Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 ноября 2018 г.
  4. № 47 (6668) (21.11.2018)
Общество

Невинный неадекват,

или Гуманизм, доведённый до абсурда

20 ноября 2018
Филипп Мерсье. «Наказание», 1738 г.

Прошли времена, когда за здоровье учителей поднимали заздравный кубок. Наступили другие, когда на учителей всё чаще и чаще поднимают руку. Точнее сказать – издеваются над ними.

Сетевое общество, и вероятно, не только сетевое, всколыхнуло видео, выложенное в Ютюбе, где в одной из школ в Комсомольске-на-Амуре учительница с 24-летним стажем отшлёпала своего ученика в коридоре учебного заведения, выведя его из класса с криками: «Ты кто такой?! Кто тебе позволяет себя так вести?» и т.д.

В адрес учительницы обрушился гнев почти всей страны:

– Какое право она имела бить невинное дитя! «Онижедети»! Словно этот термин автоматически даёт право измываться над учительницей. Как-то забыли, что она тоже человек, чья-то мама, чья-то жена, чья-то дочь, которая не должна возвращаться в семью с трясущимися руками в предынфарктном состоянии.

Из-за этого ребёнка отказалась от классного руководства её коллега. Сама же она призналась, что такого ребёнка не встречала за все годы педагогической деятельности: «Никакого терпения не хватит, когда тебя унижают при детях. Сегодня он колол ручкой в глаза своей сестре, вчера швырял ручки в меня и т.д.».

Все рассматривают ребёнка как жертву взбешённой учительницы, но никто не рассматривает саму учительницу как жертву вседозволенности и наглости учеников. За ребёнка есть кому заступиться. За педагога, кроме школьной администрации, некому, а та сплоховала – все замечали, что ребёнок вёл себя неадекватно, но меры не принимали.

Кто-то мне написал – не может работать с детьми – пусть уходит. Но человек учился пять и более лет, чтобы УЧИТЬ, а не работать в полиции с трудными подростками. Никто не хочет понять, что в наше время учитель не защищён и над ним могут издеваться все, от первоклассника до десятиклассника, которых в крайнем случае пожурят. Одеть урну на голову пожилой учительнице, устроить кулачный бой с педагогом… Не надоело ли нам наблюдать в интернете эту мерзость? Любой неадекват может сорвать урок, да ещё попросить приятеля снять и выложить в интернет моменты его геройства. Максимум наказания – снизят отметку по поведению. Вы думаете, от этого у кого-то из детей прыщик вскочит? А как отражаются на здоровье учителя постоянные издевательства и провокации – никого не волнует. То, что после таких уроков учитель пьёт сердечные капли и стаканами валерьянку, чтобы хоть немного успокоиться. 

И в моей практике, а я работал учителем в СССР и Израиле, было немало таких случаев, не сомневайтесь. И была девочка, которая сорвала урок во время комиссии, и был неадекватный эфиопский мальчик, норовивший ударить стулом любого, кто обзовёт его. И моя задача на уроке состояла в том, чтобы к звонку все были живы. Моё счастье, что школьная администрация всегда принимала мою сторону. А теперь у учителя нет иммунитета, как у человека, несущего доброе и вечное. Его можно пнуть и обозвать.

Вот попробуй замахнись или обзови полицейского во время исполнения, можно схлопотать по полной программе. А учитель... человек ли он, которого надо уважать и ценить? 

Не мешало бы, чтобы в школах как для детей, так и для педагогов были психологи, умеющие гасить конфликтные ситуации. Кстати, в школе, где я работал, дети, приходя на занятия, сдавали мобильники секретарше – от греха подальше. Всё-таки было меньше шансов спровоцировать учителя и сделать потом кино для Ютюба. 

Мне жаль избитого мальчика.

Мне жаль учительницу, не выдержавшую тотального издевательства ученика и распустившую руки. Школа не пред-отвратила то, чего не должно было быть в уважающем себя учебном заведении. 

Мне лишь не жалко педагогическую систему, которую надо реформировать, чтобы она защищала своих работников и берегла достоинство и здоровье учителя и ученика в равной мере, не доводя конфликтные ситуации до рукоприкладства.

Евгений Минин,
учитель с 36-летним
педагогическим стажем


Опрос

Студенты лаборатории образовательной журналистики НИУ «Высшая школа экономики» провели опрос учителей о буллинге. На вопрос, подвергались ли они травле со стороны учеников, 70% опрошенных (2800 человек из 75 регионов) ответили утвердительно. При этом 50% оказывались жертвами два-три раза, а 6% учителей становятся ими регулярно.

Главным фактором риска оказался… материальный достаток. Плохо обеспеченные учителя сталкиваются с буллингом (тычки, рукоприкладство, обидные прозвища, демонстративное игнорирование требований на уроке, оскорбления в соцсетях, издевательские комментарии) в два раза чаще, чем учителя со средним или высоким достатком.

23% учителей, подвергшихся травле, ни с кем не решились поделиться бедой. Треть обсуждали свою проблему в семье. Примерно столько же – с коллегами. И лишь 13,2% обращались за помощью к школьному психологу.

Тэги: Евгений Минин
Обсудить в группе Telegram

Евгений Минин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Задолбали музыканты

    01.10.2022
  • «Я спинку строчке тёр…»

    22.08.2022
  • Живешь старея и дурея

    21.07.2022
  • Прогрибальное

    13.07.2022
  • Не имеешь права стоять в стороне

    01.06.2022
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Дендрологическое

    612 голосов
  • Свежие сазоновости

    594 голосов
  • Возвышенное

    574 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS