Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 ноября 2018 г.
  4. № 47 (6668) (21.11.2018)
Общество

Так кто же двоечники?

Похоже, не педагоги, а проверяющие

20 ноября 2018

Сфера образования «переплюнула» поэтов, став самой изобретательной в области придумывания новых слов и аббревиатур. Компетенции (во множественном числе), практико-ориентированный и деятельностный подходы, ЕГЭ, ГИА, КИМы, а теперь вот ещё и ЕФОМы (единые федеральные оценочные материалы), используемые «в целях создания и апробации инструментария для формирования национальной системы учительского роста и определения (уточнения) подходов к оценке компетенций учителей на основе единых федеральных оценочных материалов».

Эти ЕФОМы и выявили двоечников. Половина учителей математики и информатики с тестами, сообщил Рособрнадзор, не справились. Но стоит ли этому удивляться, если часть заданий для математиков была из области информатики, а преподаватели информатики были вынуждены вспоминать школьную программу математики. Такой новый предмет, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России», во многих школах сдавали учителя истории, обществознания и даже биологи с географами.

Самые же большие вопросы у педагогов к другой части ЕФОМов, касающихся не конкретных знаний, а «педагогических компетенций». Вот как бы вы выполнили следующее задание: «Как ввести новые знания о существительных, имеющих только форму единственного числа, проблемным методом, учитывая… межполушарную асимметрию мозга и уровень обученности пятиклассников, использовать элементы современных технологий и системно-деятельностный подход?» (орфография и пунктуация сохранены).

Или вот такое: «На заданный учителем вопрос «О чём это произведение?» один из учеников ответил: «О том, что литература – глупое занятие, уводящее человека от реальности». Многие с ним согласились. Что следует предпринять в этой ситуации учителю? Выберите из предложенных вариантов. Аргументированно объясните свою точку зрения. 1. Упрекнуть ученика в непонимании и оставить его точку зрения «без комментария». 2. Возмутиться и вступить в спор. 3. Предложить снова обратиться к тексту и внимательно его перечитать. 4. Развить возникшую ситуацию, сформулировав проблемную задачу». Казалось бы, возможны все варианты, кроме первого. Ан, нет. Правильный ответ – единственный, четвёртый.

Вот на таких, касающихся «компетенций» вопросах учителя и погорели. Не только те, кто окончил те самые, лишённые теперь аккредитации вузы, но и те, кто получил образование ещё в советские времена, говорит на русском, а не чиновничьем языке, используя слово «компетенция» не в значении набора умений, знаний и полномочий, а по словарю Ушакова, в значении «круг вопросов, в которых ты хорошо осведомлён».

Судя по комментариям, большинство из учителей просто не поняли, чего от них в этом «системно-деятельностном подходе» хотят, и просто либо рассказывали о своём опыте, либо тыкали наугад:

«Необъективный, непрофессиональный, глупый тест».

«Настолько заумные вопросы были, что разбираться в них и тратить время не было желания. Написал что-то от балды, и всё... Я бы проще это время потратил на ведение уроков».

«Вопросы по обществознанию были двух категорий: на троечку (определить где вертикальная, где горизонтальная мобильность) или с ошибками (выбрать одну большую социальную группу из списка, где их было две)».

Некорректным назвала исследование Рособрнадзора и министр просвещения Ольга Васильева. По её словам, оно ещё не закончено, и делать выводы рано. Тестирование, кстати, было анонимным и добровольным и, как уверял руководитель Рособрнадзора, его результаты никак не скажутся на судьбах тех, кто его проходил. Всего лишь эксперимент, отработка ЕФОМов. Всех тестировать и делать выводы начнут через пять-шесть лет.

Вам это ничего не напоминает? ЕГЭ тоже начинался с добровольных экспериментов, которые незаметно перешли в обязательные. Кстати, вместе с ЕГЭ в образование пришёл и новояз, калька с английского, позволяющая использовать слово «компетенция» во множественном числе, и практико-ориентированные с системно-деятельностными подходы, в которые каждый вкладывает, что хочет, ломая связи между образованием и обществом.

Людмила Мазурова

Тэги: Людмила Мазурова
Обсудить в группе Telegram

Людмила Мазурова

Начинала корреспондентом в тырныаузской (Кабард... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Робот вместо учителя?

    21.09.2022
  • В моде IT и, как всегда, юристы с экономистами

    17.08.2022
  • Холодильник/точка/ру

    10.08.2022
  • Призрак турбины бродит по Европе

    27.07.2022
  • Хочу замуж!

    06.07.2022
  • Памятник неизвестному оккупанту всё ещё красуется в Россоши

    63 голосов
  • Казнить, лечить, кастрировать?

    52 голосов
  • Хочу замуж!

    43 голосов
  • Microsoft и отечественный софт

    42 голосов
  • Трагедия на Эльбрусе

    41 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS