Этой статьёй «ЛГ» начинает дискуссию о Союзе писателей России, его будущем и перспективах развития
Писатель всегда одинок, пишет у себя за столом, отвернувшись от всех, никого видеть не желает. Но вот работа закончена. А что дальше?
Конечно, может его литературный агент или помощник отвезти эту рукопись в издательство, и там, если автора уже знают, рукопись примут, отредактируют и напечатают. Хотя сегодня и никакой агент не нужен, послал свой труд по интернету в издательство, договорился с редактором, и вперёд.
Такие писатели-одиночки существуют, но в ограниченном количестве, и проза у них, как правило, такого камерного характера, одиночна по сути своей.
Уверен, писателю не просто для общения, а для творческого развития необходима литературная среда, сообщество единомышленников и оппонентов, хулителей и хвалителей.
Литераторы во все времена собирались в какие-то группки, объединения. Так было и в пушкинскую эпоху, и в некрасовскую, и в начале ХХ века. Потом появились официальные писательские союзы, которые принесли русской литературе пользы во много раз больше, нежели вреда от командных директив.
Уверен, писателю во все времена необходима и поддержка государства, тех или иных финансовых и организационных структур. Николай Первый был личным цензором великого Пушкина. Искали поддержку у высшего света и Фёдор Тютчев, и Игорь Северянин, и Сергей Есенин. Писали письма Иосифу Сталину и Михаил Булгаков, и Евгений Замятин, и многие другие писатели и поэты. Замятин писал вождю: «Свою просьбу о выезде за границу я мог бы основывать и на мотивах более обычных, хотя и не менее серьёзных: чтобы избавиться от давней хронической болезни (колит) – мне нужно лечиться за границей; чтобы довести до сцены две моих пьесы, переведённых на английский и итальянский языки (пьесы «Блоха» и «Общество почётных звонарей», уже ставившиеся в советских театрах), мне опять-таки нужно самому быть за границей; предполагаемая постановка этих пьес, вдобавок, даст мне возможность не обременяя и Наркомфин просьбой о выдаче мне валюты. Все эти мотивы – налицо: но я не хочу скрывать, что основной причиной моей просьбы о разрешении мне вместе с женой выехать за границу – является безвыходное положение моё, как писателя, здесь, смертный приговор, вынесенный мне, как писателю, здесь. Исключительное внимание, которое встречали с Вашей стороны другие обращавшиеся к Вам писатели, позволяет мне надеяться, что и моя просьба будет уважена». И Сталин его отпустил, а Булгакову дал работу…
Я уже не говорю о постоянном общении с ведущими мастерами литературы практически всех генеральных секретарей КПСС, включая и последнего – Михаила Горбачёва.
И конечно, чем в одиночку прорываться в приёмные к высокому начальству, отталкивая своих сотоварищей от кормушки, лучше собраться вместе в тот или иной союз, чем значимее будет такой союз, тем быстрее на него обратят внимание и власти, и элита.
Я оцениваю деятельность Союза писателей СССР очень высоко, думаю, не найдётся ни одного выдающегося русского писателя тех времён, даже из диссидентов, кто бы в той или иной мере не опирался на поддержку писательского союза. Вспомним, что даже своё первое международное интервью Александр Солженицын дал в зале ЦДЛ, где ныне находится один из ресторанных залов.
Сейчас можно смеяться и издеваться над советским прошлым, но, увы, за тридцать лет перестройки литература, сопоставимая с советской, так и не возникла. Все Аксеновы, Вознесенские и Евтушенко – всего лишь часть советской литературы. И даже в эмиграции, куда выехало после революции достаточное количество интеллигенции, новых крупных имён, за исключением Владимира Набокова, не появилось. Хотя и в эмиграции по тем же объективным причинам писатели собирались в те или иные объединения и союзы.
После краха советской власти все её оппоненты надеялись, что с писательскими союзами покончено навсегда, что они лишь часть советской идеологической системы. Но оказалось, что не только патриотическая часть русских писателей, но и самые отчаянные либералы мечтают о новых союзах. Смешно говорить, что борьба шла лишь за писательскую собственность. Во-первых, не так она и велика была. Во-вторых, без всякой собственности, как правило, отобранной и у левых, и у правых писателей вороватыми бизнесменами, на первый план выходила всё та же идеология, те или иные идеалы.
Так же обстоят дела и с издательствами, с толстыми журналами, с литературными изданиями, всё держится на грани, на каких-то крошечных дотациях. К примеру, мы в нашем «Дне литературы» уже двадцать лет живём без зарплаты и гонораров, как-то выживаем. Впрочем, вся наша нынешняя русская литература держится на бескорыстии и потребности писать. Она убыточна, и государству не интересна.
Пока наша власть не поймёт, что без идеологии невозможно никакое государство (а у нас ныне идеология исключена из Конституции), а литература, что бы там ни говорили, это всегда часть идеологии, до тех пор мы все будем находиться в полном провале.
Государственную важность литературы понимали и наши императоры, и советские лидеры. Иосиф Сталин даже в годы войны читал литературные новинки, он знал, народ должен понимать, за что воюет. Сейчас в случае любой военной катастрофы у народа нет того настроя, понимания своей цели. Не колбасой же и кружевными трусиками настраивать население на борьбу.
Я жду, когда наконец наш президент Владимир Путин скажет своё слово о важности литературы, когда будет принят государственный план о поддержке литературы. К примеру, у нас ныне закрылись все поселковые книжные магазины и библиотеки, а в США, как я убедился, в каждом небольшом посёлке в центре стоит большой двухэтажный книжный магазин. Не думаю, что он приносит большую прибыль, значит, государство тем или иным способом поддерживает такую систему. Вот у них и растёт интерес к чтению, а у нас катастрофически падает.
Нужен и новый Союз писателей России (название не важно, назови как угодно), который объединял бы всех наших литераторов. Пусть он будет состоять из эстетически и идеологически разных направлений. Не надо никого туда силой загонять, члены такого союза будут иметь ряд привилегий для своей творческой работы, вот и всё. Хочешь жить и творить самостоятельно – живи и твори. Но не плачься.
Я ничего не имею против нынешнего Союза писателей России, сам являюсь секретарём правления этого союза. Но я понимаю, что в новой России необходима новая живая сила, подпитывающая все российские структуры. Новое молодое яркое талантливое поколение, в спорах, дискуссиях, в своих поэмах и романах, в статьях и баснях, отражающее наше время. Конечно, этот союз должен быть федеративным, а может быть, и конфедеративным, то есть состоять из федерации поэтов и федерации критиков, федерации прозаиков и федерации переводчиков, федерации сатириков и федерации мыслителей, и так далее.
Члены подобного союза, как и любого другого творческого объединения, должны иметь по Конституции рабочий статус, ибо труд писателя не менее важен, чем труд строителя, врача или педагога. В иных странах, например, в Китае, члены Союза писателей получают даже зарплату, не такую большую, но помогающую в период написания новой книги. В разговорах с китайскими писателями я не замечал, чтобы на них оказывалось какое-то давление со стороны власти. Как и что писать – решают сами писатели. Но, естественно, если ты ненавидишь Китай, тебе в таком Союзе писателей нечего делать.
Сегодня расколотость в писательском сообществе достигла предела, в любом из наших союзов, маленьких и больших, нарастают свои разногласия, и уже в «Российском писателе» спорят с «Нашим современником», умеренные либералы из «Знамени» воюют со своими радикалами типа Шендеровича. Не до литературы.
Впрочем, так и было в двадцатых годах ХХ века. Лефовцы спорили с рапповцами, питерцы с москвичами, закончилось это противостояние ликвидацией всех мини-объединений и образованием Союза писателей СССР. Страна устремилась вперёд.
Конечно, никаких повторов не бывает, да и время другое, но если страна сейчас, особенно после недавнего знаменитого Послания Президента России о грядущих темпах развития России, хочет устремиться вперёд, без объединяющей литературы не обойтись. «В начале было Слово…»
Писать эти Слова будут в одиночку наши талантливые литераторы, коллективно литература не делается, но для того, чтобы яркое Слово одиночек было услышано, необходимо возрождение русского литературного процесса, усиление роли журналов и литературных газет, создание не только коммерческих, но и творческих национальных крупных издательств, и объединяющий всех Союз писателей.
Писатели вновь должны получить почётное место на телевидении и радио, на страницах ведущих газет. Тогда и будет, согласно Евгению Евтушенко, «Поэт в России больше, чем поэт…».
Союз талантливых одиночек будет определять состояние всего общества.
«...вся наша нынешняя русская литература держится на бескорыстии и потребности писать. Она убыточна, и государству не интересна.» – она убыточна потому, что скукожилась книготорговля, а наценка на книгу стала астрономической. На безкорыстии держится только русская литература. Литература веллеро-улицкая держится на гонорарах телевидения и на авено-мамутовых премиях.
«...без объединяющей литературы не обойтись» – если извергнет шендеровичей, улицких, веллеров, то станет объединяющей.
Что касается мыслей В.Г.Бондаренко о переформатировании СП России, то они разумны вполне. Вот только кому это поручить? Если Владимиру Толстому - то лучше не надо. Борьба властей РФ против русской литературы, против всего корпуса русской литературы, будет продолжена, пока народ не переформатирует саму власть. Произойдет ли это? Только Богу известно. Возражение читателю электронных книг: Даже среди молодежи (читающей) любители бумажной книги составляют большинство.
------------------------------------
а смартфон - дешёвка.
- С помощью интернета люди получили доступ к литературе высокого качества.
- С помощью интернета люди получили доступ к литературе самого разного качества.
Копаться в этом корыте часами, как пенсионеры в фикспрайсах и на овощных развалах супермаркетов, могут немногие, а уж отличить руду золотую - такую невзрачную - от породы пустой, но такой соблазнительной, могут только потребители с хорошим вкусом, которые должны выращиваться на родной почве, воспитываться государством и поддерживаемыми им творческими союзами.
Нужное качество определяется цензурой (образованными идеологически подкованными людьми) в той или иной форме. Нецензурное всегда доступно с интернетом или без. Однако интернет - это пока гуляй поле. Степень доступа к нецензурному творчеству зависит от того, обеспокоено ли государство своим будущим и каким это будущее его идеологи видят. Государство без своих серверов и глушилок заграничных - государство без своей идеологии, а значит без будущего.
Исторический факт: советские люди были гораздо ближе к правде, совести и любви, чем россияне; cоветские цензурированные искусство и литература со всеми их пороками и недостатками учили любить добродетель, ненавидеть порок и бороться с недостатками - т.е. выполняли основную культурологическую миссию.
Если что и скачиваю, то только то, что у меня раньше кто-то взял и не вернул.
В книжных магазинах с некоторого времени стал с подозрением относиться к новым красивым изданиям того, что при "тоталитаризме" сам с удовольствием читал.
Сначала пролистываю с начала до конца, оцениваю содержание и только после этого принимаю решение. Девочки-продавщицы иногда от этого моего пролистывания нервничают.
Года два тому назад моя дочка купила своим деткам за бешеные деньги сборник красиво оформленных сказок народов мира.
Стал читать младшей внучке про кота в сапогах.
Читал до тех пор, пока не дошёл до сцены дележа отцовского наследства между тремя сыновьями: старшему – мельницу, среднему – осла, младшему – кота.
Прочитал про мельницу и осла, а когда стал читать про кота, то захотелось зашвырнуть это дорогостоящее издание на помойку.
Не цитирую, а передаю смысл описания этой «ничтожной» сделки с передачей кота.
В книжке было примерно так:
… младший сынок был юридически неграмотный, поэтому не нанял нотариуса для оформления наследства. Если бы он нанял этого самого нотариуса, то старшие братья не смогли бы его так нагло обдурить….
Пришлось полезть в шкаф, достать старую потрёпанную двадцатикопеечную тоненькую книжечку издательства ДЕТГИЗ 70-х годов издания и прочитать эту сказку сначала.
- Сейчас модно новоиспечённое старыми названиями или близкими по звучанию снабжать. А как проще всего из говна конфетку сделать? Правильно - красиво упаковать и "бренд" прилепить, что у народа положительные эмоции и доверие вызывает, например, "А зори здесь тихие ..."
https://www.kinopoisk.ru/film/840754/?parent-reqid=1482140586884788-799104897325989080505265-man1-3604
(В комментариях комментарий Moriseev рецензии (78) А зачем?
< «А зори здесь тихие…» образца 2015 года вышел неплохим динамичным боевиком, за который, я и поставил семерку. Однако, если сравнивать с оригиналом, а его сравнивать НЕОБХОДИМО, фильм не заслуживает вообще никакого внимания. Я не знаю, для какого поколения это снято, и, в первую очередь, зачем это было нужно? >
- Сначала пролистываю с начала до конца, оцениваю содержание и только после этого принимаю решение. Девочки-продавщицы иногда от этого моего пролистывания нервничают.
- Сейчас дорого книжку просто хватать, чтобы потом, если не понравится, с макулатурой сдать. Перелистывать в магазине - это уже выбор среди рекомендованного издательством.
;) А перелистывать в интернете - это к запросу на "Белоснежку и семь гномов" ещё кучу задниц получить и предложений группового проведения досуга.
А как не отправится в глубины интернета по ссылке <Семенович без бюстгальтера> или <Путин и Кабаева свадьба на Валааме.> и т.д. и т.п.
Про "Cвадьбу в Малиновке" забудешь, которую искал.
Самоё надёжное и более быстрое, конечно, зайти в хорошо структурированный книжный и за полчасика пролистать несколько книжек на заданную тему. Мало стало таких книжных, ещё меньше не напоминающих интернет по свой структуре и содержанию.
Домашняя библиотека - лучшая реклама для подрастающих поколений преимущества "книжного обозрения" в книжном магазине.
------------------------------------------
ХОРОШО!
- Вообще это здорово: сколько было членов СП в советские времена? Тысяч 14, наверное, а скольких читали мы - несколько десятко, да и то многих из-под палки. ... продается, читается и хорошо.
/Николай Ларинский 20.12.2016/
- Вот такого же сорта рассуждения - уровня "сатиры" из провонявшего портфеля Жванецкого - очень распространены в обывательской среде, правда, более всего, когда речь заходит о школьных программах, образовании вообще. Несут их в массы самые популярные люди на земле - артисты и куплетисты, страдающие от того, что им во в совковые времена вдалбливали в школе бином Ньютона (обычно до таких высот не доходит и подобные гуманитарии имеют проблемы с косинусом фи), который им в жизни ни разу не пригодился. Помнится, популярный и очень убедительный Ио́сиф Леони́дович Райхельгауз очень переживал по этому поводу.
Что касается 14 тысяч писателей, из которых обыватель читает (знает) десяток, то такое же положение в любой сфере культуры и искусства, науке, спорте, вообще в любой человеческой деятельности. Питательный бульон нужен даже для выращивания инфузорий с туфельками, а уж для выращивания специалиста высшей квалификации нужен очень наваристый бульон.
Бондаренко Владимир:
" Я жду, когда наконец наш президент Владимир Путин скажет своё слово о важности литературы, когда будет принят государственный план о поддержке литературы.
- Не скажет. Напишите ему в личку и не раз, может быть только тогда ...
Бондаренко Владимир: " ... а в США, как я убедился, в каждом небольшом посёлке в центре стоит большой двухэтажный книжный магазин. Не думаю, что он приносит большую прибыль, значит, государство тем или иным способом поддерживает такую систему."
- Неужели? И какими книгами оформлены* там книжные полки?
* ;) Терминология из какой-то дизайнерской ТВ передачи.
Те, кто даже теоретически не мог получить признание при Распутине и Астафьеве сейчас пытаются получать свою минуту славы за выслугу лет, но это не только не имеет никакого отношения к развитию и существованию литературного процесса, но и прямо этот процесс разлагает внутри одной отдельно взятой организации.
Ясно, что новому поколению литераторов иметь дело с такими "коллегами" хочется всё меньше и меньше. Если кто-то упрекнёт меня в том, что это я так говорю, потому что какую-то премию не получил, то отвечу - да, и я в том числе не получил. Но это полбеды, беда в том, что мне тогда не то чтобы поесть - пожрать (простите за столь экспрессивное уточнение) ничего в доме не было, да и дома не было, только съёмное жильё, а на выкуп членского билета тем более ничего дать не мог. И вот теперь старшее поколение так называемых "писателей" лично для меня в большинстве случаев имеют статус отрицательного примера, примера того, как жить ни в коем случае нельзя, и каким "писателем" ни в коем случае нельзя становиться.
Все эти идиотические стремления свалить всю вину на "дурную молодёжь", "плохое правительство" являются ничем иным, как симуляцией собственной "мудрости". Угождать властям или ругать власть одинаково глупо и бесперспективно хотя бы потому, что это позиция неуверенного в своей правоте человека. Необходимо работать над своим умом, прежде чем учить жизни других, но многим членам Союза писателей совершенно это чуждо. Более того, любой тип высказывания, не согласующегося с собственным мнением такого типа писак, вызывает у них злостный когнитивный диссонанс, который ослепляет ум и заставляет декларировать абсолютно невежественное и дремучее мракобесие.
Другой тип разлагающих писательскую организацию индивидов - конъюктурщики. Эти уверены, что если сегодня популярно фэнтези, то надо писать фэнтези, если сегодня популярно ток-шоу "Пусть говорят" и прочие "свадьбы в Малиновке", то будем писать на эти "трагические" темы. Всё это полная чушь и также не имеет отношения к литпроцессу, но имеет прямое отношение к унижению статуса писателя.
Ну и самая главная тенденция, это приход в организацию бесчисленного количества очеркистов-журналистов. Имея базовый опыт в написании текстов на злобу дня, сложно начать работать на века - основная масса писаний становится на следующий день макулатурой, так как пропадает актуальность. Эта проблема чётко прослеживается на всех уровнях работы и отношений внутри организации. Премии раздают или себе или в угоду своим сиюминутным интересам - оттого премиальные вложения в лауреатов никак не могут перейти в качественное развитие литературы и повышение авторитета писательской организации.
Никаких интересных экспериментов, никакой светлой ярости сердца нельзя найти в этом унылом перекладывании дипломов, медалек и денег из рук одного "отличника производства" в руки другого "залуженного деятеля". Маяковский был громогласным дебоширом, Пушкин - скандальным дуэлянтом, Лев Толстой в молодости картёжником и любителем женщин, Достоевский - каторжником. Все эти великие писателя стали великими не потому, что были отрицательными, а потому, что приходили после всего к письменному столу с настоящим и живым опытом побед и ошибок. А Горький - этот человек-легенда, он был у истоков Союза писателей не потому, что жаждал славы, а потому, что жаждал слОва.
Разумеется, всё вышесказанное выглядит несколько идеализированно, но таковой веры и ярости давно нет у руководителей Союза писателей России и в столице, и на периферии. Только крики и истеричные вбросы о потере кормушки. Вот потому и нет вожаков, что настоящих буйных мало...
Было б желание.
Не советую рассчитывать на дотации государства. Любые финансы надо отрабатывать. Этим процессом обязано заниматься министерство культуры.
Писатели - все желающие - должны собраться, сброситься на свои нужды и поддержку молодых талантов, а потом уж лоббировать свои интересы в различных инстанциях.
За красивые глаза и слова никто денег не даст.
Вот сейчас Кремлю надо развивать Крым, Дальний Восток. Бери госзаказ, езжай в творческую командировку, воспевай новые стройки, новые свершения. Или вскрывай гнойные проблемы, изобличай казнокрадов и бюрократов...
Задаром никто писателю башню из слоновой кости не подарит...
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться