнывала от платных оптимистов, то теперь она зашлакована штатными пессимистами, выпестованными букерами. А, впрочем, кому какое дело? Литература-то – дело частное… Кстати, зачатие и деторождение – тоже дело глубоко частное, даже интимное, однако от этого зависит демография и в конечном итоге историческая судьба народа. Впрочем, что до судьбы народа литератору, измученному национальной самоидентификацией, как мятущийся транссексуал – очередной сменой пола.
Однако есть, есть ещё писатели, сознающие неразрывную связь своего труда с «безъязыкой улицей». Как быть с ними? Сегодня, когда немощные союзы писателей с большим аппетитом окормляют в основном самих себя, необходимы новые формы организации писательского сообщества. Помните анекдот про низкорослую семью? Сын приводит в дом лилипутку и объявляет: «Женюсь!» А мудрый отец задумчиво говорит: «Сынок, эдак мы и до мышей доженимся!» Так вот, доженились-таки мы до мышей: в реестре профессий писатели вообще отсутствуют. Нет такой профессии! Пока не будет принят закон о творческой деятельности, любое объединение литераторов для власти по статусу останется примерно тем же, чем является общество любителей розовых черепашек. Очевидно: для выхода из системного кризиса писательскому сообществу необходима правовая и техническая помощь государства. Да, помощь, и нечего кричать о том, что писателей снова «построят». Когда в начале кризиса зашатались российские банки и власть вбухала в них гигантские бюджетные средства, почему-то правозащитники не кричали о наступлении на свободу предпринимательства. Хотя по рыночной логике можно было бы сказать: «Зашатался – падай. Придут другие, молодые, сильные…» Нет, насыпали банкирам денег, как леденцов улыбчивому дебилу.
Наша литература наконец должна всерьёз начать сотрудничать с государством, своим, между прочим, – не чужим. Сотрудничать, а не обслуживать. Официантская бабочка мастеру слова не к лицу. Впрочем, некоторые вместо бабочек носят белые ленточки. Убеждён, у отечественной словесности наконец должны появиться общие с государством проекты, нацеленные на будущее державы и связанные с развитием отечественной культуры. Инструментом этого сотрудничества могло бы стать Российское литературное общество, воссозданное по аналогии с Военно-историческим обществом, успевшим за короткий срок серьёзно потеснить в информационном пространстве казённый антипатриотизм, который насаждали в стране с начала 90-х, как прежде Хрущёв кукурузу. Конечно, если литератору неприятие любой власти необходимо для обмена веществ, он так и останется в глумливой оппозиции к любому общему делу. Имеет право. Мы живём в свободной стране. Да, писатель, всегда и во всём согласный с властью, – низкий приспособленец. Но писатель, всегда и во всём с ней не согласный, – просто глупец…
Да не появятся такие общие проекты, пока не сменится курс с капиталистического на социалистический.
"Когда в начале кризиса зашатались российские банки и власть вбухала в них гигантские бюджетные средства, почему-то правозащитники не кричали о наступлении на свободу предпринимательства."
Потому и "вбухала", что власть и олигархи - близнецы-братья. А от литературы (правдивой) какие дивиденды?
"...Внуки лейтенантов шмидтов на заседании кооператива "Рога и копыта". Что с них взять? В Библии сказано: "БЛАЖЕН МУЖ, НЕ ХОДЯЩИЙ НА СОБРАНИЯ НЕЧЕСТИВЫХ"...
Такой сюжет Федору Михайловичу и в самом страшном сне не снился...
Почену-то представилась картина - Федора Михайловича ведут на казнь (а казнь инсценировали так, что один из приговоренных потом сошел с ума), а рядом бегает правнучек и кричит - правильно тебя, дедушка сослали, так тебе и надо....родился мальчик мальчиком, а воспитался Павлик Морозов.
Нам показали за 2 минуты процесс, когда ничтожество становится холуем...
Наблюдала за реакцией зала (не только в этом ролике). И меня охватил ужас и отвращение одновременно: и это русская интеллигенция, и это цвет нации, и это, наконец, " инженеры человеческих душ "?!!
Мой ум, разум отказываются воспринимать весь этот фарс, устроенный (в который уже раз) так называемым гарантом Конституции, попранной им же самим.
Люди в зале, писатели, интеллигенция (ли?) хихикающие, одобрительно кивающие головами, смеющиеся (когда речь идёт о страдающих безвинных жертвах путинского гестапо), " подпевающие " откровенному вранью и какой-то нечеловеческой извращённой риторике человека, который за четырнадцать лет своего правления довёл государство до ручки (со своей вертикалью и озёрными друзьями) – для меня эти люди отныне глубоко не уважаемые....
Нет! Настоящую не пригласили!
Настоящая - всегда на Руси была оппозицией к власти...
Эти просто жополизы..."
И это очень заметно по той пропаганде разврату.. и пропаганде "новых западных" ценностей, которые всюду и по телевизору и в других СМИ выдаются, как за нечто безусловно ценной, духовное.. обязательно нужное современному человеку!!!!
В издательстве ЦК КПСС " Политиздат" выходила серия "Пламенные революционеры".
Отметились там небезызвестные В.Аксенов, В. Войнович, А. Гладилин, В. Корнилов, Б.Окуджава, Орлва- Либерман и др. ( тиражи были по 200.0000, гонорары - самые высокие).
Правда, они почему- то об этом не любят вспоминать.
А писали про цареубийц, террористов и проч. -Фигнер, Красина, Засулич...
Это сейчас их назвали б террористами, потому что подкладывают они бомбы как раз "новым русским", не считаясь с их " демократизмом".
Только и радости, что и тогда их особо никто не читал.
Наступили glasnost, perestroika. Наши разночинцы ринулись в литературу.
Но оставили на острове Крым одну виноградную косточку.
Героев не создали, сплошь антигерои. Пьедесталы опрокинулись второй раз на протяжении одного века.
Дух русской литературы извратился в самой основе своей, в итоге из литературы ушли не только герои, но и сама литература.
Стайка критиков шарила на делянке ненормативной лексики!!!
Мат стал неотъемлемым компонентом, как кетчуп с рекламы.
Чем больше писали они, тем меньше читали мы. Все правильно- действует закон сохранения энергии.
Все эти кошмарные годы либералам страшнее всего было слово идеология.
Я не сторонница нынешней власти, боже упаси подумать.
Большинству опостылела власть, никем и ничем не управляющая, кроме денежных потоков, разумеется!
За первое лицо идет отчаянная борьба, может быть, и бесполезная абсолютно. Для нас.
Но Поляков прав, что НАДО контактировать( ой, слово неудачное, но лучше не подобрала)
с властью, черт возьми, бороться что ли.
При непросыхающем любителе игры на ложках, у которого вся идеология умещалась в трех словах- ищи где украсть-, такой встречи и быть не могло.
Помните, в 93- м Алла Гербер почему- то в Кремле была в те роковые дни( сама призналась!), а теперь ее не позвали. Оно, конечно, 20 лет прошло...
А люди есть, тот же Поляков, Проханов, Прилепин ( вчерашний левый манифест читали?), Ямпольская ярко проявилась...
Я очень надеюсь, что этот морок пройдет, очень надеюсь.
Пускай Кавказ, как прежде, непокорен,
высок Эльбрус, сияя как алмаз.
Мне интересно, что б сказал Печорин?,
когда б он жил сейчас.
Из штопора мир переходит в ступор,
и вечно побеждает мелкота…
Печорин и сегодня – просто супер,
Печорин и сейчас – суперзвезда.
Пусть непроглядна мгла и путь наш чёрен,
и целый мир готов разбиться вдрызг,
всегда я думаю, что сделал бы Печорин?,
сегодня среди нас он окажись.
Проходит вечность или же минута,
по-прежнему: Печорин – это круто.
Ведь никого умней наш мир не знал
и глубже ничего не накопал,
и может не окончиться добром -
борьба бобра с ослом, бобра с ослом…
И нет ни для кого авторитетов,
и каждый сам себе и царь, и бог,
но все-таки из всех приоритетов
печоринский я б выбрал, если б мог.
Пусть наш удел и темен и не ясен,
и нам не светит русская звезда…
Но все-таки Печорин – он прекрасен,
но все-таки Печорин – навсегда.
Хотя он и не блоггер и не рупор,
и времена другие и страда…
Но и сейчас Печорин – это супер.
Но и сейчас Печорин – это да!..
серб великий
А почему получалось у русских писателей 19 века? И даже не сотрудничать а правильно выражать чаяния социума....или хотя палитру чувств некоторой его части....в основном конешно же столичной....Потому что монархия в союзе с Православием несла в массы честность. А сейчас? Правильно-бесчестность. А раз так "единожды соврамши"-не будет вам веры.
Сотрудничество с подлостью никогда не принесет пользы сотруднику. Подлости же она поднимет авторитет.
Если сотрудничать с властью не хотите, а за Россию «душа болит» − вперёд!
Господи! До чего же парниковый эффект довёл: Арабская весна имени ЕС под боком, да и у нас срочно (!) власти другой захотелось.
А что при Сталине, Хрущеве, Брежневе, Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине сильно лучше было?
Грустно всё это, ГОСПОДА!
Ирония, сударь, дело тонкое...
Просто у нас среди писателей стало хорошим доном поносить власть. Писать бы научилисью
Только вот каждое поколение достойно чтобы в его время "вечные вопросы" были освещены в близкое ему время.....а не до РХ.....или 19-го века.....
Последовавший ответ от власти, в лице Пескова, никак не был связан с тем, что власть <<решает ежедневно сотни сложнейших задач жизнеобеспечения миллионов граждан: от вывоза мусора до запуска космических кораблей>>.
Этот ответ вполне определенно не только демонстрирует лицемерие (безнравственность) власти, но и показывает, что желающие сотрудничать с властью должны обязательно разделять ее политическую позицию:
<<Кого он имеет в виду под политическими заключенными. Арестованных по "болотному делу"? Но они никак не являются политическими заключенными, они проходят по хулиганству и насилию в отношении сотрудников органов правопорядка. Это к политике не имеет никакого отношения. ... Воспринимать всерьез его мнение не собираются: его точка зрения не имеет отношения к реальности>>.
Я просто обратил Ваше внимание, что отказ некоторых писателей сотрудничать с властью вызван не тем, что они ставят себя выше власти, а тем, что (повторюсь) по мнению власти, любой сотрудничающий с ней должен всецело разделять ее политику.
Однако, есть у нас еще писатели (Акунин в их числе), которые не хотят и не могут в угоду власти изменять своим убеждениям.
Представляется, что ряд писателей, литераторов не только могли бы написать интересные книги, посвященные актуальным проблемам современного общества, но и уже имеют
содержательные замыслы на этот счет. Вполне вероятно, что сдерживает реализацию подобных идей ощущение диссонанса между этими, действительно глубокими, творческими замыслами и жесткой, нелицеприятной социальной реальностью.
Очень сложно поднимать темы духовности, нравственности, совершенствования человека в нынешних условиях. Ведь писатели тоже люди. Никому не хочется, чтобы его называли белой вороной, мечтателем, идеалистом, утопистом или даже чудаком. Приятно иметь социальный образ мудреца-реалиста, прекрасно осознающего всю глубину человеческого несовершенства и железные границы возможного. К тому же именно такого литератора-мудреца скорее пригласят к сотрудничеству государственные организации, чем «мечтателя». Бог знает, что эти мечтатели сделают и чего от них ожидать.
Так что выйти за рамки существующих социально-интеллектуальных тенденций весьма непросто. Для этого нужно особое мужество, присущее очень немногим.
Всегда во всём богоугодный,
Вдруг объявил для дураков,
Что мы живем в стране свободной.
Да, мы свободны наконец
От Крыма и от Украины.
Но почему. родной отец,
Тебя так радуют руины?
Его пинают, все такие смелые,
он вида не подаст и не разгонит Думу,
он ничего такого им не сделает.
И учат, все такие умные…
Склоняют президента к суициду,
а заодно толкают и народ,
но Путин прав, не подает он вида,
хотя и постарел в последний год.
Как обещал, чеченских террористов
он, как в сортире, мочит на войне,
миллиардеров, блин, зарвавшихся вдвойне,
по одному сажает по-чекистски.
Но, что ни делай, этого нам мало,
нам подавай все сразу и сейчас.
В него «патриотическое» жало
вонзали левые и правые не раз.
Но, как всегда, не подает он вида,
хотя воды немало утекло.
В его лице страданье залегло,
его лицо на всю Россию видно…
Хоть за пределом только Бог один,
я думаю, пойдет он до предела,
пусть голова заметно облысела…
И иностранцы говорят: ПутИн.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться