Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 декабря 2019 г.
  4. № 49 (6716) (04.12.2019)
Литература Интервью

Публике нужны новые сюжеты

Возможно, их произведёт Цех драматургов

04 декабря 2019
Ольга Михайлова

Российская театральная среда пополнилась новой формаци­ей – Цехом драматургов. Задача этого нового проекта – найти и, главное, обучить молодых та­лантливых авторов для профес­сиональной работы с большими репертуарными театрами. Сего­дня в гостях у «ЛГ» руководители цеха – известные драматурги Ольга Михайлова и Елена Исаева, стоявшие у истоков «новой дра­мы» и имеющие огромный опыт работы с молодыми авторами.

 


– Я понимаю, что Цех драматургов назван так по аналогии с театральны­ми цехами – бутафорским, декорационным и так далее. Но ведь обходились как-то раньше без него: драматург писал пьесу, а театр ставил. Кажется, что всё просто. Что изменилось? Для чего понадобился ваш цех?

 11-Исаева.jpg
 Елена Исаева
Елена Исаева:

– Традиционно в репер­туаре театра значительную часть составляли именно пье­сы современных авторов. Но в какой-то момент в 90-е годы всё это изменилось. Пред­ставьте себе афишу кино, состоящую исключительно из экранизации классики и все­го двух-трёх новых историй. Невообразимо. А в театре это именно так, будто театраль­ным зрителям новые сюжеты не нужны, а интересно только смотреть в сотый раз перели­цованное пусть гениальное, но старое, что называется, «из прежней жизни», буд­то судьбы самих зрителей не достойны драматургическо­го и сценического воплоще­ния. А ведь пьесы, например, Чехова рассказывали именно о таких героях, что сидели в зале МХТ. Нам кажется, что причина «недопостановки» современных пьес кроется в обновлении языка драмы. «Старые», традиционные пье­сы современных авторов теа­тру стали не нужны, а с пьеса­ми, написанными по-новому, они не знали, что делать.

Ольга Михайлова:

– Театр всегда обновлял­ся драмой, потому что лите­ратура – более гибкая вещь. Быстрей осваивает новые идеи. Да и писателю пере­строить своё сознание, найти новые формы проще, чем раз­вернуть на новый путь боль­шой неповоротливый меха­низм театра. И тем не менее это происходило. Так, в конце девятнадцатого века прежняя драматургия стала «хорошо сделанной пьесой», и появи­лись писатели – Ибсен, Метерлинк, Чехов и другие, которые создали «Новую дра­му». Традиционная Алексан­дринка постановку «Чайки» провалила, пытаясь влить новое вино в старые меха. А Станиславский стал искать театральный язык, соответ­ствующий этой драматур­гии, и тем самым обновил театр. Попытки найти новый язык, работая над современ­ной пьесой, регулярно проис­ходят. И даже часто кончают­ся удачами. Но это отдельные случаи, которые никак не сло­жатся в систему.

– То есть вы хотите помочь обновлению теа­трального языка?

Елена Исаева:

– В том числе.

Ольга Михайлова:

– Но первая наша задача – обратить внимание театров и, шире, всей театральной обще­ственности и, конечно, зри­телей на то драматургическое богатство, которое скопилось в России за последние тридцать лет. Мы представим в виде теа­трализованных читок более двадцати пьес. Хотя на самом деле в библиотеке у нас таких пьес больше пятидесяти. И это только те, которые попали в поле нашего зрения. Подозре­ваем, что хороших, достойных постановки пьес как минимум сотня.

– И какие в итоге будут звучать имена? Известные или неизвестные?

Ольга Михайлова:

– И те и другие. В первую очередь, нам бы хотелось, чтобы не были забыты рабо­ты наших ушедших това­рищей. Поэтому 6 декабря в восемь вечера мы открыва­емся замечательной пьесой Елены Греминой «Дело кор­нета О-ва». Покажет её наш «доковский» актёр и режис­сёр Сергей Шевченко. Наде­емся мы показать и одну из блестящих пьес Михаила Угарова – «Голуби». Полтора года, как его нет с нами. И за это время был поставлен все­го один спектакль в РАМТе на малой сцене – «Оборванец» Михаила Угарова, режис­сёр В. Мирзоев. Обязательно продемонстрируем одну из пьес тоже недавно ушедше­го от нас Вадима Леванова. На мой взгляд, отсутствие пьес этих авторов на наших сценах обедняет российский театр так же, как если бы не ставились пьесы Вампилова, Володина или Булгакова.

Елена Исаева:

– Покажем мы и работы отно­сительно молодых режиссёров. Ольга Лысак 27 декабря предста­вит пьесу Марины Мелексетян «Каменный туман» о скульпторе Голубкиной. А Виктория Доцен­ко 13 декабря – чрезвычайно оригинальную, написанную на грани жанров хоррора и фэнте­зи и при этом очень смешную пьесу Натальи Мошиной «Ост­ров Рикоту». 20 декабря можно будет посмотреть пьесу Юлии Яковлевой «Станция», в неожи­данном ракурсе показывающую последние дни Льва Толстого. Режиссура – Егора Атаманцева.

Ольга Михайлова:

– Из старшего поколения авторов в январе будет читка пьесы Александра Железцо­ва «Персональные данные». Режиссёр тоже «доковский» – Алексей Жиряков. А из совсем молодых – 15 января Сергей Глазков сделает читку пьесы Алексея Синяева «Взломан­ный».

Елена Исаева:

– И ещё в конце января режиссёр Юлиана Лайко­ва хочет представить широ­ко известную пьесу Ярославы Пулинович «Наташина мечта». Так что, как видите, авторы у нас разного возраста. И пье­сы есть – как известные, так и совсем новые.

– То есть принцип отбо­ра только один – хорошая пьеса?

Ольга Михайлова:

– Да, хорошая пьеса, достой­ная постановки на любой рос­сийской сцене.

– Так понимаю, вторая ваша задача – занятия с мо­лодыми драматургами? Неда­ром ведь цех объявил кон­курс авторов моложе 40 лет для участия в семинаре.

Елена Исаева:

– Мы будем вести такой семи­нар два раза в месяц, те, кто живёт в регионах, смогут уча­ствовать в нем заочно. С 1 дека­бря 2019 года по 1 февраля 2020 года на конкурс принима­ются пьесы, заявки и даже идеи пьес (konkurs@civitas-drama.ru). Подробная информация есть на сайте Цеха драматургов. Так мы отберём участников семинара, за время которого они напишут или допишут свои пьесы.

Ольга Михайлова:

– Кроме того, предметом обсуждения станут вопросы теории драмы. И участники будут ходить на еженедельные читки отобранных нами пьес, с тем чтобы потом во время обсуждения проанализиро­вать и понять – в чём же новиз­на этих текстов. Поучиться на лучших примерах.

– Еженедельные читки – кто станет их зрителями, кроме участников семинара?

Елена Исаева:

– Наш Цех драматургов сотрудничает с ГИТИСом. Ректор Григорий Заславский считает, что студентам теа­трального вуза – театроведам, продюсерам, актёрам и режис­сёрам – необходима такая живая практика регулярного просмотра и анализа современ­ных пьес, чтобы уметь понять, где сильные стороны текста и показа, где в прочтении тек­ста есть просчёты. Ведь это будет не просто читка, а эскиз или заявка на спектакль.

В финальной стадии про­екта – осенью 2020 года – состоится фестиваль луч­ших показов, где каждый из трёх победителей получит по 800 тысяч рублей для созда­ния спектакля.

– А молодые участники семинара? Что будет с их пьесами?

Ольга Михайлова:

– В первую очередь про­ект обращён к ним. По мере готовности семинарских пьес лучшие из них также будут показаны в нашей программе читок. И в финальном фести­вале не исключено, что именно они и завоюют право на созда­ние спектакля.

– Где всё это будет про­исходить? Еженедельные читки, репетиции, семи­нары…

Елена Исаева:

– Нашим партнёром поми­мо ГИТИСа является МХАТ имени Горького. Театр пре­доставил для наших показов прекрасно оборудованный зал, где есть и свет, и звук, и машинерия. Словом, все условия, чтобы сделать что-то интересное. Мы на это очень надеемся.

Ольга Михайлова:

– Ещё один наш партнёр – Ярославский театр драмы имени Волкова, коллектив которого ждёт новые пьесы. Надеемся, и другие театры заинтересуются продукцией нашего цеха.

Елена Исаева:

– Делаем мы всё это вместе с продюсером Людмилой Циш­ковской, президентом фон­да «Преображение», который получил на наш проект пре­зидентский грант. А все ново­сти о конкурсе и прочих наших делах и, конечно, афишу мож­но посмотреть на сайте Цеха драматургов (civitas-drama.ru). Очень надеемся на взаимодей­ствие с театрами. Любой театр, любой режиссёр может обра­титься в цех со своим предло­жением, пожеланием, давно вынашиваемой идеей и найти драматурга, который захочет эту идею воплощать.

Беседу вёл
Глеб Богачёв

Тэги: Театр Личность Творческая лаборатория Глеб Богачв Елена Исаева
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS