Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 ноября 2019 г.
  4. № 48 (6715) (27.11.2019)
Литература Библиосфера Проза

Клуб любимых дочек

Рассказ

27 ноября 2019


Продолжаем знакомить вас с произведениями участников творческой резиденции «Таврида Лит», рекомендованными для публикации в «ЛГ». Во втором выпуске – рассказы Марии Гуровой (мастер-класс Ольги Новиковой) и Ксении Баштовой (мастер-класс Михаила Бутова).



– Мне стыдно.

Я ощущала всепроникающий позор, держала его на своих плечах и даже кло­нила голову к коленям, как, вероятно, делали провинившиеся крепостные перед барином. Я теперь бессовестная и бесстыжая, ужасная дочь, прости меня, мама.

– Прости меня, мама, – говорю я, с усилием поднимаю на неё глаза. Так себе ситуация: мне семнадцать, и я – разочарование. Я же знаю, что сейчас вспомнят все примеры того, как не надо жить: и кузена, который пробовал нар­котики в секции по боксу, и прадедуш­ку-гусара, который проигрался в кар­ты и прокутил целое состояние (кому бы оно только сдалось через полвека в революцию, непонятно), и троюрод­ного дядю-дебошира из истории под названием «Как Сёма Кремль просрал». Теперь я, конечно, увенчаю этот список лучших представителей семейной пре­мии Дарвина. Я, можно сказать, его воз­главлю. Такого в роду не делал никто, я всё понимаю.

– Я всё понимаю, – продолжаю испо­ведь. – И больше так не буду.

Конечно, буду. Она стоит надо мной, стоит над душой, стоит на своём – мол­чит. Да сколько можно стоять, нагнетая? Обычно ведь её не унять, а тут она одним (но всем) видом изображает порицание. Выделяет его вместе с норадреналином, видимо. И эта затянувшаяся прелюдия из тишины, какой диктаторы любят начинать свои культовые речи, закан­чивается вот этим её: «Ты хочешь моей смерти». Блестящая фраза, изыскан­но сочетающаяся с «Вот я умру, с кем ты останешься? С папой? С друзьями своими, временными?». Во-первых, я всегда знала, что мама папу пережи­вёт, хотя она упорно обещала обратное. Во-вторых, эфемерность моих друзей, очевидно, связана с моим желанием прыгать из окна, когда все они решают в него выйти. По мнению мамы, дела обстоят именно так. Она совершенно не желает признавать или хоть бы заме­чать факт того, что инициатором всех спорных прожектов обычно являюсь я, как неформальный и харизматичный лидер, имеющий в запасе упоительных идей на годы вперёд. Не все друзья, знаете, такое переживут, поэтому они, конечно, временные.

Но мне стыдно, да. В общем-то стыд­но не за поступок, а за то, что моя мама – королева семейной драмы. А я обычно принцесса, когда слушаюсь. Когда не слушаюсь, я народ, и на фоне развева­ются алые флаги и играет «Марсельеза». «Ты хочешь моей смерти». Подожди, дорогая, пройдёт много лет и подобных поступков, прежде чем мы станем при­нимать их как данность. А сейчас обяза­тельно нужно рыдать. Когда она начина­ет плакать, мне становится по-настоя­щему совестно. В этом смысл любого бунта: сделать по-своему и раскаяться после победы, иначе грош цена вашей революции. У меня в голове Тамара Бун­ке подбрасывает монетку с надписью «Patria y libertad». И та падает победой Фиделя Кастро. Но мне, в общем, до них далеко. Спустя пять лет такая матушки­на истерика повторится по совершенно иной причине. Я поступлю на журна­листику, желая стать военкором, хотя мама понадеется, что всё же – художе­ственным критиком, потому что про мой культивированный милитаризм она тогда ещё не будет знать. Когда же судьба введёт её в курс дела, аккурат перед возможной поездкой, мама сорвёт её такой пошлостью, как неповторимый скандал с имитацией инфаркта. Если у вас есть история про то, как вы кем-то не стали, то добро пожаловать в мой клуб любимых и единственных дочек. «Привет, меня зовут Маша, я поклялась маме, что никогда не поеду на войну». В общем, сами понимаете, мои шансы реализовать свои профессиональные планы становятся возможны, только если война придёт ко мне, а я такие рас­клады не поощряю. Это всё ладно, это всё неизменно. С этим точно уже ничего не поделать.

– С этим тоже уже ничего не поде­лать, – я ставлю маму лицом к реаль­ности и тут же пытаюсь защитить от неё, обнимая.

– Ты себе жизнь испортила, – она утирается рукавом халата. – Ты не сможешь работать. Ни на одну госу­дарственную должность тебя с этим не возьмут. Считай, «зэчка». Кому ты вот такая нужна?

– Мама, тебе. Но на этом жизнь не заканчивается, алло! И я не собираюсь работать в госорганах.

В общем, в тот день мне было стыдно за то, что довела её до слез. Но если чест­но, нисколько не стыдно за то, что у меня появилась эта классная татуировка.

Тэги: Рассказ Мария Гурова
Обсудить в группе Telegram

Мария Гурова

Родилась в Ростове-на-Дону в 1991 году. Окончил... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Элевсин

    13.04.2025
  • Будто первый день

    23.12.2023
  • Унты

    19.11.2023
  • БЕРКУТ

    07.07.2023
  • Ням-ням

    16.06.2023
  • Чипполино и ребята

    52 голосов
  • Развалка

    49 голосов
  • Как Гриша эмигрировал в Канаду

    48 голосов
  • Почему нельзя стрелять голубей

    39 голосов
  • Скрипка

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS