Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 ноября 2018 г.
  4. № 48 (6669) (28.11.2018)
Литература

Обаяние чистого серебра

Между новаторством в поэзии и традиционностью в песне

27 ноября 2018

«ЛГ»-досье

Андрей Юрьевич Никольский –
поэт, композитор, исполнитель собственных песен, народный артист России. Родился в 1951 году в Москве. Окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова и Всесоюзную академию внешней торговли МВТ СССР. Обладатель множества наград, в том числе ордена за вклад в культуру России и ордена Почёта. Песни на его стихи исполняли Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Ирина Мирошниченко, Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России и другие известные артисты и коллективы.


30 ноября в Москве состоится концерт народного артиста России Андрея Никольского. В преддверии события поэт рассказал «ЛГ» о том, как стихи превращаются в песни, а также о том, что будет с русским романсом.


– В своих интервью вы неоднократно отмечали, что вам очень близка поэзия Серебряного века. Чем вас привлекает этот период?

– Вместе с Пушкиным пришёл наш современный язык, и золотой век русской культуры до предела насытился шедеврами поэзии и прозы. Посмотрим на конец XIX – начало XX века. В это время идёт яркий поиск чего-то нового: возникают импрессионизм, модернизм во всех сферах – будь то поэзия, музыка, живопись, архитектура, театр... Появляется масса терминов: имажинизм, футуризм, декаданс и так далее. Образуются литературные кружки, сообщества, ищущие новые направления в искусстве. Слово «Серебряный» абсолютно не умаляет поэзии начала XX века по сравнению с «золотым». В слове «серебряный» я вижу скорее что-то связанное с узорами, которые рисуют морозы, свежим прохладным воздухом, с ожиданием весны. Вообще это слово связано с понятием чистоты – например, для очищения воды в неё кладут серебро. Данный период меня привлекает новаторством, нахождением потрясающих, новых, очень тонких и трепетных строк об отношении к любви и природе. Это поэзия не описательная, а как бы изнутри, нервная; она не пытается что-то приукрасить или скрыть, а наоборот – выворачивает все чувства. Могу на эту тему говорить долго и с удовольствием…

– Если бы у вас была возможность поработать в соавторстве с любым из великих поэтов или композиторов прошлого, кого бы вы выбрали и почему?

– Ну, раз великие – значит, выбирать должны они. Из ныне живущих с такими не знаком. Я очень скептически отношусь к людям, которые самовольно приобщаются к высокому искусству, начиная писать подобие музыки на стихи великих поэтов, которых нет в живых. Они об этом не просили. Пишите на стихи живых, а приобщаться к самодостаточному и знаменитому просто неприлично. Конечно в ранней юности я писал музыку на стихи К. Бальмонта, И. Анненского, И. Никитина и других. Пробовал «сотрудничать» с поэтами прошлого (улыбается) – праздное занятие. Не надо. Безусловно, могут быть такие божественные союзы, но они настолько редки... А сегодня так пошло и просто – человек берёт гитару, скользит по аккордам, что-то воет и объявляет себя соавтором Ахматовой, Пастернака, Блока… Ужас. Вообще брать чужие произведения без ведома автора и с ними что-то творить – это требует ответственности, таланта, такта, смелости и в конце концов совести.

– Поскольку вы не только поэт, но ещё и композитор, и исполнитель собственных песен, расскажите: как в вашем творчестве взаимодействуют музыка и слова? Что приходит первым? И чему вы уделяете больше внимания?

– Не кокетничаю: композитор – это громко сказано. Скорее я создаю авторское музыкальное оформление моих песенных текстов, а иногда – действительно стихов. Конечно, под музыку стихи звучат ярче, особенно когда ты автор того и другого. Считаю, что композитор – это тот, кто создает не просто красивую музыку, а принципиально новую. Сегодня на эстраде не композиторы, а аранжировщики, ищущие мелодию, прежде всего ту, которая понравится слушателю, а не ту, которая индивидуальна, эксклюзивна, живёт в тебе, и вдруг оказывается, что в ней нуждаются все...

В моих песнях прежде всего – текст. Он определяет стиль музыки, темп, настроение, мелодию. Составляющие некоторых моих песен раздельно жить не могут, потому что и слова достаточно просты, и музыка невесть какая. Но зато когда они соединяются, получается яркая песня. Примеров масса: цыганочка – три аккорда, текст незамысловатый, а живет десятилетия, радует, заводит, раскрывает русскую душу. Или песня В. Высоцкого «Где твои 17 лет»: попробуйте читать этот текст без музыки или играть эту музыку без текста. Неинтересно и простенько. Поэтому бриллианты есть и в простом, и в сложном, так же как и пошлость есть и в пафосе, и в лубке. Как всегда, всё зависит от таланта. Конечно, у меня много стихов, за которые мне не стыдно, и они живут самостоятельно.

– Есть ли у вас стихотворение, которое вы считаете своим шедевром, которым по-настоящему гордитесь? Чем оно вам дорого?

– Шедевром, естественно, не считаю ни одно из своих стихотворений. Но другой раз скажешь себе: «Ай да Никольский, ай да…» На мой взгляд, есть такие. И они мне дороги тем, что просто нравятся, так я больше написать не смогу.

– Большую часть жизни вы исполняли со сцены только песни собственного сочинения, но с 2007-го начали петь песни русской эмиграции. Почему именно эти песни? Что вас в них привлекает?

– Нет, с официальной сцены песни других авторов я ещё не пел. На предстоящем концерте это будет впервые. В компаниях и ресторанах такое бывает часто. В нашей семье звучали песни в исполнении П. Лещенко, А. Вертинского, А. Демитриевича и многих других исполнителей русской песни в эмиграции. Привлекает искренность исполнения песен, особая доверительная манера исполнения, самобытность и неповторимость, ощущение какой-то другой, красивой России, ушедшей навсегда.

– Как вы думаете, сохранился ли сегодня жанр русского романса и есть ли у него будущее?

– Вряд ли. Петь романсы смогут, а вот чувствовать, что поют, сопереживать – думаю, нет. Для этого хорошего голоса и слуха недостаточно. Романсом надо жить, это определённое воспитание. Необходимо слушать исполнение прежних певцов, и тебе это должно нравиться. Сейчас другое время, другая культура. Решает всё мода. Будущее романса вижу только как элитарное искусство, собирающее небольшое количество людей. Хотелось бы ошибаться…

Беседу вела
Мила Яковлева


Тэги: Мила Яковлева
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Говорящий зоопарк

    21.09.2022
  • Не отрекаясь от себя

    01.06.2022
  • Бетонные берега Стикса

    12.01.2022
  • В поисках тишины

    07.09.2021
  • Рэп-батл за счастье

    15.06.2021
  • За гранью

    57 голосов
  • Большой вопрос

    35 голосов
  • В поисках тишины

    25 голосов
  • Хорошее не кончается никогда

    20 голосов
  • Гражданская война в умах

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS