Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 декабря 2019 г.
  4. № 49 (6716) (04.12.2019)
Литература Искусство Юбилей Репортаж

Классик под лупой

04 декабря 2019

В Москве прошла Международная научная конференция «In Spannungsfeld Goethes – литература и искусство в поле притяжения Гёте», посвящённая 270-летию со дня рождения поэта.


На конференцию, организованную совместными усилиями Института мировой литературы, Гётевской комиссии в Москве и Высшей школы сценических искусств, приехали более семидесяти участников из разных городов России, Белоруссии, Дагестана, а также из Германии и Швейцарии. Форум собрал не только филологов, историков западной и восточной литератур, но и представителей естественных наук. Это объясняется многогранностью личности Гёте – поэта, прозаика, мыслителя, философа, естествоиспытателя, государственного деятеля.

Первый день конференции, открытой специалистом по восточным литературам академиком РАН А.Б. Куделиным, прошёл в Институте мировой литературы. С приветственным словом обратился к собравшимся президент Российского союза германистов профессор В.Г. Зусман. Председатель Гётевской комиссии в Москве профессор Г.В. Якушева отметила, что с каждым годом расширяется круг «друзей Гёте» по всей России. Роль культурных и научных связей между Россией и Германией подчеркнул в видеообращении вице-президент общества Гёте в Веймаре Йохан Гольц.

На заседаниях первого дня учёные рассматривали «под лупой» тексты самого Гёте, анализировали его язык, сюжеты, философию жизни и творчества, а также уделили особое внимание самому известному произведению поэта – «Фаусту», посвятив ему целую секцию под названием «Фаустиана».

Второй день, уже в Высшей школе сценических искусств, был насыщен докладами о музыкальных интерпретациях творений Гёте, об отражении его произведений в кинематографе, об опыте прочтения и перевода творческого наследия писателя. Лейтмотивом заседаний стала мысль о взаимодействии и взаимопроникновении различных искусств, культур и языков.

Отдельно стоит отметить пленарное заседание второго дня, темой которого стало духовное постижение идей Гёте в Европе и России. Ханс Хаслер, приехавший в Москву из Швейцарии, рассказал об истории создания Гётеанума, памятника «органической архитектуры», расположенного в Дорнахе. По мысли Р. Штайнера, который проектировал первый и второй Гётеанумы, это здание должно было представлять собой модель Вселенной. Первый строился в 1913–1919 гг. из дерева и бетона и своими причудливыми формами призван был показать гармоничное слияние всех искусств: архитектуры, живописи, театра, литературы, музыки. Интересно, что в возведении Гётеанума принимали участие представители Серебряного века – Андрей Белый с женой Асей и Максимилиан Волошин с женой Маргаритой… Почему же этот памятник истории и культуры был назван в честь великого немецкого поэта? Ханс Хаслер объяснил: Штайнер был тесно связан с личностью Гёте. Научные, философские, художественные поиски немецкого творца откликались в душе Штайнера схожими вибрациями.

Астрид Прокофьева поведала об опыте постижения Гёте Сергеем О. Прокофьевым, внуком великого русского композитора, и расширила тему предыдущего докладчика о гётевском видении духовного пути человека после смерти. Она подчеркнула, что у поэта было «своеобразное понимание реинкарнации, исключительно европейское» и его следует отличать от странствия душ в индийской философии.

Российские докладчики из секции «Русский Гёте» исследовали тексты русских классиков и современных писателей на предмет аллюзий и реминисценций из произведений поэта. К примеру, А.Л. Шихова обнаружила в романе Г. Яхиной «Дети мои» параллели с балладой Гёте «Лесной царь», которые можно выразить схемой: отец – ребёнок – внешние силы. Но если у немецкого классика враждебной внешней силой является мистическое начало природы, персонифицированная стихия в образе Лесного царя, то у Яхиной это – социум, многоголосый город.

Важным событием конференции стала презентация первых двух томов четырёхтомного Собрания естественнонаучных трудов Гёте, которое впервые выходит на русском языке.

Дарья Чижова


Тэги: Событие Форум Наука Конференция Дарья Чижова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В едином поле

    18.04.2025
  • Слово как врачебная тайна

    16.04.2025
  • Три рекорда

    19.03.2025
  • Из Ленинграда в Сталинград

    14.03.2025
  • Читая музыку смыслов

    28.02.2025
  • Со страны начинаюсь…

    124 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • „На отрицании и ненависти ничего нельзя построить“

    111 голосов
  • Верните школу государству

    91 голосов
  • Наш Казанова

    64 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS