Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 декабря 2017 г.
  4. № 49 (6624) (13.12.2017)
Колумнисты Образование

Верую!

13 декабря 2017

Оглядываюсь на прожитый год и не могу забыть историю с выступлением нашего школьника в бундестаге. О ней предпочли забыть, как о постыдной оплошности. А забывать не стоит.

Откуда берутся Коли-пацифисты? Уверена: из школы, где им не внушили правильной веры. Ведь ясно, что преподаваемое в школе – предмет ВЕРЫ, а не опыта. Ребёнку вкладывают в голову картину мира, которой он будет руководствоваться дальше. В этом цель и смысл общего среднего образования. В школе дети не добывают знания – они их усваивают. Если угодно – догматически. Об этом не говорят вслух, но это так.

Это относится решительно ко всем предметам. Вы, дорогой читатель, веруете, что вещества состоят из молекул, а те – из атомов. Вы их что – сами видели, те атомы-молекулы? Но про них рассказал вам учитель от имени авторитетной инстанции – науки, и вы поверили. По литературе велят считать Пушкина великим поэтом, хотя даже девчонки-отличницы вряд ли читают сочинения его современников и могут лично оценить, насколько Пушкин лучше всех прочих. А мальчишкам-то почасту нравится автор по фамилии Деревянко, пишущий про ментов и мочилово, но полагается почитать Пушкина.

История – вообще сплошной предмет веры. Дети, да и учителя не работают в архивах, а попади они туда, мало что извлекут – надобно особое умение. Цель преподавания истории в школе – воспитание патрио­та, который гордится страной и подвигами предков – большего и не требуется. Факты должны быть так подобраны, чтобы укреплять веру. Разумеется, должны сообщаться проверенные, подтверждённые факты. Сомневаться, изучать разные версии можно, когда факты усвоены, а культурный горизонт широк. Отсюда ясно: нужен единый стабильный, долгоживущий учебник и единая картина мира. Единая вера.

Молодняк воспринимает разговоры о свободе мнений на ура, ему нравится, да и лестно, когда говорят: «Ты умный, ты главный, думай своим умом!» Площадка расчищена. Дальше в его голову можно закачать что угодно.

Нудная Мариванна учит: «22 июня 1941 года Германия напала на СССР». А беглый шпион Резун-Суворов пишет, что наоборот: СССР готовился напасть на Германию. Вот это прикольно, ново, прогрессивно! Немцы были врагами и захватчиками – говорено-переговорено. А тут приходит тот, кто за свободу мнений, и вкрадчиво предлагает считать их жертвами тоталитаризма. У каждого-де он свой: у них гитлеровский, у нас – сталинский, так что мы почти и не враги вовсе, а братья по тоталитаризму. А? Каково?

Подростки с лёгкостью готовы уверовать в любую чушь, лишь бы она была шипучая, терпкая.

На днях одна бабушка рассказала мне, чуть не плача: внук теперь не моет руки – услышал где-то, что это вредно, так как якобы подрывает иммунитет.

Пока не будет общеобязательной, неуклонно транслируемой через школу картины мира, куда составной частью входит история, и пока эта картина мира не будет нашей картиной, а не чужой, – до тех пор всё будет так, как есть. Эта картина мира не должна подвергаться сомнению, а должна почтительно усваиваться школярами. Они прочитают иное в интернете и прочих местах? При твёрдых понятиях – не опасно: на заборе ещё не то прочитают.

Так что же – дети не должны думать, а должны тупо зубрить, что велят? Основу, скелет – да, должны учить. Можно не тупо, как уж сумеют. Должны ли они думать? Очень даже. И дело учителей – направить их мысль по правильному и полезному пути. Школьникам есть о чём подумать, поспорить, обсудить. Как лучше сделать скворечник и почему в прошлогоднем не поселились скворцы? Можно ли доказать эту теорему другим способом? Есть много вопросов, которые находятся в кругу понятий школьников – вот о них и надо думать. Тогда, глядишь, меньше будет нелепых казусов, как с Колей-пацифистом.

Тэги: Великая отечественная война Патриотизм Воспитание
Обсудить в группе Telegram

Татьяна Воеводина

Воеводина Татьяна Владимировна родилась в г. Ко... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Без общих мест

    14.12.2024
  • Не взяли на войну

    19.11.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • Невыдуманная история

    04.05.2022
  • Ургант – большой патриот?

    03.04.2022
  • Горькое лето 41-го

    235 голосов
  • Рефлексия начнется завтра

    226 голосов
  • Тест на нормального человека

    162 голосов
  • Правда о «цене Победы»

    106 голосов
  • Оградить от глумления и лжи!

    105 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS