Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 декабря 2020 г.
  4. № 49 (6764) (09.12.2020)
Телеведение

Чем удручил «Грозный»?

На канале «Россия 1» завершился исторический цикл

09 декабря 2020
Боярский ансамбль под стать самодержцу

Ровно два года назад мы хвалили первую часть «Годунова», называли её долгожданной удачей на невспаханном поле исторического кино, поздравляли с победой режиссёров Тимура Алпатова и Алексея Андрианова, сценаристов Илью Тилькина, Екатерину Жукову, Николая Борисова…

Радовались подбору артистов: блестящий «боярский» ансамбль возглавил Сергей Безруков, а главным откровением сериала было исполнение роли Грозного Сергеем Маковецким. Умный, коварный, только такой мог заставить повиноваться не менее коварных, всегда «склонных к измене» бояр (их убедительно играли Лев Прыгунов, Владимир Стеклов, Юрий Беляев, Андрей Мерзликин, Антон Кузнецов, Александр Ильин, Александр Семчев...). Иван Васильевич немножко смешной, похожий на Бабу-ягу, но грозный, однако не ужасный (terrible), как именовали его европейцы.

Тогда мы с нетерпением ждали следующего «Годунова», его возглавил уже один Тимур Алпатов. Однако продолжение, несмотря на богатейший, наполненный страстями и интригами исторический материал смутного времени, таким же интересным, как начало, не оказалось, и какими-то особенными откровениями не запомнилось, хотя явление в анонсах, как чёрта из банки, Лжедмитрия (Евгений Ткачук) было многообещающим.

И «Грозный» тоже не восхитил. Анонсы предвещали что-то небывалое. Поражала сексуальностью «шамаханская царица» Мария Темрюковна в исполнении Милены Радулович (её нездешнюю красоту мы отмечали в «Балканском рубеже»). Образ молодого Грозного был «укреплён» популярным Александром Яценко. В ролике наводили ужас мчащиеся по Руси орды крымского хана и тоже не знающие жалости опричники Малюты Скуратова…

Продюсеры во главе с Екатериной Жуковой и Антоном Златопольским на этот раз режиссёром назначили Алексея Андрианова, а в сценарной группе произвели переворот, вознёсший на роль кинолетописца эпохи Грозного молодого талантливого Тимура Эзугбая. Его, помнится, мы очень хвалили за сценарий фильма о гениальном танцовщике «После тебя» с Сергеем Безруковым и совсем не хвалили за «Заповедник» с тем же актёром в главной роли.

После премьеры все шишки и коврижки достаются артистам, однако самое главное, без чего «кина не бывает», это – сценарий. У нас теперь главный человек в кинопроизводстве продюсер, потом актёр (если звезда), потом режиссёр, который уже не царь и бог, как было при советской власти, а наёмный работник, которого можно лишить права выбора артистов и не допустить до монтажа. И уж самые последние люди – сценаристы, творения которых могут корёжить все: и продюсер, и режиссёр, и актёры. А между тем именно они рождают характеры, интригу, коллизии – жизнь. Или не рождают.

grozny450x300.jpg
В роли Ивана Васильевича Сергей Маковецкий  

О правлении Грозного великий сценарий написала история, её многие знают, по-разному трактуют – там материала на сотни увлекательных сериалов, трагедий, драм, комедий, фарса, гротеска, чего угодно. Какую задачу ставили продюсеры перед сценаристом? Почему сценарий, в котором нет интересных, убедительных характеров, напряжённого действия, а есть их обозначения, пошёл в производство? Ведь дело ответственное, эпоха важная, предшественников в её экранизации было много.

Грозного-Маковецкого из «Годунова» можно было сравнивать с великим Черкасовым из гениального фильма Эйзенштейна. А героев из сценария Эзугбая – уже трудно, все как будто ростом в полтора раза меньше. Хотя в сериале заняты замечательные артисты. Но при всей любви к Сухорукову его герой – из какой-то очень обыкновенной исторической драмы про вёрткого, циничного, но преданного слугу, а Малюта, сыгранный Михаилом Жаровым, богатырской инфернальной стати, во много раз страшней, сочней и многозначней. Фигура другого масштаба. Как и все персонажи.

История любви Ивана и Анастасии, правдиво разыгранная Александром Яценко и Татьяной Лялиной, тоже обыкновенна, хотя есть то, чего раньше и представить было невозможно: постельные сцены, поцелуи, но для того, чтобы играть любовь, они совсем необязательны. Из сериала понятно, что Анастасия, прожив в браке тринадцать лет, родила шестерых детей? А также удивило, что в сериале женщины вырвались из-под гнёта домостроя, сели за один стол с мужчинами и напрямую вмешивались в государственные дела…

Почему, когда сорокадвухлетний Черкасов играет семнадцатилетнего царя, я верю, а когда в том же возрасте очень хороший актёр Яценко – нет? Тут очень многим из главных движителей интриги не веришь, почти все слишком понятны, сразу видно, кто предаст, кто нет, хотя есть и точные попадания. Очень хорош Константин Крюков в роли Курбского, и линия его внятная, хоть и не простая, но всё же разве можно его сравнивать с образом, созданным Михаилом Названовым? Не говоря уже о некоторых боярах, которые как будто забежали в сериал на минутку из какого-то современного детектива про ОПГ.

Понятно, что у создателей советского «Грозного» была другая ответственность, другие задачи – сценарий Эйзенштейна утверждал сам Сталин, генеральный секретарь – продюсер не принял вторую часть фильма, но за первую щедро наградил своей премией. Разумеется, он относился к этой картине как к важному пропагандистскому проекту, оправдывающему жестокость правителя, который существенно расширил границы Руси, боролся с иностранной интервенцией и боярской «контрреволюцией».

Понятно отношение Эйзенштейна к тирану и его опричникам, понятно, что оно не понравилось Сталину. Понятна идеология, скажем, лунгинского «Царя», у которого Грозный – не грозный и даже не ужасный, а омерзительный, а вот какое отношение к Грозному у создателей сериала? Непонятно.

Да, читаются ассоциации: старых большевиков (Адашев, Сильвестр) уничтожили люди Ягоды и Ежова (Басманов, Вяземский), которых в свою очередь сменил Берия (Малюта). После победы при Молодях (важная война, но не масштаба Великой Отечественной) Иван глядит на Воротынского и других военачальников как на будущую угрозу, их ждёт скорая опала, как Жукова и других. Но когда нет полного погружения в действие, нет сопереживания, всё это умозрительно, обращаешь внимание на частности, а не на суть событий.

В «Годунове» Грозный, которому «помогли» умереть ближайшие сподвижники, вызывал сочувствие, а тут он, испугавшись крымского хана, готовит побег в Англию (кстати, откуда у сценариста такая информация?). Царь здесь и не грозный, и не великий, а злой и жалкий. Противный. Зачем про такого снимать сериал?

Тэги: Премьера Александр Кондрашов Сергей Безруков Илья Тилькин Владимир Стеклов
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS