Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 ноября 2016 г.
  4. № 47 (6577) (30.11.2016)
Телеведение

Атас! Ой, веселись, рабочий класс!

30 ноября 2016

«Чёрная кошка» изменила место встречи до неузнаваемости

Когда российское телевидение берётся за художественное воссоздание знаковых событий советского периода, то рассчитывать на хоть сколько-нибудь уважительное отношение к прошлому не приходится. Если даже «прорабов перестройки», заслуженных диссидентов Евтушенко, Аксёнова и других, виновных лишь в том, что их угораздило жить при советской власти, не пожалели в «Таинственной страсти», то чего ждать от изображения преступников в сериале «Чёрная кошка» Антона Сиверса…

Мы писали об одном из творений этого режиссёра («Вербное воскресенье»), где внук члена Политбюро преспокойно насилует солистку Большого театра, потом сажает её в тюрьму, где несчастную доводят до смерти, – и это всё как бы само собой разумеется для брежневского времени. Что же придумали режиссёр и сценарист Олег Маловичко, перенося на экран «подлинную историю» красногорских рабочих, ставших бандитами «Чёрной кошки» при Сталине?

О них в СССР фильмов не снимали – тогдашние пропагандисты, видимо, избегали этой темы: молодые рабочие, передовики производства, комсомольцы, спортсмены – и вдруг предатели социализма, грабители и убийцы? Такого не могло быть в социалистическом Отечестве. Но было! И очень жаль, что этот выламывающийся за рамки коммунистической идеологии криминальный сюжет не был художественно исследован. Если бы он был обсуждён и проанализирован, то, возможно, не было бы в будущем гораздо более страшных предательств, в результате которых, например, рухнул СССР.

Предпочли расстрелять зачинщиков и забыть, но слухи множились, легенда о «Чёрной кошке» обрастала робингудовскими подробностями. Может быть, поэтому в конце 70-х сняли «Место встречи изменить нельзя». Здесь вместо предателей социализма (молодых рабочих, для которых он, собственно, и был построен) беспредельничала и рисовала чёрную кошку деклассированная уголовщина. В сериале Сиверса, кстати, много перекличек с говорухинским шедевром, но сравнения не то что не идут сериалу на пользу, они убийственны.

Изумили и сценарий, и режиссура. Главные герои, лидеры банды: Иван Мишин (фамилия реального прототипа Митин) – в голодное послевоенное время какой-то слишком сытый, шикарно одетый, с животиком, хоть и спортсмен. Почему он заделался бандитом, непонятно, почему на эту роль приглашён грузинский актёр Гела Месхи – тоже. Его друг (без прототипов, полностью придуманный персонаж, его играет очень способный актёр Дмитрий Соломыкин) – художник, сын бывшего зэка, и сам попадает на зону по навету, однако бежит из колымского лагеря (!). Ну как после этого не возненавидеть социализм и не начать убивать беременных жён своих друзей? Его духовный наставник – бандит Пан (тоже придуманный сценаристом). На фронте командир понуждал его выполнять приказы, это так его оскорбило, что после войны Пан вернулся в криминал. А командир этот стал следователем (Игорь Петренко), который – вот совпадение! – и ловит пресловутую «Чёрную кошку». Однако этого мало, возлюбленная следователя Тая – бывшая любовница бандита Ивана, но она ещё и дочь этого Пана – во как всё закручено, куда там братьям Вайнерам! Пан спланировал ограбление Гознака (!) в день похорон Сталина (!), и члены банды «Чёрная кошка», переодевшись в милицейскую форму, его практически осуществляют!!! Но и их в последний момент обезвреживают, и Пана ловят, несмотря на то что он берёт в заложники собственного внука. Браво, создатели! Так искусно довести халтурный сериал до полного абсурда мало кто умеет!


Тэги: Антон Сиверс
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • Победы и поражения

    01.05.2025
  • Всё позволено?

    30.04.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS