Имя тридцатичетырёхлетнего композитора, автора девяти симфоний, двух опер, признанного и у нас, и за рубежом автора «большой музыкальной формы», знакомо, что называется, «широкой публике» не так хорошо, как имена сочинителей эстрадных шлягеров. Ну что ж – каждому своё! «Ленинградский дневник» Ольги Берггольц издан в Ленинграде в 1942 году. Именно этот сборник стихов в ладонь величиной в синеватой, как свет лампочки в бомбоубежище, обложке носила в блокаду в дамской сумочке рядом с карточками и деньгами мать троих сыновей, один одного меньше. Это от её имени писала Ольга Берггольц в невыносимую зиму сорок второго: «…мы одолеем бешеных зверей, / мы победим, клянусь тебе, Россия, / от имени российских матерей!» Из трёх сыновей этой матери удалось спасти только двоих… Одному из них доведётся, работая на Ленфильме, не только познакомиться с Ольгой Фёдоровной, но и сотрудничать с ней в одном творческом объединении…
Неудержимо мчится время… Вот и 75-я годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады… А в наступающем году – 110 лет со дня рождения Ольги Берггольц. И неизбывное чувство долга бывшего блокадного мальчишку писателя Михаила Кураева заставило обратиться к непривычному для себя жанру, так родилась идея создания оратории «Ленинградский дневник». Эстафету принял друг писателя оперный режиссёр Мариинского театра Иркин Габитов, человек уже послевоенного поколения. Сели за стихи, за обжигающие дневники Берггольц…
«…И если завтра будут баррикады – / мы не покинем наших баррикад!» Эти слова должны звучать, их должны слышать сегодня! Вот почему выстояли, вот почему победили. И уже Иркин Габитов увлекает предстоящей работой одного из наиболее ярких мастеров традиционной русской симфонической школы, молодого композитора Антона Лубченко.
Доброе дело с первых шагов находит поддержку городского Комитета по культуре… В Москве народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев, тоже бывший блокадный мальчишка, отдаёт в руки композитору свой блистательный симфонический оркестр им. П.И. Чайковского для первого исполнения рождающейся оратории…
И вот она звучит в зале Академической капеллы… На сцене детский, женский и мужской хор, солисты: сопрано Елена Безгодкова и баритон Владимир Мороз, от лица Берггольц стихи и повествовательный текст исполняет Елена Лотова. За дирижёрским пультом – композитор Антон Лубченко. Как этому, в сущности, молодому человеку удалось угадать душу, исполненную мужества, веры, безоглядной любви, женской нежности и воинской стойкости?.. Такое подвластно лишь подлинному таланту. Активно участвуя в создании либретто, композитор опорой музыки избрал стихи, позволяющие услышать трагическое исступление борьбы с судьбой, борьбы с врагом, услышать и почувствовать боль сердца за изувеченных детей, за оскорблённых инвалидов, услышать голос поэта, говорящего со страной «под свист снарядов»…
И пронзительные лирические интонации, полные любви, света, надежды и веры – это тоже Берггольц, и они услышаны и воплощены в удивительно красивую напевную музыку. Оратория Антона Лубченко не реквием, здесь скорбь и мужество, готовность к противостоянию, горькая самоирония и протест против лжи – неразрывны, как и в поэзии Берггольц:
На собранье целый день сидела –
то голосовала, то лгала…
Как я от тоски не поседела?
Как я от стыда не померла?..
Венчают ораторию бессмертные строки Берггольц с пропилеев Пискарёвского кладбища, исполняемые хором и солистами. Вот и музыка приняла эстафету, идущую от поколения к поколению.
Оратория «Ленинградский дневник» – достойный памятник поэту, достойный памятник подвигу ленинградцев.
Василий Островский