В Москве прошла Международная научная конференция «In Spannungsfeld Goethes – литература и искусство в поле притяжения Гёте», посвящённая 270-летию со дня рождения поэта.
На конференцию, организованную совместными усилиями Института мировой литературы, Гётевской комиссии в Москве и Высшей школы сценических искусств, приехали более семидесяти участников из разных городов России, Белоруссии, Дагестана, а также из Германии и Швейцарии. Форум собрал не только филологов, историков западной и восточной литератур, но и представителей естественных наук. Это объясняется многогранностью личности Гёте – поэта, прозаика, мыслителя, философа, естествоиспытателя, государственного деятеля.
Первый день конференции, открытой специалистом по восточным литературам академиком РАН А.Б. Куделиным, прошёл в Институте мировой литературы. С приветственным словом обратился к собравшимся президент Российского союза германистов профессор В.Г. Зусман. Председатель Гётевской комиссии в Москве профессор Г.В. Якушева отметила, что с каждым годом расширяется круг «друзей Гёте» по всей России. Роль культурных и научных связей между Россией и Германией подчеркнул в видеообращении вице-президент общества Гёте в Веймаре Йохан Гольц.
На заседаниях первого дня учёные рассматривали «под лупой» тексты самого Гёте, анализировали его язык, сюжеты, философию жизни и творчества, а также уделили особое внимание самому известному произведению поэта – «Фаусту», посвятив ему целую секцию под названием «Фаустиана».
Второй день, уже в Высшей школе сценических искусств, был насыщен докладами о музыкальных интерпретациях творений Гёте, об отражении его произведений в кинематографе, об опыте прочтения и перевода творческого наследия писателя. Лейтмотивом заседаний стала мысль о взаимодействии и взаимопроникновении различных искусств, культур и языков.
Отдельно стоит отметить пленарное заседание второго дня, темой которого стало духовное постижение идей Гёте в Европе и России. Ханс Хаслер, приехавший в Москву из Швейцарии, рассказал об истории создания Гётеанума, памятника «органической архитектуры», расположенного в Дорнахе. По мысли Р. Штайнера, который проектировал первый и второй Гётеанумы, это здание должно было представлять собой модель Вселенной. Первый строился в 1913–1919 гг. из дерева и бетона и своими причудливыми формами призван был показать гармоничное слияние всех искусств: архитектуры, живописи, театра, литературы, музыки. Интересно, что в возведении Гётеанума принимали участие представители Серебряного века – Андрей Белый с женой Асей и Максимилиан Волошин с женой Маргаритой… Почему же этот памятник истории и культуры был назван в честь великого немецкого поэта? Ханс Хаслер объяснил: Штайнер был тесно связан с личностью Гёте. Научные, философские, художественные поиски немецкого творца откликались в душе Штайнера схожими вибрациями.
Астрид Прокофьева поведала об опыте постижения Гёте Сергеем О. Прокофьевым, внуком великого русского композитора, и расширила тему предыдущего докладчика о гётевском видении духовного пути человека после смерти. Она подчеркнула, что у поэта было «своеобразное понимание реинкарнации, исключительно европейское» и его следует отличать от странствия душ в индийской философии.
Российские докладчики из секции «Русский Гёте» исследовали тексты русских классиков и современных писателей на предмет аллюзий и реминисценций из произведений поэта. К примеру, А.Л. Шихова обнаружила в романе Г. Яхиной «Дети мои» параллели с балладой Гёте «Лесной царь», которые можно выразить схемой: отец – ребёнок – внешние силы. Но если у немецкого классика враждебной внешней силой является мистическое начало природы, персонифицированная стихия в образе Лесного царя, то у Яхиной это – социум, многоголосый город.
Важным событием конференции стала презентация первых двух томов четырёхтомного Собрания естественнонаучных трудов Гёте, которое впервые выходит на русском языке.
Дарья Чижова