В детстве, которое пришлось на 80-е годы XIX века, маленького Павлушу Бажова сверстники окрестили Колдунковым, так как его фамилия происходит от слова «бажить», то есть «ворожить, предсказывать». Возможно, сверстники ещё тогда почувствовали его «загадочность», непохожесть на других. Ведь Павел оказался единственным мальчиком, которому дед Василий на Думной горе «нагадал» судьбу. Дедушка Василий Хмелинин, к которому всей гурьбой мальчишки бегали слушать сказки, был впоследствии описан и увековечен Бажовым в образе рассказчика, деда Слышко. Павел, словно видевший образы из сказаний своими глазами, их запоминал и хранил как драгоценность, чтобы поделиться с близкими тем, что сам увидел и услышал.
Как многим состоявшимся и целеустремлённым людям, в раннем возрасте Бажову повезло с учителями. Ещё в земской сысертской школе даровитого мальчика отметил учитель Александр Осипович Машуков, поражённый способностями Павла и его чтением наизусть стихов Некрасова. Именно здесь Бажов знакомится с классической литературой. Он продолжил обучение в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской духовной семинарии. Мечтал учиться в университете, но из-за смерти отца и болезни матери (а по другим сведениям, из-за «политической неблагонадёжности») этим мечтам суждено было остаться мечтами. Как бы то ни было, после семинарии он приехал преподавать русский язык в деревню Новосибирской области. Так начинается 18-летний период учительства в жизни Бажова.
Несомненно, педагогическая деятельность – одно из призваний Бажова, сравнимое по значимости с его писательским талантом.
Одна из его учениц, Е. Захарова, пишет: «Обладая отзывчивостью, мягкостью характера, внимательностью, принципиальностью, готовностью прийти на помощь своим ученикам, Бажов стремился воспитать эти и другие качества у детей… Занятия проходили интересно. Мы полюбили учителя за то, что он после уроков читал нам стихотворения великих русских поэтов, а на уроках чтения и письма заставлял переписывать коротенькие стихотворения Пушкина, Лермонтова». Такие, казалось бы, сухие предметы, как правописание, правила грамматики, объяснялись на многочисленных примерах из русской литературы, былин, стихотворений Пушкина, Лермонтова, Крылова, произведений Толстого... Многие ученики отмечают, что именно он привил им любовь к чтению и литературе, а также к педагогической профессии.
Вспоминаются слова другого великого человека, преданного делу своей жизни, Антуана де Сент-Экзюпери: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать… Не учите их, что польза – главное. Главное – возрастание в человеке человеческого…» Конечно, это истины, верные для всех. Но не всем удаётся сделать их основой своей жизни...
Другой ученик Павла Петровича, А. Шутов, вспоминает: «Нас, учеников, он учил не только грамоте, но и какую жизнь ожидает русский народ… Он открывал нам глаза на грядущие события… По прошествии многих лет мы узнали, что первый наш учитель был большевиком, носившим фамилию Бахеев. Павел Петрович был одним из членов партизанского отряда и принимал участие в борьбе с белыми».
Ещё один «загадочный» факт биографии Павла Бажова: во время Гражданской войны он выполнял роль подпольщика-организатора и красного разведчика. Фамилия в документах «страхового агента» была заменена на Бахеев.
Павел Петрович Бажов не раз попадал в крайне тяжёлые ситуации: был в тюрьме, два раза его лишали партбилета, перенёс тяжёлую болезнь, но самое страшное – он потерял всех четырёх сыновей. После гибели последнего сына, Алёши, Бажов будто совсем потерял цель жизни. К тому времени ему было 58 лет, и тогда он начал писать – записывать сказания, слышанные им в детстве и собранные в течение жизни, «чтобы боль свою потушить». По его признанию, он не знал, что кому-то это будет интересно. Со стороны это выглядело, возможно, и неожиданно, но для Павла Петровича это было продолжением многолетней работы по собиранию фольклора, разных сказаний.
В этом смысле писательство стало продолжением его наставнической деятельности, только на другом уровне. Ведь в сказах Бажова скрыт глубокий духовный смысл – в них всё подчинено законам высшего мира. В. Лукьянов говорит: «Он впитал в себя Урал, и где-то глубоко внутри кристаллизовалась система чувствований, глубокий внутренний смысл протекающей здесь жизни».
Заметным мотивом в его сказах является момент утраты – все герои платят. Чтобы получить что-то от земли, от природы, надо ей что-то отдать. За свои утраты Бажов получил от природы (Хозяйки Медной горы?), как он сам считал, свой дар. К 60-м годам выходит первый сборник его сказов – «Малахитовая шкатулка». Последовавшую за этим славу и признание можно назвать гомерическими. Книги были переведены на сотни языков, его приглашали в Москву, он был необыкновенно популярен.
Но ничто не изменило привычек и скромного образа жизни «сельского учителя» – ни поздний расцвет творчества, ни оглушительная слава. Более того, знавшие его люди отмечают, что он казался «огорчённым», не ожесточившимся, по-прежнему чутким, но печальным. Он жалел, что многие планы ему уже не удастся осуществить. В нём было слишком много горения, которому было тесно в «земных рамках».
Записывание сказаний было и попыткой ухода от непростой реальности в особый мир, в котором люди один на один с природой и высшей силой, где все человеческие качества обнажены и видны как на ладони. С помощью этих сказаний он пытался объяснить самому себе некоторые события в своей жизни, находя в этом утешение и черпая новые силы.
Писательство было лекарством, с которым может сравниться только природа. Однажды Павел Петрович тяжело заболел, и знакомый врач лишь развёл руками, сказав, что ничем помочь ему уже нельзя. Тогда Павел Петрович попросил отнести его на опушку леса, чтобы он мог подышать лесным воздухом последний раз. После этого произошло чудо – он поправился вопреки всем медицинским прогнозам, благодаря родной уральской природе, которая его спасла, дала ему сил.
Очевидно, Павел Петрович находил на Урале гораздо более ценные сокровища, чем драгоценные камни. Это были отношения с «силами горы», силами высших миров.
До сих пор его сказы окутаны таинственностью, которая, вероятно, не скоро с них спадёт. Кто такая Хозяйка Медной горы? Великий Полоз? Бабка Синюшка? Голубая змейка? Однозначно можно сказать одно: в них много того, что называет себя «частью той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». Но не меньше и сил самого добра.
Бажов привёл впервые в жанр сказаний кузнеца, простого рабочего – не Бога, а реального человека. Простые люди в его сказах часто и оказываются носителями того самого добра, а это говорит о том, что многое в руках человека – надо уметь этим грамотно распоряжаться.
Отблески собственного таланта Бажов рассыпал везде. По воспоминаниям Мариэтты Шагинян, он щедро делился своими открытиями, мыслями, как искры рассыпая их повсюду: в личных беседах, письмах, статьях…
У него были необычные, большие и лучистые глаза. По рассказам его дочери Ариадны, глаза его меняли цвет: были то зелёными, то голубыми, то серыми, в зависимости от того, смотрел он на реку, на лес или небо.
В зависимости от того, на чём останавливался взгляд писателя, это приобретало живые черты, одушевлялось. Любой камень на Урале хранит историю и мудрость веков, надо лишь прислушаться… И Бажов слушал: звуки природы, голоса камней, солнца и ветра.
Одним из героев своих сказов Бажов сделал… Ленина. Это было обусловлено не конъюнктурой, а чувствованием особой роли этого человека в общей эволюции общества. Великие Владыки называли Ленина своим братом, а в «Агни Йоге» сказано: «Ленин строил страну задолго до того, когда нога коснулась земли. Его луч расширил сознание задолго до прихода». Ленин назван «понимающим последнее слово старых каменных гор», а также он обещает взять «уральское» «на свой ответ», а коли не успеет, передаст «надёжному человеку», который всё устроит.
Для Бажова этот вопрос – судьба Урала – ценнее собственной жизни. Незадолго до смерти он признаётся писателям-землякам: «Нам, уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой-то русский концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного человека».
По одному из сказов («Дорогое имечко»), нужно встать на гору и крикнуть имя девушки, тогда откроются тайны и сокровища горы. Но нужно знать это женское имя. Бажову оно было известно, поскольку он верил в силу своего желания. Верил в то, что уральские самоцветы – это символ духовного богатства России, а через это верил в её великое будущее.
«Я очень люблю Москву из окна вагона, который везёт меня на Урал. Земля наша уральская – дивное чудо. Дома всё есть. А если чего нет, значит, не докопались ещё. Как же всё-таки обидно, что жизнь такая коротенькая!» – говорил писатель и великий учитель П. Бажов, закрывая крышку Малахитовой шкатулки, в которой всё есть, а если чего нет, значит – не разглядели ещё.
Наталья КАУЛИНА