Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 ноября 2021 г.
  4. № 47 (6810) (24.11.2021)
Литература

Богатыри – не вы

24 ноября 2021

Одри Лорд. Зами: как по-новому писать моё имя. – М.: No kidding Press. – 357 с. – 2000 экз.

Итак, взросление женщины. Что оно собой представляет? Что отличает девушку от подростка? Или, выражаясь словами Одри Лорд, знаменитой чернокожей поэтессы и активистки из Гарлема, «кому я обязана тем, какой женщиной стала?»

Общество даёт разные определения, усложняет правила игры: то девочка становится женщиной после первой менструации, то после первого сексуального опыта, дальше – опыта материнства. Но что это за ответы, кому они принадлежат? Если уж совсем начистоту, определения эти про то, сколько пользы девочка отныне может принести. Принести, конечно, миру мужчин.

Но есть и другие версии.

«Зами» – роман, написанный Одри Лорд в 1982 году и впервые переведённый на русский язык только сейчас. Автор описывает своё детство в бедном квартале Нью-Йорка, расизм тридцатых и сороковых, первую любовь и трагедии. Запомним, что жанр романа Лорд определяет как «биомифографию», а себя называет «воительницей» с очень простыми принципами.

«Когда дела идут плохо, действуй. Сработает – действуй дальше. Не сработает – придумай что-то ещё. Но продолжай действовать».

Сегодня идея о воительнице уже не кажется новой: в конце восьмидесятых – начале девяностых появилось несколько популярных нарративов о женском взрослении и борьбе. Это и какая-нибудь «Зена», это и американское шоу о Баффи, которая истребляет вампиров. Семь лет героиня Сары Мишель Геллар превращалась из девочки в женщину на глазах миллионов зрителей – и только слепой мог толковать эту историю буквально, как басню о демонах и колдунах.

Самые популярные тексты о становлении не просто так помещаются в магический контекст (тут вам и «Гарри Поттер», и «сумеречная» сага, которая приняла пост в конце нулевых). Ведьмы и вампиры – всего лишь метафора проблем, с которыми подросток сталкивается каждый день, демоны, которых нужно побороть, чтобы вырасти. Они маркируют иной язык и невозможность говорить открыто, глухоту одной из сторон, которая создаёт разрыв поколений. Два мира – два Шапиро. Ну, или вампира.

«Зами», биомифография отлично вписывается в эту линию, если не начинает её. Потому что героине романа, маленькой Одри, полуслепой «книжной» девочке-аутсайдеру, приходится бороться с таким злом, для которого взрослый мир не находит слов.

«Американский расизм был новой сокрушительной реальностью, с которой родители были вынуждены иметь дело каждый день своей жизни с тех пор, как приехали в эту страну. Они относились к нему как к личным неурядицам. Нам велели не доверять белым, но почему – никогда не объясняли, как и природу их злонамеренности».

Дискриминация, самоубийство лучшей подруги, ежедневное насилие в разных формах – события, которые нельзя не видеть, но о которых можно молчать. Маленькая Одри учится жить двойной жизнью и маскировать истинные причины явлений. Осваивает базовые правила выживания – до поры до времени.

Что всё-таки происходит, когда эта девочка становится женщиной?

Во-первых, она обретает оружие. Фокус в том, что пятидесятилетняя Одри Лорд не забывает мир детства, населённый демонами, но при этом обретает язык, которым можно о нём говорить. Поэтому у неё получается создать текст, который читается как невероятно смелый даже сегодня, спустя сорок лет с момента написания. И этому восприятию не мешают ни небрежный перевод, ни то, сколько историй наследуют «Зами», выросли из неё и опередили первоисточник в читательском опыте.

А во-вторых, что гораздо важнее, она находит источник силы. Для этого Одри романная проходит испытания, словно герой мономифа: тут и сакральное путешествие в Мексику, и разрыв с отчим домом, и поиски волшебной богини, которая приобщит к тайному знанию. И знание это будет о взрослой жизни: становление женщины происходит не в тот момент, когда она становится полезной. Становление происходит тогда, когда она соединяется с другими женщинами, учится понимать их и чувствовать своё место в цепи. Потом метафору цепи, которая по спирали соединяет первобытную женщину с современной эмансипированной, будут использовать, очень красочно и наглядно, комиксы о супергероинях, а к началу нулевых она опять же станет совсем привычной.

«В тот миг, как и в первую ночь наших объятий, я почувствовала, что покидаю детство, становлюсь женщиной, которая связана с другими женщинами в замысловатой, сложной и вечно прирастающей сети обмена силой».

Есть и третье, очень важное знание, которое получает Одри Лорд, чернокожая поэтесса из Гарлема, женщина-воительница, дающая всем вещам свои имена. «Зами» – роман тех времён, когда не было принято разглядывать свои шрамы под микроскопом. Это было даже стыдновато, но главное – люди того времени знали, что это не прибавляет сил. Да, случилось, что мир обрушился раз, мир обрушился два раза и будет рушиться ещё много раз – но нужно идти, нет, нестись дальше. Ранение не остановит бой.

«И мы обнимались, смеялись и плакали о том, сколько заплатили за эту силу и как сложно было объяснить кому-то, кто ещё не знал, что мягким и сильным надо быть одновременно и вместе, иначе не сработает, – так же мешались на подушках у нас под головами радость и слёзы».

Возможно, героизм как раз состоит в том, чтобы принять мир во всех его проявлениях и найти для него слова. Черпать из этой способности силу, делиться ею с другими. Помнить, что жизнь цветная – во всех из возможных смыслов.

«The hardest thing in this world is to live in it*, – спустя двадцать лет после Одри Лорд и за десять до литературы травмы скажет миллионам школьниц с экранов Баффи, перед тем как исчезнуть во тьме. – Be brave. Live» **.

И мы подпоём. 



* Самое трудное в этом мире – это жить в нём.

** Будь храбрым. Живи.



Тэги: Анастасия Сопикова
Обсудить в группе Telegram

Анастасия Сопикова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Со счастьем вдруг утраченным гранича…»

    18.09.2025
  • Ночной сторож

    17.09.2025
  • Не открещиваться от России

    17.09.2025
  • Живое дуновение слова

    17.09.2025
  • Холодные ночи общаги

    17.09.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS