Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 декабря 2014 г.
  4. № 49 (6490) (10.12.2014)
Библиосфера

По Москве вслед за Лермонтовым

10 декабря 2014

Александр Васькин. В поисках лермонтовской Москвы. – М.: Спутник+, 2014. – 320 с. – 1000 экз.

«Если бы мне позволено было оставить службу, с каким удовольствием поселился бы я здесь навсегда!» – так говорил Михаил Юрьевич Лермонтов в свой последний приезд в Москву в 1841 году. Поэт любил свой родной город «сильно, пламенно и нежно». И неудивительно, ибо в Москве им были сочинены первые стихотворные строки, здесь получило развитие его уникальное дарование, со всей силой и мощью проявился литературный талант, а многие замыслы обрели реальное воплощение.

Об этом и многом другом рассказывает новая книга Александра Васькина, известного писателя, исследователя московской старины. Книга «В поисках лермонтовской Москвы» даёт ответы на многие волнующие вопросы, раскрывая с неожиданной стороны факты и события из жизни великого русского поэта. Автор остаётся верен избранной им ранее важнейшей теме – «Москва и великие русские писатели», в рамках которой уже вышли книги о Москве Александра Пушкина и Льва Толстого.

Какая она – лермонтовская Москва? И жива ли сегодня? Автор доказывает, что жива. И ведёт нас по улицам и закоулкам Первопрестольной. Вот дом на Малой Молчановке, где поэт прожил с бабушкой почти три года и начал «марать стихи», а вот Московский университет на Моховой, о котором Лермонтов вспоминал с благодарностью в поэме «Сашка»: «Святое место! помню я, как сон, твои кафедры, залы, коридоры». А ещё Большой театр, Благородное собрание, Петровский путевой дворец, дворянские особняки на Рождественском и Страстном бульварах, на Манежной улице и Девичьем поле…

Но в книге есть и другая Москва, ушедшая, также связанная с Лермонтовым. Это дом у Красных ворот, где в ночь со 2 на 3 октября 1814 года появился на свет великий русский поэт. Лермонтов родился в доме, пережившем 1812 год. Кажется, что это было предназначено самой судьбой. Ибо тема Отечественной войны 1812 года явится основой для одного из его известнейших произведений. Помните? «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана?» Между прочим, стихотворение «Бородино» Лев Толстой называл зерном своего романа «Вой­на и мир», и об этом в книге тоже ведётся речь.

А ещё сами Красные ворота и храм Трёх святителей, где крестили поэта, – всего этого тоже уже нет. Но присутствуют они в книге, благодаря бережно и умело собранным автором воспоминаниям современников.

Так вышло, что в Московском благородном пансионе, куда Лермонтов был зачислен в 1828 году, он не проучился и двух лет. А виной всему неожиданный визит государя-императора Николая I, нагрянувшего с проверкой в это престижное учебное заведение (пансион стоял когда-то на месте нынешнего Центрального телеграфа на Тверской улице). Государь остался крайне недоволен царившими в пансионе порядками и распорядился низвести его до уровня гимназии, в которой Мишель Лермонтов учиться не пожелал и поступил в университет. Но и в Московском университете поэт также задержался ненадолго, до весны 1832 года. Зато много написал.

Книга представляет собой не только своеобразную московскую биографию Лермонтова, но и воссоздаёт развёрнутую картину быта и нравов Первопрестольной в первой половине XIX века. Помогают этому и многочисленные иллюстрации – рисунки самого поэта, московские пейзажи выдающихся русских художников, в частности Фёдора Алексеева, создателя панорамы Москвы начала XIX века. Но и у Лермонтова была своя «Панорама Москвы», написанная им во время учёбы в петербургской школе юнкеров по заданию преподавателя, чтобы научить будущих офицеров умению описывать увиденные ими картины.

Кто бы мог подумать, что из вполне заурядного домашнего задания вырастет столь ценный художественно философский труд, благодаря которому потомки и по сей день узнают многое о Москве 1830-х годов. Не хуже иного наделённого талантом живописца создаёт Лермонтов панораму любимого города, открывшуюся ему с колокольни Ивана Великого: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке…»

Известие о гибели поэта больно отозвалось в сердце многих москвичей. Славянофил Юрий Самарин писал: «Эта смерть после смерти Пушкина, Грибоедова и других наводит на очень грустные размышления. Смерть Пушкина вызвала Лермонтова из неизвестности, и Лермонтов, в большинстве своих произведений, был отголоском Пушкина, но уже среди нового, лучшего поколения. Он унёс с собою более чем надежды». Кстати, с Пушкиным Лермонтов так и не встретился, почему – об этом автор также размышляет. В свойственной Александру Васькину манере повествование в книге ведётся чрезвычайно живо и увлекательно.

Наталия РЕМИЗОВА

Тэги: Александр Васькин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS