Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 ноября 2021 г.
  4. № 47 (6810) (24.11.2021)
Литература Библиосфера

Счастье в мелочах

Обзор книг серии The Single издательства «СТиХИ»

24 ноября 2021

Продолжаем знакомить читателей с новинками серии. Напомним, идея её создания принадлежит Роману Рубанову, дизайн разработал Арсений Ли, редактор – Алла Поспелова. В The Single уже вышло около 40 книг.



Алёна Бабанская. Звуки все наперечёт. Книга стихотворений / Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». Сер. «Сингл» (The Single). – М.: СТиХИ, 2020. – Кн. 4. – 56 с.: ил.


Четвёртая книга серии – это рок, или лёгкая музыка, или чистая импровизация, непонятная порой самому играющему, колыхание воздуха, упоённое самим фактом своего существования, абсолютно самодостаточное, потому что циклоны и антициклоны, облака и сирени приходят вместе с этими стихами не снаружи из культурной памяти, а изнутри, сквозь сияющую колоннаду читательского опыта. Алёна Бабанская пишет на «птичьем» языке, включая птицу в своём читателе, делая его такой же, как она сама, птицей.


Вечереет. Роняют подсолнухи головы,

Будто в них темноты наливается олово.

Или золото. Не разберу.

…

А к нему подлетают

Варвары и Сенечки

Воровато полузгать незрелые семечки,

Покачаться в закатных лучах.

И пока не сомкнулся туман над пенатами,

Здесь пирует незваная банда пернатая,

У подсолнухов лица луща.


Совпадение слов по звуку выше их сродства по смыслу. Звук есть оправдание многого.


Взлетает цапли цеппелин

Над лесом, речкой, долом.

Болота местный властелин,

Пернатая гондола.


Складывание текста у Алёны Бабанской оттого выглядит случайным, словно не автор его принёс, а текст собрал автора, сшил «стежками» в нечто цельное, которого до «стишка» не было. Этим женский голос резко отличается от мужского, потому что мужчина спешит выдать новое, а женщина — обрадоваться существовавшему, но ранее ею не замеченному. И при том, что книга разделена на стороны пластинки, на тёмное и светлое они не раскладываются, живёт Алёна равно, без трещины в сердце.


Мне любо в Монголии внутренней

Свой кофе потягивать утренний.

Смотреть, как по небу страны

Верблюды плывут и слоны.

…

И дым поднимается кольцами,

И стадо гремит колокольцами.

В достатке кумыс и кошма.

И, кажется, смерть отошла.


И даже в теме смерти у Алёны нет изнанки. Всюду – жизнь, всё – любовь.



Single-Book-Diyakonov.jpgЕвгений Дьяконов. Другие ништяки. Книга стихотворений / Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». Сер. «Сингл» (The Single). – М.: СТиХИ, 2020. – Кн. 5. – 48 с.: ил.


Музыка в этой книге предназначена для того, чтобы обрамить тишину. Тишину испуга, тишину откровения, тишину стыда и тишину счастья.

Евгений выворачивает поэзию наизнанку, оттого не ощущается разница между силлабо-тоническими стихами и верлибрами: холст главенствует, а уголь или масло только выявляют его текстуру. Поэт, словно персонаж средневековой гравюры, пробует посмотреть сквозь небесную твердь.


музыкальный медведь

в кузове грузовика

поёт без остановки

придавило


Нет, речь не о том, что несказанное вслух важнее сказанного. Речь именно о расширении пространства за кадром стихотворения. Это и есть смысл.


На первый взгляд всё было хорошо:

з/п пришла и старый друг зашёл.

Собрали стол, бухаем не спеша.

Но дочка тихо в комнату вошла

и говорит мне голосом жены:

«Не ешь с ножа».


Автор идёт не к намёку, а к переключателю потока мыслей, его текст работает как «глушилка» для читателя, как буддийский коан, призывающий к медитации, к выключению суеты разума. Все стихи о растерянности, о столкновении с епифанией, проявлением Высокого в секундном. Почти нет литературных и культурных символов, а присутствующие – вещи обиходные, приросшие к душе. Ты теряешь себя, но находишь не «обещание большего», а Себя с большой буквы, научившегося не только воспринимать, а спорить с чужой книгой, переписывать её заново.



Single-Book-Miyasat.jpgМиясат Муслимова. Кавказский мир. Книга стихотворений / Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». Сер. «Сингл» (The Single). – М.: СТиХИ, 2020.  – Кн. 6. – 48  с.: ил.


Поначалу книга Миясат Муслимовой воспринимается скорее как вариация на тему псевдореконструкции Урсулы Ле Гуин «Всегда возвращаясь домой», как публичная исповедь. Единственным фантастическим элементом в книге оказывается роль Поэта, принятая на себя женщиной, традиционно молчащей. Но Миясат проговаривает, как она боялась маминого говорения, потому что мама общается не с живыми.


Так моя мама долго кормит ангелов

после короткой трапезы

несколько раз в день.


И то, что воспринималось сугубо мужским…


Чтобы найти такие слова,

приходится молчать годами.

И этот груз взвешивания каждого слова

очень мешает жить на равнине

до тех пор, пока ты горец.


Внезапно переходит ей самой по наследству от матери:


Нет, мой мир не распался:

в него вошло всё то,

что казалось раньше наивным

и отставшим от времени.

И смерть, и жизнь –

это лишь средство сохранить наши корни,

идущие от затерянных в облаках сёл.


Поэзия – одна из форм молитвы, кормление ангелов, заговаривание страха обид, самый горний способ любить свою Землю.



Single-Book-Клео.jpgКлементина Ширшова. Реанимация. Книга стихотворений / Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». Сер. «Сингл» (The Single). – М.: СТиХИ, 2020. – Кн. 7. – 40 с.: ил.


Посвящение врачам больницы им. Н.А. Семашко, поставленное в аннотации, разворачивает вектор взгляда: из смерти в жизнь, поствоскрешение и перерождение. И коснувшаяся разделительной грани Клементина не позволяет себе земную речь. Стихи напоминают отражения в старом, полуосыпавшемся зеркале.


а могут ещё прийти незваные гости:

нож-мужчина и ложка-женщина.

раз в неделю делать карточный расклад,

как учила бабушку её мать,

а мать бабушки – её мать.


Страха смерти нет. Она – нечто пройденное. Гораздо сложнее справиться со страхом новой жизни.


– значит, не в курсе, что приключилось с тобой? –

продолжал себе врач спокойно и простодушно.

– значит, не надо, значит, и хорошо, –

и пошёл завершать дежурство.

Вера здесь не утешает, а диктует нормы нового проживания:


найти пещеру монаха,

зайти под своды её,

дальше ступать не сметь...


Поэтика предельно проста, герметичность именно в смене состояния, статуса миновавшей «распад атома», шепчущей с другой стороны жизни. Нет языка для таких откровений. Только стихи.



Single-Book-Gumyrkina.jpgИрина Гумыркина. Свойства вещей. Книга стихотворений / Книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». Сер. «Сингл» (The Single). – М.: СТиХИ, 2020. – Кн. 8. – 52 с.: ил.


Прозрачная, научно беспристрастная книга Ирины Гумыркиной тяготеет к японскому понятию «моно-но аварэ» (печальное очарование вещей), однако описывает не только увядание и утрату, но и ожидание и зарождение.

Не о физических свойствах говорит Ирина, а о метафизических. Небытие распространяется в обе стороны: и в прошлое, и в будущее.


От вещей остаются пятна на чёрном комоде –

Там, где пыль не ложилась тонким и ровным слоем.

От людей остаются вещи – уже не в моде,

Но их выкинуть жалко, потому что ещё расстроен

От разлуки, от мыслей, что больше уже не будет

Так, как прежде…


Поэзия становится эпосом, сводом магических законов Мироздания, областью не эстетики, а этики, пешеходным переходом через Пустоту.

Но мифология, в отличие от религии, завязана на быте, поскольку не новую жизнь обещает, а возвращает в имеющуюся. И если Миясат перед лицом Смерти наследует, Клементина выворачивается наизнанку, то Ирина распадается и собирается обратно неизменной, поскольку её стихи – сохранение всего, что однажды и навсегда она полюбила.


А счастье есть. В каких-то мелочах:

В дрожащих от волнения плечах,

Которые укутывают нежно,

В хороших книгах, в песнях в голове,

В опавших жёлтых листьях на траве,

Когда идёшь и верится с надеждой:

Ещё чуть-чуть – и я смогу дышать,

Как в первый раз, спокойно, не спеша,

Почувствовать на вкус осенний воздух…


Сергей Ивкин



Тэги: Сергей Ивкин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS