Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 ноября 2018 г.
  4. № 48 (6669) (28.11.2018)
Литература

Ловим на «червей»

В Центре драматургии и режиссуры состоялась премьера спектакля Московского театра поэтов

27 ноября 2018
Слева направо: Дмитрий Ерохин, Екатерина Фисун, Роман Сорокин, Сергей Канаев,  Сергей Шолох

О чём на этот раз расскажет нам Влад Маленко, режиссёр-постановщик, он же главный современный баснописец России? Правда, на этот раз литературный материал – от других авторов – Сергея Коня и Андрея Труханова. Но ведь Влад Маленко его выбрал для постановки!

Басня оперирует аллегориями. На вопрос, почему в баснях действуют животные, мы ответили ещё на школьных уроках литературы. Когда проходили творчество дедушки Крылова. Нельзя же в лоб показать человеку его пороки и слабости. А вот через животное, через качества, присущие этой зверушке или ей человеком приписываемые, вполне можно. И рассказать поучительную историю. И вывести мораль. Немного с иронией, но и вполне всерьёз. Закон басенного жанра.

Но почему здесь в героях – существа самые непримечательные? О кольчатых червях и говорить-то не принято. И думать.

Разве что рыбаки их накопают перед поездкой на речку. В консервную банку положат.

Или летом после дождя идёшь по тропинке, и выползают черви дождевые – им тоже нужен воздух. Под землёй после дождя много воды, а воздуха не хватает.

Ищу пояснения к пояснениям: что же мы с вами посмотрели (а многие из вас ещё посмотрят)? Какие слова могут нам пригодиться и окажутся точными?

«Черви» – это по жанру музыкальная антиутопия, панк-мюзикл или хайп-мюзикл? Все варианты перечислены в Сети.

3G6C6373.jpg

Влад Маленко на премьере спектакля

Антиутопия – это когда нам описывают будущее, уже заранее относясь к нашим перспективам критически. Ничего хорошего нам не обещают. Жизнеустройство грядущего рисуется отталкивающим, пугающим.

Панк как движение – это один огромный протест. Белое его представители называют чёрным, чистому предпочитают грязное, пению – вопли, рассудку – безумие, жизни – смерть. Протест против всего, что ценится и признаётся обществом. Справедливости ради не надо забывать, что панки протестуют не только против системы, родителей, общепринятых порядков, закона и правил, но и против войны, фашизма, сексизма, межнациональной и межрасовой розни.

А вот хайп, друзья – это совсем другое. Новое слово. Хайп – это навязчивая реклама, та, которая «езда по ушам». В сущности, это обман и надувательство. В более позитивном ключе «хайп» – это что-то модное, то, вокруг чего раздувается шумиха, нечто «распиаренное», то, что в тренде…

Есть о чём задуматься. Пока же расскажем немного о том, что происходит на сцене.

Дикая, уличная и при этом точная и тонкая, почти балетная пластика. С актёрами работали два хореографа – Эльвира Таха и Андрей Цветков-Толбин. Эльвира – известный педагог современного и джазового танца. Андрей – актёр и режиссёр музыкального театра, постановщик оперных спектаклей и мюзиклов.

Виртуозное решение по звуку. «Песня о добре», «Люблю», «…Для нас еда» – готовые хиты. Авторы музыки – Сергей Коня, Роналд Аэрофон и Константин Загацкий.

Очень важно в таком насыщенном текстом и смыслами спектакле, чтобы зритель слышал каждое слово. Здесь – слышит.

Точно работает свет.

А те самые аллегории, смыслы в спектакле Маленко и его команды располагаются слоями. Каждый зритель «снимет» свои слои.

Кому-то выпукло увидится в этом политика. Кому-то – раны и язвы современного общества. Конфликт человека и социума, традиционных идей и новаторства, отцов и детей.

Насчёт конфликта «отцов и детей» хочется сказать два слова. Это вечная проблема, заявленная ещё в хрестоматийном романе И.С. Тургенева, чей 200-летний юбилей широко отмечается как раз в этом месяце.

В спектакле «Черви» дед и внук сойдутся в виртуозном поединке на… рэп-ринге.

В центре сюжета – конфликт кольчатых червей и крота. Глава червивого семейства Старый Че (органичный и яркий Сергей Шолох) мечтает убить крота. А молодые призывают деда «прекратить разжигать межнациональную рознь». Внук Старого Че, Любимый Вэ, рассуждает так: «Добро – единственный рациональный путь гуманитарного развития нашего общества…» Роль Любимого Вэ очень точно и с большим азартом исполняет Сергей Канаев.

3G6C6174.jpg

Сцена из спектакля
фото: 
kosarev.art

Рэп-поединок решён блестяще. Это нужно смотреть.

А кто-то из зрителей будет просто радоваться стихам и музыке, шуткам, песням (время от времени ноги-руки невольно просятся в пляс), смотреть танцы и «сценбой». Будет радоваться хорошему современному театру. Театру, в котором есть и аттракцион-перформанс, и звук, и свет, и – глубина.

На сцене расположен большой телевизор, по которому червям демонстрируют нашу, человеческую жизнь. И черви смотрят, что показывают про нас.

Перед началом спектакля на экране – кадры войны во Вьетнаме. Экскурс в нашу историю, погружение в эпоху...
Во время спектакля мы увидим по телевизору сцены из жизни Виктора – человека, кумира, кормильца и Божества червей (эту роль исполняет внешне сдержанный и горящий внутри Роман Сорокин).
Юмористические передачи Петросяна и Степаненко – для массового зрителя, как правило, пожилого возраста. Над их шутками смеётся перед «теликом» Старый Че.

Оказывается, телевизор этот вполне современен, с USB-входом. Ведь сюда же черви воткнут и флешку, на ней – доказательство коварного предательства, которое совершает один из них (непростую роль внучатого племянника Пэ отлично играет Дмитрий Ерохин) ...

Вообще благодаря новым технологиям в театр прошёл кинематограф. Съёмки, монтаж и озвучание проходят в период подготовки спектакля, проекцию готового материала зритель видит непосредственно во время спектакля. Спектакль без кино – теперь уже редкость.

Итак, «Черви» – это красиво, музыкально, талантливо, сделано крепкой режиссёрской рукой. И… чувство дискомфорта.
Нет, не чтобы пугать. Не шокировать. А чтобы заставить зрителя почувствовать себя не очень уютно. Невкусная тема.

«И стали черви жить во вне». «Во вне» – виртуозная игра слов. По звуку. Вне чего-то, не внутри. Ну, или «Коричневый квадрат» – произведение знаменитого художника-червя. Это уже «в ..овне».

Вспоминается великий Станиславский: «Вижу, что дано, отношусь как задано». Герои-то наши симпатичные, в стильных спортивных костюмах, в хороших кроссовках для рыбалки; и голосисты, и пластичны, и обаятельны. И стихи декламируют, и поют, и любовные страсти переживают. Но они-де – черви кольчатые. Которые едят всё. И живут в выгребной яме. И питаются по часам, когда Виктор их кормит. Понятно чем…

Некоторые из червей ненадолго становятся людьми. И тогда мы смотрим спектакль в спектакле. Немного интерактива тоже ждёт зрителя в этом действе. Режиссёр невероятно щедр, как-то расточительно и прекрасно щедр!

В решении персонажа Виктора допущена режиссёрская условность. Он и отплясывает с червями, он же и Божество, он – Над. Думаю, что это не случайно. Здесь нет режиссёрских случайностей, это точно.

Поэт Александр Антипов исполнил в спектакле сразу несколько ролей. В начале истории он в скафандре, он – образ покорения человеком космического пространства. Ведь нам известно, что бабушка Виктора была космонавтом. Потом он официант в дискоклубе. И вдруг он – тот самый враг, слепой норный зверь. Неожиданно!..

А может, весь этот спектакль сделан для того, чтобы вывести зрителя из зоны комфорта? Вывести, удивить до крайности, встряхнуть? И обязательно – обилием талантов и талантливого на сцене – вызвать желание размышлять, мечтать, думать о хорошем?..

Ведь сегодня реальность такова, что уже не получится просто выйти на сцену и читать стихи. Даже большие стихи – скажем, Ахматову. Перед началом спектакля «Черви» Влад Маленко упомянул Аллу Демидову, живую легенду нашего театра. Он предупредил нас, что мы сейчас увидим другой театр поэтов, не такой, в котором играет Алла Сергеевна.

Справедливости ради надо сказать, что Алла Демидова теперь тоже не просто выходит и читает. На сцене в моноспектакле «Поэма без героя» (постановка «Гоголь-центра») у Аллы Сергеевны есть партнёр – девушка Коломбина в театральной маске. Молодая актриса экспрессивно движется и издаёт громкие и пронзительные звуки. Привлекает зрительское внимание. Кроме того, несколько молодых исполнителей во время спектакля находятся на сцене и играют на экзотических музыкальных инструментах. Идёт богатая и разная видеопроекция. Работают и музыка, и свет. Поэтическому театру Ахматовой и Демидовой тоже подливают новой театральной крови. 

Когда идёт речь о трагической судьбе и творчестве великой Ахматовой, «выход из зоны комфорта» – нечто само собой разумеющееся. И неминуемый катарсис – если душа зрителя достаточно восприимчива.

Когда же авторы хотят рассказать нам о сегодняшнем дне и при этом задать несколько «проклятых» вопросов, подарить зрителю некое откровение (а иначе вообще зачем ввязываться?), тогда и приходит удивительный театр, который мне так и не удалось в этой статье охарактеризовать коротко и ясно. Ну и пусть!

А может, перед нами – театр абсурда? Финал удивит всех зрителей, с любыми, самыми смелыми ожиданиями. Принять этот финал – ну невозможно! Но зритель принимает. Потому что к концу он – наш, он разогрет, взят в плен, ангажирован и даже готов вступить в ряды этих славных и талантливых существ, подозрительно сильно похожих на людей.

Мне, как всегда, хочется текстов – почитать. Хочется ещё раз послушать эту музыку – шикарный рэп, который звучит удивительно современно. Музыку других стилей.

Послушать трогательную и грустную песню Дюймовочки – звезды одной из популярных «червивых соцсетей» (единственная женская роль – у талантливой актрисы Екатерины Фисун). Дюймовочка – жена Крота, об этом помнят все. А ещё она – возлюбленная другого персонажа спектакля «Черви». Здесь зашифровано вечное «ищите женщину» – в весьма оригинальном и драматичном преломлении…

«…Whats Upp и Facebook – для нас еда», – напевают черви. Это для меня слышнее и отзывается больнее, чем политические аллюзии и аллегории. Что с нами будет в ближайшее время? 

Мы уже почти разучились общаться вживую. Каждый раз не без труда выныриваешь из переговоров в онлайн, чтобы поговорить с подругой живьём. 

Во время спектакля ужасно хотелось отбросить свои журналистские заметки (простите меня, соседка слева, – вас ослепил в темноте экран моего верного смартфона) и посмотреть «Черви» просто как зритель. Приду ещё раз!

Все жанры хороши, кроме скучного. Талантливому театру, по-моему, можно всё. При одном условии: каждую минуту зрителю должно быть интересно. Это закон хорошего кино. А почему бы и не хорошего театра – тоже?

По-моему, на этих «Червей» улов – в зрителях – просто не может не быть впечатляющим!

Юлия Великанова

Тэги: Неформат
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ЛГ- рейтинг

    13.05.2025
  • Сказка с явью грустят наравне

    12.05.2025
  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS