Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 ноября 2017 г.
  4. № 47 (6622) (29.11.2017)
Общество Настоящее Прошлое История

Кривое зеркало

29 ноября 2017

Специалисты – о телепроектах, посвящённых революционным событиям 1917 года


А был ли мальчик?

Юрий Жуков, доктор исторических наук

– Для меня то, что выдали Первый канал, «Россия 1» и канал «Культура» (имею в виду самые разрекламированные проекты), – это показатель, как промывают мозги людям, из нормальных граждан делают иванов, не помнящих родства.

Вот «Демон революции» на «России 1». Всё строится вокруг возвращения Ленина из эмиграции. В основе сюжета – воспоминания Фридриха Платтена, который организовывал переезд; Григория Зиновьева, тогда второго человека в партии большевиков; и Карла Радека, который, кстати, незаконно ехал в поезде как австрийский подданный.

Однако пружиной действия сделан человек, занимавшийся спекуляциями и находивший для себя деньги, где только можно, – это Парвус. В реальности его среди участников «операции» не было. При этом «забыты» два главных момента. Первый. Когда в Швейцарии стало известно о падении монархии, вся российская политэмиграция решила срочно ехать домой. Но виз не давали ни французы, ни англичане. На совещании с участием Мартова (от меньшевиков), Зиновьева (от большевиков), а также представителей эсеров и Бунда решили ехать через Германию. Предложил это Мартов. Посредником стал Роберт Гримм, депутат швейцарского парламента. Он договорился с германским посольством, которое получило от Берлина разрешение на проезд русских. Остальные формальности решал Фридрих Платтен. Парвус, повторю, к этому не имел никакого отношения. Мальчика не было.

Второе. Из фильма исключён ключевой эпизод поездки – её финал. Между тем встреча на Финляндском вокзале была триумфальной. Помимо рабочих, солдат и матросов, эмигрантов встречали председатель Петросовета Чхеидзе и его заместитель Скобелев, который через неделю стал министром труда Временного правительства. Состоялось массовое шествие ко дворцу Кшесинской, где была штаб-квартира большевиков. Можно без преувеличений сказать: Ленина встречали как безусловного политического лидера. Вот главное! И это выброшено. Для чего?

Могу предположить, что для того, чтобы: а) оставить акцент на Парвусе и б) с помощью Парвуса протащить легенду о том, что большевики делали революцию за дойчемарки. Эта замшелая глупость опровергнута всеми, включая Мельгунова, отнюдь не сторонника большевиков, а главное – реальными историческими документами и последними научными изысканиями. Абсолютный факт: фальшивка была запущена французской контрразведкой. Создатели фильма, видимо, об этом не знают.

Фильм «Троцкий» на Первом. Что тут? Вот сцена: демоническая личность, уже готовый диктатор Троцкий орёт на Ленина за то, что тот намерен отложить взятие власти, а надо всё делать немедленно. И вот, по приказу Троцкого, занимаются почта, телеграф, банки, вокзалы и т.д. Всё это ложь! Ещё в сентябре 1917-го Ленин написал два письма членам ЦК, где требовал немедленного взятия власти. Но ЦК стоял на том, что надо дождаться открытия 2-го Всероссийского съезда советов. В этих же письмах обозначено, какие стратегические точки в столице надо сразу взять под контроль.

В конце 1924 года Троцкий написал «Уроки Октября», ещё не зная, что есть и будут опубликованы ленинские письма. Он присвоил себе чужие идеи, это политическое жульничество. Из той же оперы картинка взятия власти. Открылся 2-й съезд, и от его имени красногвардейцы и матросы, которых вызвал из Кронштадта Центральный комитет, а совсем не Троцкий, выполнили поставленную задачу.

Без знания исторического материала представлен Троцкий и как герой Брестского мира. Между тем там он совершил много ошибок или, что точнее, – преступлений. Например, согласился на участие в переговорах делегации украинской Центральной рады, которая месяцем раньше подписала сепаратный мир с немцами и австрийцами и тем самым отдала Украину на растерзание оккупантам. Также он предложил в Бресте формулировку: ни мира, ни войны. Что это? Это, по сути, приглашение немцам и австрийцам войти на нашу территорию. Мира не подписываем, но и воевать не будем – так расшифровывается. Придите и владейте нами!

В сериале Троцкий представлен как создатель Красной армии. Очередное враньё! Когда он был наркомом по иностранным делам, уже был учреждён Всероссийский высший военный совет во главе с бывшим царским генерал-лейтенантом Бонч-Бруевичем. А когда совет расформировали и стали строить армию по-иному, появился главнокомандующий – бывший полковник царской армии Вацетис, а затем такой же полковник Каменев. О подобном умалчивают, словно стесняясь признать, что Красной армией руководили испытанные профессионалы, вставшие на сторону советской власти.

Третий сериал, документальный, – фильм «Кто мы?» Ф. Ра­зумовского на канале «Культура». Он пытается внушить нам, например, что «нехорошие большевики» после революции ввели продразвёрстку, рассылали продотряды, изымая зерно и тем самым убивая крестьянство. В реальности продразвёрстка и продотряды учредили осенью 1916 года ещё при царе. Изымался хлеб, другие продукты, чтобы обеспечивать и фронт, и города.

Оценивая эти фильмы, невольно вспоминаю, как один из героев пьесы Бомарше «Севильский цирюльник» говорит: клевещите, клевещите как можно больше, что-нибудь из клеветы прицепится и уцелеет.

Что за фактом

Жителям Москвы известно Архангельское, дворец Юсуповых. Но никто не знает, что в годы Гражданской войны там располагалась резиденция Троцкого, и во дворце он проживал насколько можно роскошно. Тогда как, например, Владимир Ленин жил в небольшой кремлёвской квартире, а после ранения перебрался в скромные подмосковные Горки.


Без тени правдоподобия

Георгий Цаголов, доктор экономических наук:

– В художественном произведении, в киноискусстве в частности, вымысел должен высвечивать правду жизни, а не извращать её. Как отчеканил Марк Твен: «Вымысел обязан держаться в рамках правдоподобия». Тем более, когда речь о героях великих революционных событий – повивальных бабках истории.

С малых лет в памяти «Броненосец «Потёмкин». И бунт матросов, которых кормят червивым мясом. И расстрел жителей, пришедших на поддержку мятежного корабля. И детская коляска с ребёнком погибших родителей, скатывающаяся по ступеням знаменитой Потёмкинской лестницы (что, скорее всего, вымысел). Творивший в непростые времена 27-летний Сергей Эйзенштейн талантливо поведал правду о революции 1905 года. Его чёрно-белая лента эпохи немого кино – в золотом фонде мирового кинематографа.

В столетний юбилей Октября миллионам людей были адресованы распиаренные телесериалы «Троцкий» и «Демон революции». Кому-то, особенно малознающему историю, они могли показаться занятными. Картины нашпигованы эротикой и жестокостями, в них играют звёзды экрана, местами неплохо поработали операторы. Но для сведущих людей эти претендующие на новую интерпретацию русской революции фильмы, мягко говоря, не выдерживают критики.

В «Троцком» главный персонаж предстаёт в весьма усечённом облике – как сексуально озабоченная личность, мотивированная фанатичной ненавистью, жаждой власти. Карикатурный Ленин – столь злобный маргинал, что берёт Троцкого за грудки и угрожает сбросить с балкона террасы. Могло ли случиться нечто подобное? Никогда. Между вождями Октября бывали жаркие споры, но и только. Сталин изображён уж совсем тупым зверем. Получается, что революцию делали выгодоискатели, уголовники и отпетые шулеры, а не вышедшие из вполне обеспеченных слоёв общества образованные и волевые люди, имевшие за плечами тяготы тюрем, ссылок, вынужденной эмиграции и бедствования ради воплощения в жизнь идей справедливости.

В «Демоне революции» роль малозначимого Парвуса выдвинута на передний план. Смысл киноленты искажает реальные события, их существо. Как и французская революция, наша зрела в гуще угнетённого народа. Первая мировая бойня довела до ручки терпение крестьян, рабочих и солдат, и без того долго испытывавших притеснения, издевательства и запредельную эксплуатацию со стороны царской бюрократии, землевладельцев и капиталистов.

Много говорилось у нас о фильме «Матильда». Её создателей упрекали в недопустимости освещения связи Николая II с балериной. Его августейшую особу, видите ли, нельзя дискредитировать романом, пусть даже и в холостяцкий период. К основателям же первой социалистической страны – теперь всё дозволено.

Позиция властей выразилась в решении не проводить официальных мероприятий по поводу юбилея Великой русской революции. Не думаю, что это мудрый акт в отношении события российской истории, изменившего мир. Но это всё же лучше, чем троллить революцию и её лидеров на основных государственных телеканалах.


Документально

«Парвус Александр (Гельфанд Израэль Лазаревич) – участник российского и германского социал-демократического движения. В годы войны сотрудничал с германскими властями, разрабатывал план революционизирования России, разбогател на коммерческих операциях. В 1915 году искал встречи с Лениным, жившим тогда в Бёрне, но тот через Грумбаха передал, что выставит за дверь этого разбойника Парвуса, если у него хватит наглости прийти к нему».

Из справки французской разведки в Бёрне от 18 января 1919 года «О политической роли Парвуса-Гельфанда до и после войны»

Тэги: Кинематограф Октябрьская революция
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Отчуждение

    26.01.2022
  • Руководитель на весах

    26.01.2022
  • Бесконечный

    10.11.2021
  • Умер Андрей Мягков

    18.02.2021
  • Человек-колосс

    30.09.2020
  • Кино, несовместимое с жизнью

    87 голосов
  • Уроки и значение 1917 года

    79 голосов
  • Троцкий и демоны

    75 голосов
  • Социализм будет. Новый

    70 голосов
  • Притянутые за уши

    64 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS