Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 ноября 2018 г.
  4. № 48 (6669) (28.11.2018)
Литература

«Выдох-вдох…»

Представляем лауреата конкурса в номинации «Лучший поэт»

27 ноября 2018

«ЛГ»-досье

Александр Тихонов живёт в Омске. Работает заведующим экскурсионным отделом исторического мультимедийного парка «Россия – моя история. Омская область». Его стихотворения, проза и научно-популярные статьи публиковались в журналах «Наш современник», «Роман-газета», «Молодая гвардия», «Сибирские огни» и др. Автор книги стихов «Облачный парус» (Омск, 2014), романов «Охота на зверя» (Москва: АСТ, 2016) и «Синдром героя» (Москва: АСТ, 2017), соавтор научно-популярной книги «Сила Сибири. История Омского края» (Омск, 2016) и пьесы для детей «Волшебный планшет Джинна» (2017). Лауреат всероссийских литературных премий им. М.Ю. Лермонтова (2015), «В поисках правды и справедливости» (2016), региональной литературной премии им. Ф.М. Достоевского (Омск, 2015), «Русские рифмы», (2018).


* * *

Время спрессовано.
Время становится мной.

Лязгнув засовами,
дверь отпирает Всевышний.

Я – настоящее. Холод гудит за спиной.

Холод вселенский, космический. Страшный и лишний.


В будущем тоже сквозят
над планетой ветра.

Скрыто грядущее.
Мне не добраться до сути.

Время спрессовано.
В сердце вжимается страх.

Можно бояться,
за это никто не осудит...


«Было и не было»,
«будет – не будет» – потом

Стану гадать,
повзрослев и печалясь всё чаще.

Год девяностый, р.п. Большеречье,
роддом.

Мир познаю и живу сам собой –
настоящим.


* * *

Пальцы – по клавишам.
Галочка в нужной графе.

Пара хештегов: #зажгли
#офигительно #дико.

Селфи с концерта запостил
в «Фейсбуке» Орфей.

Через секунду их лайкнуть
должна Эвридика.


Город кипит: беспокойный,
безумный, чумной.

Поезд метро заливает
волной человечьей.

Втиснувшись боком,
сквозь зубы ругается Ной.

Что-то про тварей и этот
безрадостный вечер.


Мчатся маршрутки.
Устал молчаливый Харон

В душный салон за оплатой
протягивать руку.

– На остановке, пожалуйста. –
Спальный район

Сонно плывёт за окошком
под музыку Круга.


Пять пропитых мужичков
олимпийских кровей

Глушат из пластика.
Нет смысла в лучшей посуде.

Зевс-громовержец им всем
разливает портвейн.

– Вздрогнем, ребята!
Ведь мы же вершители судеб.


* * *

Аист устал....
Не буди его, пусть поспит.

Он прошлой ночью сквозь ливень,
под всплески грома

Нёс трёх детей алкашам,
что глушили спирт,

А для молящих о чуде –
дитя с синдромом.


Аист кружился над городом
в поздний час,

В окна бессонных квартир
заглянуть стараясь.

Может быть, всё перепутали и сейчас

Новую разнарядку пришлют
из рая?..


Кто просчитал адресатов в конце пути,

Сколько им радости выпадет,
сколько боли?..

Аист сопит в колыбельке, так не буди.

Пусть отдыхает, ведь это лишь сон,
не боле.


* * *

Тише, чем ветер про штиль
кораблю поёт,

Тише, чем время в песочных часах
шуршит,

Тише, чем жизнь неуклонно берёт своё –

Шёпот однажды забытой в тебе души.


Где-то внутри, за сплетеньем тягучих
жил,

Там, меж костей и клокочущих кровью
вен,

Вечный ребёнок,
твой ангельский слепок, жил.

Ты и не знаешь, кого поселить взамен.


Он вдруг ушёл...
Пустотой захлебнулся лифт.

Кошкою бродит по комнате тишина.

Вечный ребёнок капризен
был и тосклив.

Ты повзрослела, но радости лишена.


* * *

Словно кошка, зеркало ждёт
в прихожей

Твоего возвращения день за днём.

И в движениях плавных оно похоже

На хозяйку, что часто мелькает в нём.


А другие питомцы, чуток поменьше,

Из карманной породы ручных зеркал,

Незаметно живут в косметичках
женщин.

Каковы их повадки – я не вникал.


В их бездонных зрачках проступает
зыбко

Амальгама, как оттиск живой души.

Продолжают встречать и дарить
улыбку,

Если ты продолжаешь с улыбкой жить.


* * *

По центру сцены, на стене – ружьё,

Нелепое в трагедии Шекспира.

Дотошный зритель думал: «Ё-моё,

Ну почему не шпага, не рапира?!»


Другой смекнул: «Ружьё –
как тяжкий рок,

Нависший над страной,
где Клавдий правил!»

Вот только Гамлет не спустил курок,

Хоть дядя был совсем
не честных правил.

«Какой глубокий, тонкий
смысл сквозит!», –

Шептались люди, выходя из зала.

«Вчера убрать забыли реквизит», –

Уборщица уборщице сказала.


* * *

Нежную мякоть рассвета

Солнце кусает несмело…

Тонкими пальцами веток

Лес шевелит онемелый…


После тягучего штиля,

Ветер почувствовав сладкий,

Книги встряхнулись от пыли,

Шторы расправили складки.


Мир потянулся – и ожил,

Замер в предчувствии мая.

Клейкие листики тоже

Всё понимают.

Из лирической поэмы «Взросление»

В детстве каждый первый
был заводилой.

А копнёшь – сидел себе,
ныл в кулак...

Потому не ври! Знать, ума хватило

Ободрать мне с памяти лоск и лак.


Чтоб без многочисленных оборотов,

Всё как есть, по правде, «по чесноку».

«Эй, короче, толстого на ворота!»

Толстый – это я. Я уже бегу.


Правда, ровно в семь я бываю занят –

Телевизор крутит мне сериал.

И друзья кричат: «Ты там резче,
Саня,

Без тебя Ванька не возьмут в «Реал».


Я спешу домой, всех бросая нагло.

Телевизор «Радуга»: рябь и свист.

На экране скачет с катаной наголо

Бородатый (значит, крутой) артист.


Не Тимон и Пумба кричат: «Акуна!»

Или там: «Матата!» (любой поймёт),

Но крошат в капусту людей сёгуна

Злобные, оскаленные даймё.


А потом – обратно, играть с мячами

(и с мечами – палок вокруг полно),

Вратаря поставив меж кирпичами,

Бить под перекладину всё равно.


Я встречаю редко друзей дворовых.

Разбросала жизнь, поменяла суть.

Но при встрече громко кричу:
«Здорово!»

Остальным – срифмую и донесу.

Навалилось дел, что не сделать
за ночь.

Утром на работу – касанье, пас, –

Чтоб кричал бухгалтер: «Живей,
Сан Саныч!

А не то отчёт сам себя не сдаст.


У тебя экскурсия в десять тридцать!

Двадцать человек». Аж в глазах
темно.

Я давным-давно зарекаюсь
бриться

И похож на чудика из кино.


Ровно в семь отпустит меня работа...

«Саня, на ворота – ты жиробас!» –

Мне кричит из детства
с издёвкой кто-то.

Не, ребята, поздно. Теперь я пас.


* * *

Разъятая на органы страна:

На лес, на нефть, на золотые жилы.

В глубинке, где пригрелась тишина,

Ждут городских поэтов старожилы.


Неужто я так беспросветно глуп,

Раз вижу немощь в этой
древней силе?

Шесть лавок, восемь стульев –
сельский клуб,

Куда нас со стихами пригласили.


Здесь пели ветры испокон веков.

Теперь тайга всё реже и плешивей.

И страшно в этом царстве стариков

Хоть парой строк,
хоть парой слов сфальшивить.


* * *

Жизнь уходит в драму то и дело.

Дядя Ваня на язык остёр:

Говорит, мол, чайка пролетела

Над вишнёвым садом трёх сестёр.


Промелькнула искоркой надежды,

Сполохами виденных зарниц

И остыла словом где-то между

Сжатых губ и сомкнутых страниц.


Никакой заумной подоплёки,

Лишь вопрос, тягучий, как смола:

Отчего наводит грусть далёкий,

Лёгкий росчерк птичьего крыла?..


* * *

Выдох-вдох... Судьба не даёт нам
лёгких

И прямых путей, чтоб наверняка.

Нас отныне двое. И нам, как лёгким,

В одиночку даже вздохнуть –
никак.

Александр Тихонов


Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS