САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
ЛГ online

Кулаки или деревенские нэпманы?

13.04.2021
Кулаки или деревенские нэпманы? В год 100-летия НЭПа Анатолий ГОЛОВКИН напоминает о том, к чему привел тотальный отказ от частной собственности.

Писатели против Тотального диктанта

08.04.2021
Писатели против Тотального диктанта Секретариат СП России призвал не участвовать в «действе, не имеющем ничего общего с любовью к Родине».

Отнюдь не робкие грузины

02.04.2021
Отнюдь не робкие грузины Известного тележурналиста Владимира ПОЗНЕРА с громким скандалом прогнали из Грузии.
ЛГ плюс

В черном квадрате истории

12.04.2021
В черном квадрате истории Чем дольше проживает в Филадельфии Вера ЗУБАРЕВА, тем все более русским поэтом она становится.

Тени ангелов

05.04.2021
Тени ангелов Стихи Народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава АР-СЕРГИ переведены на многие языки мира.

«Никакая она не стерва…»

03.04.2021
«Никакая она не стерва…» Все годы войны в Донбассе Александр САВЕНКОВ живет в родной Горловке. Это не могло не отразиться в его стихах.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

Казанская рапсодия Бетховена

14.04.2021
Казанская рапсодия Бетховена Мария ЗАЛЕССКАЯ рассказывает о десятом Международном музыкальном фестивале «Рахлинские сезоны».

Книга о природе, человеке и человечности

10.04.2021
Книга о природе, человеке и человечности Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о книге Павле КРЕНЁВА.

40 лет спустя… «Бельканто-гала»

07.04.2021
40 лет спустя… «Бельканто-гала» Людмила ЛАВРОВА рассказывает о премьере в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия ХВОРОСТОВСКОГО.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

«Мы уверены в торжестве справедливости…»

11.04.2021
«Мы уверены в торжестве справедливости…»

Русский ПЕН-Центр защищает от нападок Игоря ВОЛГИНА.

«Папик» от Зеленского

09.04.2021
«Папик» от Зеленского Платон БЕСЕДИН возмущен тем, что в России покажут украинский сериал.

Шароварник-перевертыш

04.04.2021
Шароварник-перевертыш Журналист и общественник Евгений ТИНЯНСКИЙ о бандеровце, неплохо устроившемся в Крыму.
  • Статьи
  • 2013 год
  • № 49 (6442) (11-12-2013)
  • Бизнесмен vs. Писатель: конвейер счастья

Бизнесмен vs. Писатель: конвейер счастья

Шабаева Татьяна

Бизнесмен vs. Писатель: конвейер счастья

Литература / Библиосфера / Сближения
Шабаева Татьяна

Причудливо сложились эти даты: 150 лет назад родился промышленник Генри Форд, сделавший автомобиль «не роскошью, а средством передвижения», 100 лет назад был пущен первый конвейер, позволивший воплотить эту идею, и 50 лет назад умер писатель Олдос Хаксли – человек, подвергнувший Форда с его конвейером самой жестокой, талантливой и потому долгоиграющей критике, какую только можно себе представить: он написал книгу, которая стала одной из наиболее ярких антиутопий XX века. И пока что – самой сбывшейся антиутопией.

Это обстоятельство тем более достойно удивления, восхищения и сожаления, что Хаксли был несправедлив к Форду. «О дивный новый мир» – правдивая, искренняя, но и глубоко предвзятая книга. Парадокс, заслуживающий пристального читательского внимания. Возможно, британский эстет Хаксли даже не изучал опыт американского промышленника подробно – вспомним, как Дикарь берёт книгу Форда в руки: «Полистав страницы, прочтя тут фразу, там абзац, он сделал вывод, что книга неинтересная». А между тем именно «Господа нашего Форда» Хаксли помещает в центр своего стерильного, счастливого, безумного и циничного нового мира, где знак «Т» дан вместо креста и конвейер пронизывает время и пространство. Мир, охваченный болезнью, для которой в русском языке тогда, в 30-е годы, не было, а теперь уже есть слово: потреблядство. О, эти страницы Хаксли прочитал хорошо: он злобно высмеял прагматичные рассуждения капиталиста о том, что главное в продажах – насыщение рынка, массовость (вот только не обратил внимания, что Форд говорил ещё: и качество); педантичные объяснения, что любому человеку найдётся место в промышленном строю – будь он слепым или безруким, умным или глупцом – Хаксли передразнил хлёстким иносказанием: процессом «бокановскизации», когда на конвейере буквально собирают людей – крупных и щуплых, талантливых и полудебилов, устойчивых к высоким температурам и обладающих усовершенствованным вестибулярным аппаратом – всё ради пущей пригодности к назначенному рабочему месту.

Конвейер в романе Хаксли – главный символ стандартизованной сборки, бездушия, принуждения – принуждения к не выбранной, а назначенной судьбе и к конфетно-глянцевому, стерильно-наркотическому, вечно моложавому и неизменному счастью. Жестоко высмеивая Форда, который впервые поставил конвейер на службу потреблению и первый проявил совершенно механистическое рвение, высчитав, сколько в точности каждому человеку потребно рабочего пространства, писатель не заинтересовался тем, что Форд посягал лишь на восемь часов каждодневного (кроме воскресенья) труда своих работников и ни в малейшей мере не считал себя вправе контролировать их свободное время. Есть и ещё более существенное расхождение. Одним из основополагающих принципов Форда была долговечность; он гордился тем, что его машины служат по двадцать и по тридцать лет, и немало приложил усилий для технического и организационного упрощения их ремонта. Один из девизов «дивного нового мира» Хаксли – «чем старое чинить, лучше новое купить»; мистер Форд никогда не одобрил бы этого, что вы, как можно...

Хаксли был несправедлив к Форду, и эта предвзятость объяснима. Он с очевидным отвращением относился к главной выпестованной промышленником идее: «В большом бизнесе, обеспечивающем существование сотен и тысяч семей, есть нечто возвышенное… большой бизнес превратился в Божественное провидение. Он больше и важнее любого отдельного человека». Можно представить себе, с каким негодованием и сарказмом воспринял эти слова британский интеллектуал, если он даже посчитал несущественным, что у Форда, в его картине всеобщего благоденствия, на переднем плане находятся семьи; автомобильный магнат вообще полагал, что замужней женщине, по возможности, следует не работать, а заниматься детьми. В «Дивном новом мире» семья упразднена, материнство подвергнуто остракизму, женщина столь же подчинена стандартизации, промышленному конвейеру, как и мужчина. Форд в страшном сне не увидал бы такого, но Хаксли безжалостен: игнорируя логику, он довёл идею конвейера до абсурда – и, создав впечатляющее, пугающее живописное полотно, победил. Такова сила художественного слова – и таков потенциал абсурда в окружающей нас действительности.

Потому что антиутопия Хаксли – больше чем чья-либо другая, – обернулась реальностью. «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» – среди бесчисленных фраз из Шекспира, которыми разговаривает Дикарь, есть и такая. Форд – мудрец, сказать так не будет преувеличением. А Хаксли увидал то самое, что «и не снилось». «Чем старое чинить, лучше новое купить» – стало реальностью. Половая распущенность, подкрепляемая широко распространённой контрацепцией, – стала реальностью. Общество потребления на всех парах идёт к «ощущальным фильмам» и программированию свойств человека. А сенсациями типа «Загадочный Дикарь футболит нашего корреспондента, сногсшибательная новость!» уже сейчас пестрит жёлтая пресса. Мы одной ногой стоим в «дивном новом мире», соображая, куда бы поставить другую. А ведь Форд предупреждал…

Да, не только Хаксли, сумевший за полвека до наступления эры потребления показать её во всей уродливой красе, но и Форд, не имевший ни малейшей способности к художественному изображению, но зато знавший опасность гиперорганизации, бюрократии и отчуждения денег от производства, не столько даже предупреждал, сколько предчувствовал: «бизнесмен… может легко поддаться соблазну заняться финансовыми операциями и не успеет оглянуться, как ему придётся занимать крупную сумму денег, чтобы выплатить взятые кредиты, и вместо того чтобы быть солидным производителем, он превратится в жонглёра ценными бумагами… повелители кредитов в последнее время получили огромную власть. Не является ли этот факт симптомом опасной болезни нашей экономики?» Любопытная вещь: в «Дивном новом мире» совсем нет денег, нет кредитов, их роль отчасти выполняет наркотик – сома. Хаксли слабо представлял себе процесс перехода к обществу потребления, зато провидел итог. Форд не имел такой мощной оптики, подзорной трубы художника, зато отчётливо понимал изъяны экономических процессов, которые происходили у него под носом. Дальнозоркий и близорукий, они дополняли друг друга… дополнили бы, если бы мог состояться их диалог. Но диалога не было.

Они оба считали, что конвейер способен привести человечество к счастью. Форд, впрочем, предпочитал абстрактному счастью более осязаемое благоденствие, а Хаксли брал это слово в яростные кавычки. Его Дикарь требует права быть несчастным – как угодно, лишь бы только не впадать в нирвану вместе с этим улыбчивым, сладеньким и бездумным миром. Лучше персональное несчастье, чем счастье, выпестованное на конвейере. Хаксли ставит эпиграфом к своему роману слова Николая Бердяева: «…И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к неутопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному обществу». То был 1931 год. А сейчас на дворе год 2013.


Оценить:

Оценка: 9.5 - Голосов: 18


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
15.04.2021

«Большая книга» объявит лонг-лист

На платформе ТАСС Совет экспертов Национальной литературной премии в шестнадцатый раз огласит «Длинный список».
15.04.2021

Умер Василий Голованов

Писатель, сценарист и путешественник скончался на 61-м году жизни.
14.04.2021

«Их звали травники»

В Центральном Доме офицеров Белоруссии состоится организуемый Посольством РФ показ документального фильма.
14.04.2021

Гумилева вспомнят в ЦДЛ

В день 135-летия выдающегося поэта пройдет вечер его памяти.
14.04.2021

О современной поэзии и постмодернизме

Поэт и литературовед Леонид Быков рассказал о том, как отличить качественную литературу от подделки.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Игорь Юргенс

Опасный опыт Ново-Огарёва

Наше отношение к пережитым эпохам определяется не столько тем, были ли они благо...

Панорама
Владимир Березин

Актёрская старость

В прежние времена, в эпоху литературоцентрической цивилизации, недостижимым обра...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Быть войне?

Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрац...

События и мнения
Макаров Анатолий

Урок Хармса

Как и многие мои либеральные сверстники, я считал основателя советского (есл...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Кто тут «убийца»?

Администрация Байдена, казалось, вернёт американскую дипломатию к приличиям посл...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белые аисты
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда