Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 декабря 2021 г.
  4. № 48 (6811) (01.12.2021)
Литература Библиосфера

Возможны варианты

01 декабря 2021

Михаил Харит. Рыбари и виноградари: первая книга дилогии. – 1-е, 2-е изд. – М.: Рипол-классик, 2016, 2017. – 720 с.

Михаил Харит. Рыбари и виноградари. В начале перемен: вторая книга дилогии. – М.: Рипол-классик, 2021. – 736 с.


13-харит2.jpgЖизнь становится всё виртуальней.

Литература обживает новую нишу для игры разума.

Роман-дилогия «Рыбари и виноградари» – новый вариант апокалипсиса современности. Место действия: Россия, Франция, Италия, Англия, США, Ближний Восток, весь мир и, возможно, вся Вселенная. Время действия: начало веков, Средневековье, наши дни. И вечность.

Перед читателем энциклопедическая панорама цивилизации. Речь идёт о глобальных, даже космических процессах, в которых ему предлагают поучаствовать.

Самое удивительное в романе – писательская достоверность.

Чувствуется научная логика, эрудиция автора, умение сопоставить факты, спрессовать их и выстроить гипотезу, теорию и даже учение. Михаил Харит – доктор наук, профессор, археолог, путешественник и исследователь религий. Он легко затягивает читателя в парадоксальный, виртуальный, но убедительный мир.

Что такое апокалипсис? Перезагрузка не очень удавшейся игры. А есть ли пульт управления?

Все мы программисты в космическом процессе.

В том числе и папа Бенедикт XVI, похваливший себя за святость перед внезапно озверевшей (в прямом смысле, как на картинах Босха) толпой.

Мне доставляет удовольствие купаться в интеллектуальной игре романа «Рыбари и виноградари» – захватывающей, разноплановой, ироничной и безжалостной. Так и подмывает предложить свой вариант, ещё не выловленный автором.

Разделяю с писателем взгляд на признаки конца света. Разве не полная перегрузка: мусорные свалки в Лувре и Эрмитаже, которые следует теперь именовать артефактами? А звуки пилорамы на концертах в консерватории и солисты, визжащие, как недорезанные хрюшки и кабаны? А предложение отказаться от своего пола? А ковид-19, к моменту написания романа ещё не подоспевший, но предсказанный автором?

Перед нами вариант утопии-антиутопии первых двух десятилетий XXI века. В финале торжествует жизнь и рождается младенец-спаситель. И это даёт надежду.

Апокалипсис был всегда. Он, к сожалению, вечен. Женская ипостась София – Премудрость Божия не просто выдумка автора. Символисты с нею общались, как Александр Блок с Любовью Менделеевой, а Андрей Белый с Асей Тургеневой.

Людям свойственно думать, что живут они в переломную эпоху. Кажется, вся человеческая история – нескончаемый перелом. В лучшем случае переход.

Но есть книги, где речь идёт о прямом конце света. Кроме Апокалипсиса, это Содом и Гоморра. У Платона – великая Атлантида.

А «Чумной город» Вильсона, превращённый Пушкиным в «Пир во время чумы»?

Когда компьютерные игры захватили умы, появился соблазн перезагрузки. Перефразируем Маяковского. Книгу перезагрузив, намотай себе на ус. Книгу в электронном варианте перезагрузить легко. Историю перезагружают каждые десять лет. Новая хронология с лёгкостью превращает Христа в Василия Великого, а Ивана Грозного в Чингисхана. Писатели перезагружают жизни литературных героев. У Гончарова в романе учитель гимназии мысленно живёт в Античности. А Гёте заставил Фауста влюбиться в Маргариту, которая превратится в Елену Прекрасную.

Литературные симулякры постмодернизма живут одновременно и в Древнем Риме, и в современном Марселе.

А не является ли любой вариант истории лишь фактом одной человеческой биографии?

Я согласен с Михаилом Харитом:

«У каждого народа есть тысячи рассказов о чудесах, которые сыплются как из мешка, только тронь. Часть этих историй забраковали, оставив те, которым договорились верить. В разные эпохи вера кардинально менялась. Долгое время женщина не считалась человеком, а беременность возникала от простуды. И это всех устраивало.

Так что мы живём в «договорной» реальности, оформленной в виде свода наук, морали и правил. Одним из параграфов такого соглашения является «историческая правда».

Есть варианты субъективного представления о том, что когда-то, возможно, было. Чаще всего это – выдумка, легенда и в конечном варианте компьютерная игра. Если игра талантлива, как роман Харита, то читатель с удовольствием в ней участвует. И тогда конец света становится фактом биографии. Ведь никто от своего апокалипсиса не уйдёт.

В традиционном тексте конец света превращается в «vita nova» – новую жизнь. Нам приятнее, чтобы сразу после него началась наша сегодняшняя и непременно личная жизнь.

Раньше говорили – магия. Теперь – компьютерная игра. И в том и в другом случае последнее слово остаётся за Словом, и меня это очень радует! Тем более если это Слово – умное и меткое, как в случае с романом «Рыбари и виноградари».

Константин Кедров,
литературный критик, поэт, доктор философских наук,
кандидат филологических наук,
профессор Литературного института им. А.М. Горького



Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS