Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 декабря 2013 г.
  4. № 48 (6441) (04.12.2013)
Настоящее Прошлое История

Исторический товар

04 декабря 2013

Б. Акунин. История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия. – М.: АСТ, 2013. – 384 с. – 45 000 экз.

«Послушайте, ребята, что вам расскажет дед...» – так начинал Алексей Толстой свою шутливую историю в стихах. Была во времена не столь отдалённые «История», пересказанная «Сатириконом». А ещё давным-давно на страницах «Литературной газеты» залихватскую пародию на учебник истории опубликовал Аркадий Арканов.

Но наш автор серьёзен, неулыбчив. «Борис Акунин» – солидная торговая марка. Его продукцию неизбежно будут продвигать по всем фронтам. Потому вопросец «Почему сия история вышла не под фамилией Чхартишвили, почему снова в дело пошёл псевдоним без отчества, вроде бы изобретённый специально для детективов?» – неуместен. Да просто когда играют деньги – музыка замолкает, а «Борис Акунин» – это касса. Его будут переиздавать и раскупать, начитывать и раскрашивать – только потому, что к научно-популярному жанру обратился автор «Фандорина».

Надо сказать, к нашей истории в последние годы обратились многие – Эдвард Радзинский, Михаил Задорнов, Леонид Парфёнов, Александр Бушков... И каждый из них воспринимает свои историографические проекты чуть ли не как некую миссию. Посвящает истории львиную долю золотого творческого времени. Сочинения их широко издаются.

Между тем до сих пор не изданы исторические труды великого просветителя и стилиста А.П. Сумарокова. Счастье, что к 300-летию М.В. Ломоносова несколько издательств переиздали его исторические исследования. До сих пор не существует научного издания «Истории русского народа» Николая Полевого – первоклассного популяризатора исторического знания. Ох как нужен нам сегодня такой популяризатор!

В этом смысле попытка Бориса Акунина пользительна: его будут читать, а кое-кто из публики заинтересуется историей Отечества. И высокомерие жрецов науки тут неуместно. История государства Российского нуждается и в беллетристическом, и в публицистическом изложении. И там, где Акунин ухитряется быть одновременно занимательным и познавательным, – книга не провисает, читается.

Если верить автору, условия задачи здесь таковы: он вместе с читателями пытается познать историю с помощью самодельного самоучителя. «Я решительный противник идеологизированной истории... Я хочу узнать или вычислить, как было на самом деле».

Но всё дело в том, что и Акунин, и Чхартишвили – авторы с тенденцией. У Григория Шалвовича Чхартишвили прямолинейной идеологии всегда было даже больше, чем у Михаила Эдишеровича Чиаурели, лауреата множества Сталинских премий, создателя незабываемого образа Сталина в кинематографе. Пожалуй, сыщик Эраст Фандорин, воспетый Акуниным, единственный успешный проект русского либерализма. В Сколкове, например, таких успехов пока не видали.

В последние годы в ходу такая снобистская двухходовка: «Люблю страну, но ненавижу государство». Для либералов государство – это бесчеловечная пята империи. Для крайних националистов – чужеродная бражка, поработившая Русь. И те и другие считают, что Россия всё время развивалась неправильно, что все мы – великие страдальцы.

Где-то по этой территории прогуливается в своих исторических изысканиях и Акунин. Надо сказать, иногда в его сочинении чувствуется желание одолеть собственное предубеждение к идее государства. Он признаёт: сильное государство не всегда было античеловеческой ценностью, а в мировой конкуренции за место под солнцем Россия достигла многого. Потому и настаивает на формуле: его книга – история государства, политическая история. Спасибо и на этом.

Но давние предубеждения тем не менее никуда не спрячешь.

Например, стоит ли называть Российскую империю «метисной» европейско-азиатской? Вообще к чему эти надрыв и начётничество: вот здесь «европейскость», а здесь – «азиатскость»? Россия в таких определениях и диагнозах не нуждается, она куда шире, многообразнее, оригинальнее.

Вот в одной из недавних книг об истории Израиля еврейский народ был назван «угрюмой, тяжелокровной, поведенчески скованной» нацией. Ах как ополчились на автора обидчивые читатели...

Но не торопитесь искать в книжных магазинах крамольное издание. Это мы мистифицировали вас, а цитату привели из Акунина, и относится она, конечно, к России.

Тут же в книге изложена нелепая легенда о каких-то тёмных веках, когда русские «полтысячи лет безвылазно прожили в лесах». «В том, что мы такие нелёгкие, виноват лес». Ну, давайте себе ещё головы посыпать пеплом из этого леса!

Всё это мы уже слышали. У Акунина, как известно, всегда находили скрытые цитаты из русской классики. На этот раз он, по сути, лишь противоречит чеховскому персонажу ранней пьесы «Леший»: «Леса смягчают суровый климат. Где мягче климат, там меньше тратится сил на борьбу с природой, и потому там мягче и нежнее человек. В странах , где климат мягок, люди красивы, гибки, легко возбудимы, речь их изящна, движения грациозны. У них процветают науки и искусства, философия их не мрачна, отношения к женщине полны изящного благородства...» Но у молодого-то Чехова даже в пьесе, а не в историческом исследовании, мысль эта рассматривается диалектичнее, многостороннее.

Любопытно сравнить построения Акунина с рассуждениями современного историка Олега Платонова о судьбе нашего Отечества. Одному на Руси не хватает солнца и жизнелюбия, другой влюблён в родную культуру. Невозможно отделаться от впечатления, что автор детективов слишком усердно напоминает нам, что перелопатил тысячи книг, прежде чем засесть за свой труд. Между тем осмысленная красота русского фольклора ему не открылась. Потому-то даже невинный лесистый ландшафт отпугивает нашего историка. Что у Венецианова, что у Саврасова. Ну не близки они ему!

Неслучайно Акунин практически не вспоминает памятники древнерусской архитектуры, искусства, словесности. Не интересуют его и религиозные искания русских людей. Крестьянская община, в которой коллективное важнее личного, заслуживает от Акунина определения «азиатской цивилизационной модели». Нет сомнений, что это он так бранится со страху. Хотя признаёт, что Русь равнялась на византийскую модель, которую трудно назвать азиатской.

Он указывает на противоречие: «У нас не государство служит людям, а люди – государству». Но история народа и государства куда выше и сложнее столь броских реприз.

В рассуждениях о народном характере Акунин вроде бы опирается на почтенные свидетельства, но подобраны они, что называется, «с тенденцией». Зато о тайнах киевского двора он пишет осторожно, с оглядкой на учебник.

Получается не завиральная, но одноплановая история. Хотя почему-то он не сомневается в норманнском происхождении династии Рюриковичей. В других спорных случаях – никакой безапелляционности, только предположения. Как признаётся сам автор, «все сомнения оговариваются».

И это правильная установка для популяризаторской книги. Акунин даже легенды пересказывает уважительно. Интересен у него политический портрет Владимира Мономаха – политика, воина, писателя, который заботился и о могуществе государства, и о собственной репутации в истории. Пересказана политическая история Киевской Руси суховато, но со вниманием к логической нити. Поклонники детективного жанра высоко оценят такую обстоятельность.

Но генеральное сражение за два «И» (история, идеология) в сочинении Акунина впереди – когда речь пойдёт о московских, имперских и советских временах. А параллельно с историческими томами будут выходить и остросюжетные романы – в том же хронологическом порядке.

Одно слово – проект. Коммерческий.

Арсений АЛЕКСАНДРОВ

Тэги: Открытый доступ
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Но мы живём!

    21.06.2024
  • Херсонес – на все времена

    06.06.2024
  • Чтобы не возродилась коричневая чума

    04.06.2024
  • Слишком много посуды побито

    14.02.2024
  • Денис Пушилин: «Я горжусь своими земляками»

    16.01.2024
  • Новый человек – это свободный человек

    190 голосов
  • Русским быть невыгодно?

    154 голосов
  • Грех библейского Хама

    148 голосов
  • Захар Прилепин: «До сих пор остаюсь действующим офицером армии ДНР»

    109 голосов
  • Леонид Радзиховский: «Нельзя же всё время хвастаться бомбами»

    96 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS