Перейти к содержанию
  Пятница 22 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    11 декабря 2013 г.  № 49 (6442) (11.12.2013)
Литература

«Но на сей час я и пришёл...»

Пётр Ткаченко считает, что у нас только одно сокровище – русская литература
11 декабря 2013

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Ткаченко Пётр Иванович – литературный критик, публицист, прозаик. Родился в 1950 г. на Кубани, в станице Старонижестеблиевской. Окончил Владикавказское высшее общевойсковое командное училище и Литературный институт им. М. Горького (семинар критики). Дипломную работу защищал о фольклоризме в творчестве А. Блока «При свете мифа». Служил в армии, работал в журнале «Пограничник», газете «Красная звезда», в Военно-художественной студии писателей, являлся главным редактором отдела художественной литературы издательства «Граница». Издатель авторского литературно-публицистического альманаха «Солёная Подкова». Редактор духовно-мировоззренческого и литературно-публицистического альманаха «Походъ». Автор книг «Где спит казацкая слава», «Не для меня придёт весна…», «В поисках града Тмутаракани», «Драма Грозного царя» и других.

– Признаться, удивляет разноплановость ваших книг – это и художественная проза, и критика, и этнография, и филология…

– Прежде всего хотелось сказать о том, объективна ли, адекватна ли оценка того, что произошло с нашей литературой, и её состояния. Увы, это не совсем так, что в определённой мере подтвердило прошедшее Российское литературное собрание. Ведь о главном, о юридическом статусе писателя, сказали лишь немногие, о том, что в государственном реестре профессии писателя нет, а стало быть, все мы, пишущие, просто нелегитимны.

Литературно-художественный процесс разрушен, и вместо него предложен нам премиально-фуршетный дурман. Всё ещё длящийся. Писательские союзы по своему юридическому статусу превращены в литературные объединения. И те, кто продолжает их имитировать, только усугубляют трагическое положение литературы.

Как должен поступать в такие трудные времена истинный литератор? Как выразился классик, «задрав штаны», бежать за любой вбрасываемой идеологическими лукавцами идейкой? Или заискивать и унижаться перед Соросом? Нет, конечно, он должен поступать иначе. Проявить стоицизм, сопротивляемость явной духовно-мировоззренческой агрессии. Разумеется, если литература для него – смысл жизни, а не просто добывание хлеба насущного.

Скорее, последовать евангельской мудрости: «Душа Моя теперь возмутилась; и что, Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл»

– Но ведь это всё видели многие писатели, переживали – и подчас с трагическими исходами…

– Да, так, но преобладающим в общественном сознании оказалось представление о том, что России больше нет. Я мог бы составить целую антологию стихотворений на эту тему. Причём поэтов очень талантливых. Ну, у политиков и политологов свои соображения на сей счёт. Но почему за ними столь покорно и безвольно последовали поэты?

Талантливый поэт, совсем недавно ушедший из жизни Михаил Анищенко из Самары так исповедовался перед Родиной:

…Мне теперь хоть назад, хоть вперёд.

Спотыкаться, скользить и кружиться…

Но на веру твою, как на лёд,

Я уже не могу положиться.

Ах, вот откуда эти не только претензии, но и ненависть к родине: «на веру нельзя положиться». Но это ведь архетип всех революций и завоеваний, описанных в Книге пророка Даниила Ветхого Завета, и остающийся неизменным во все времена. Кратко говоря, сводится он к тому, что царю Вавилонскому Навуходоносору снились сны. Толкование же снов было таково: как отец Навуходоносора, так и он сам, верят в неправильного бога, а потому должны быть убиты. Не этот ли архетип заложен в крушение монархической России, потом Советского Союза, а теперь – многих государств Ближнего Востока? Разве с той разницей, что в качестве бога предъявлялись то марксизм, то демократия…

Но ведь были и иные представления. Скажем, у выдающегося поэта Владимира Соколова:

На родине, как на чужбине,

Тоской по родине болеть.

Это – в традиции русской литературы.

– Одной из главных ваших забот является перечитывание ключевых произведений русской литературы. Чем это вызвано?

– Как критик я должен читать ту печатную продукцию, которая под видом литературы заполонила «рынок». То есть жизнь положить на то, что находится за пределами культуры. С другой стороны, классическая литература оказалась у нас истолкованной в согласии с идеологией. Надо возвратиться к самим текстам, а не повторять то, что потом наговорили о них Белинский и другие критики. А без этого продолжение литературной традиции немыслимо. Ведь классика звучит не только тогда, когда её издают, но и когда находятся люди, её понимающие.

Сошлюсь на примеры. Как-то предложил я одному замечательному региональному журналу литературно-критическую повесть (такой жанр у меня выработался с годами) «Песнь о вещем Олеге как памятник русского самосознания». Журналу, где я публиковался многие годы. Там редколлегия не собиралась лет 15. И вдруг собралась и затеяла дискуссию. Да что же я там высказал «крамольное»? То же и с «Медным всадником» А.С. Пушкина, при жизни поэта оставшимся неопубликованным. Или – литературоведами «не замечен» сон генерала Корнилова в «Тихом Доне». Но это же равносильно сну Святослава в «Слове о полку Игореве»! Или – издаются сборники Н. Рубцова в том виде, как их отредактировали его первые редакторы. Для меня же поводом для обращения к творчеству Рубцова стал не его юбилей, а то, что в Москве я нашёл в частных собраниях две рукописи его первой книги «Звезда полей». И удивился тому, что никакая текстологическая работа не проведена. Словом, с литературными материалами стало идти некуда, так же как и при цензуре. Вот тогда я и предпринял выпуск своего авторского альманаха «Солёная Подкова» (так называется лечебное грязевое озеро близ моей родной станицы). То есть дело это оказалось вынужденным.

– Насколько мне известно, самой популярной вашей книгой является словарь кубанского диалекта – первый за всю его историю. Чем это объяснить?

– Дело в том, что Кубань оставалась, пожалуй, единственным регионом, где не было своего словаря диалекта, и ясно почему. Диалект наш сформировался исторически из двух языковых стихий – русской и украинской. Это и стало препятствием для создания словаря. И тогда я выпустил свой «Кубанский говор» пятитысячным тиражом и сумел распространить его по краю. За 15 лет он переиздавался несколько раз! В нём изложена идеология «украинофильства», которая является не чем иным, как социал-революционной идеологией, и может рядиться не только в кожаные куртки, но в папахи и казацкие шаровары. Это доказывается тем, что в своё время «украинизировали» не только российские области, но и саму Украину.

«Украинознатцы» набросились на меня: мол, я искажаю «мову золотую», которой на Кубани нет. Местные этнографы вообще отрицают наличие диалекта. А выдумывают вместо него некий «народный язык», а то и «казачий», то есть впадают в сепаратизм. Впрочем, это сложный вопрос, требующий отдельного обсуждения.

– Не каждый автор удостаивается сегодня монографии о своём творчестве. Вот передо мной книга Алексея Соболя «Пётр Ткаченко: «Но на сей час я и пришёл». Наверное, это приятно?

– Я рано избавился от свойственной нашей пишущей братии эйфории. Ну разве что в юности такое имело место, лет в 19, когда в Северной Осетии был курсантом в военном училище. Затем начал регулярно публиковаться. А дальше – пошла просто работа.

– Вы – человек военный. Это помогает вести столь многоплановую работу – не только писать, но и издавать, и вести общественную деятельность?

– Я в этом плане, скорее, исключение. Ведь в Литературном институте немало училось военных литераторов. Но на семинаре критики филолог в погонах… это, кажется, прецедент.

– Как вам удаётся столько всего издавать? Ведь сейчас не самое благоприятное для этого время. Ну если только не издаёшь ширпотреб…

– К счастью, в России есть ещё люди, понимающие значение литературы в обществе, то, что от этого зависит судьба страны, их самих и их детей. Семь лет мы работали сообществом единомышленников с Культурно-просветительской инициативой. В этом году переименовали её в общественное движение «Походъ».

У нас только одно несомненное сокровище мирового масштаба – это великая русская литература. С подменой её тем, что ею не является, мы становимся духовной и культурной провинцией. Ну а кто вытесняет русскую литературу на обочину общественного сознания? Это силы как извне, так и в нашем обществе, разумеется, в согласии с самыми «передовыми» и, как правило, либерально-революционными воззрениями.

В заключение хотелось бы сказать словами Блока из его «Письма о театре», что «государству ничего не стоит при каком угодно режиме закрыть двери театров, так же, как и двери университетов» (то же относится и к литературе). А далее великий поэт говорит о последствиях такого вандализма: «Но если это случится, то горе государству в будущем. Щупальцы его отсохнут, ослабеют; ответом на всю его мрачную деятельность в прошлом будет неслыханная и дикая анархия, которая затмит собою все ужасы его прошлых войн; это будет слепой бунт людей, долго пребывающих во мраке; справедливое возмездие тем, кто полагает, что человек может быть доволен единым хлебом».

Не о нас ли это писано 90 лет назад? Наиболее чуткие люди уже слышат гул приближающегося несчастья. Нет, не на Манеже, не на Болотной площади и не на всевозможных майданах, но в душе своей.

У меня писательский билет старого образца, за все эти годы я его так и не обменял. Ну а теперь ни те ни другие «корочки» не нужны, так как, судя по Российскому литературному собранию, будет образовано нечто вроде Сообщества писателей с чётким определением его юридического статуса и, видимо, на конфедеративной основе. Два раза в одну и ту же реку войти невозможно.

Беседу вёл Игорь ЧЕРНЫШОВ

90
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Заглушите мотор

22.09.2023

Уйти за пределы кадра

22.09.2023

Иммунитет к слому эпох

22.09.2023

Жизнеловля пресноводных рыб

22.09.2023

Бремя губернатора

22.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты