Перейти к содержанию
  Вторник 26 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    09 декабря 2020 г.  № 49 (6764) (09.12.2020)
Телеведение

Чем удручил «Грозный»?

На канале «Россия 1» завершился исторический цикл
Кондрашов Александр Кондрашов Александр — 09 декабря 2020
Боярский ансамбль под стать самодержцу

Ровно два года назад мы хвалили первую часть «Годунова», называли её долгожданной удачей на невспаханном поле исторического кино, поздравляли с победой режиссёров Тимура Алпатова и Алексея Андрианова, сценаристов Илью Тилькина, Екатерину Жукову, Николая Борисова…

Радовались подбору артистов: блестящий «боярский» ансамбль возглавил Сергей Безруков, а главным откровением сериала было исполнение роли Грозного Сергеем Маковецким. Умный, коварный, только такой мог заставить повиноваться не менее коварных, всегда «склонных к измене» бояр (их убедительно играли Лев Прыгунов, Владимир Стеклов, Юрий Беляев, Андрей Мерзликин, Антон Кузнецов, Александр Ильин, Александр Семчев...). Иван Васильевич немножко смешной, похожий на Бабу-ягу, но грозный, однако не ужасный (terrible), как именовали его европейцы.

Тогда мы с нетерпением ждали следующего «Годунова», его возглавил уже один Тимур Алпатов. Однако продолжение, несмотря на богатейший, наполненный страстями и интригами исторический материал смутного времени, таким же интересным, как начало, не оказалось, и какими-то особенными откровениями не запомнилось, хотя явление в анонсах, как чёрта из банки, Лжедмитрия (Евгений Ткачук) было многообещающим.

И «Грозный» тоже не восхитил. Анонсы предвещали что-то небывалое. Поражала сексуальностью «шамаханская царица» Мария Темрюковна в исполнении Милены Радулович (её нездешнюю красоту мы отмечали в «Балканском рубеже»). Образ молодого Грозного был «укреплён» популярным Александром Яценко. В ролике наводили ужас мчащиеся по Руси орды крымского хана и тоже не знающие жалости опричники Малюты Скуратова…

Продюсеры во главе с Екатериной Жуковой и Антоном Златопольским на этот раз режиссёром назначили Алексея Андрианова, а в сценарной группе произвели переворот, вознёсший на роль кинолетописца эпохи Грозного молодого талантливого Тимура Эзугбая. Его, помнится, мы очень хвалили за сценарий фильма о гениальном танцовщике «После тебя» с Сергеем Безруковым и совсем не хвалили за «Заповедник» с тем же актёром в главной роли.

После премьеры все шишки и коврижки достаются артистам, однако самое главное, без чего «кина не бывает», это – сценарий. У нас теперь главный человек в кинопроизводстве продюсер, потом актёр (если звезда), потом режиссёр, который уже не царь и бог, как было при советской власти, а наёмный работник, которого можно лишить права выбора артистов и не допустить до монтажа. И уж самые последние люди – сценаристы, творения которых могут корёжить все: и продюсер, и режиссёр, и актёры. А между тем именно они рождают характеры, интригу, коллизии – жизнь. Или не рождают.

grozny450x300.jpg
В роли Ивана Васильевича Сергей Маковецкий  

О правлении Грозного великий сценарий написала история, её многие знают, по-разному трактуют – там материала на сотни увлекательных сериалов, трагедий, драм, комедий, фарса, гротеска, чего угодно. Какую задачу ставили продюсеры перед сценаристом? Почему сценарий, в котором нет интересных, убедительных характеров, напряжённого действия, а есть их обозначения, пошёл в производство? Ведь дело ответственное, эпоха важная, предшественников в её экранизации было много.

Грозного-Маковецкого из «Годунова» можно было сравнивать с великим Черкасовым из гениального фильма Эйзенштейна. А героев из сценария Эзугбая – уже трудно, все как будто ростом в полтора раза меньше. Хотя в сериале заняты замечательные артисты. Но при всей любви к Сухорукову его герой – из какой-то очень обыкновенной исторической драмы про вёрткого, циничного, но преданного слугу, а Малюта, сыгранный Михаилом Жаровым, богатырской инфернальной стати, во много раз страшней, сочней и многозначней. Фигура другого масштаба. Как и все персонажи.

История любви Ивана и Анастасии, правдиво разыгранная Александром Яценко и Татьяной Лялиной, тоже обыкновенна, хотя есть то, чего раньше и представить было невозможно: постельные сцены, поцелуи, но для того, чтобы играть любовь, они совсем необязательны. Из сериала понятно, что Анастасия, прожив в браке тринадцать лет, родила шестерых детей? А также удивило, что в сериале женщины вырвались из-под гнёта домостроя, сели за один стол с мужчинами и напрямую вмешивались в государственные дела…

Почему, когда сорокадвухлетний Черкасов играет семнадцатилетнего царя, я верю, а когда в том же возрасте очень хороший актёр Яценко – нет? Тут очень многим из главных движителей интриги не веришь, почти все слишком понятны, сразу видно, кто предаст, кто нет, хотя есть и точные попадания. Очень хорош Константин Крюков в роли Курбского, и линия его внятная, хоть и не простая, но всё же разве можно его сравнивать с образом, созданным Михаилом Названовым? Не говоря уже о некоторых боярах, которые как будто забежали в сериал на минутку из какого-то современного детектива про ОПГ.

Понятно, что у создателей советского «Грозного» была другая ответственность, другие задачи – сценарий Эйзенштейна утверждал сам Сталин, генеральный секретарь – продюсер не принял вторую часть фильма, но за первую щедро наградил своей премией. Разумеется, он относился к этой картине как к важному пропагандистскому проекту, оправдывающему жестокость правителя, который существенно расширил границы Руси, боролся с иностранной интервенцией и боярской «контрреволюцией».

Понятно отношение Эйзенштейна к тирану и его опричникам, понятно, что оно не понравилось Сталину. Понятна идеология, скажем, лунгинского «Царя», у которого Грозный – не грозный и даже не ужасный, а омерзительный, а вот какое отношение к Грозному у создателей сериала? Непонятно.

Да, читаются ассоциации: старых большевиков (Адашев, Сильвестр) уничтожили люди Ягоды и Ежова (Басманов, Вяземский), которых в свою очередь сменил Берия (Малюта). После победы при Молодях (важная война, но не масштаба Великой Отечественной) Иван глядит на Воротынского и других военачальников как на будущую угрозу, их ждёт скорая опала, как Жукова и других. Но когда нет полного погружения в действие, нет сопереживания, всё это умозрительно, обращаешь внимание на частности, а не на суть событий.

В «Годунове» Грозный, которому «помогли» умереть ближайшие сподвижники, вызывал сочувствие, а тут он, испугавшись крымского хана, готовит побег в Англию (кстати, откуда у сценариста такая информация?). Царь здесь и не грозный, и не великий, а злой и жалкий. Противный. Зачем про такого снимать сериал?

Премьера Александр Кондрашов Сергей Безруков Илья Тилькин Владимир Стеклов
438

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Одна правда

20.09.2023

Микулай и пустота

06.09.2023

«Барби»: недобрый диагноз

30.08.2023

Долгая дорога к ХРАМУ

14.07.2023

Жизнь в солнечном свете

14.07.2023

Зачем и кому это нужно?

248 голосов

И страсть к предательству там многим застит очи

138 голосов

Жизнь течет как Угрюм-река

128 голосов

Хабенский напел

102 голосов

Пророк в своём Отечестве

102 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты