Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 декабря 2021 г.
  4. № 49 (6812) (08.12.2021)
Литература

Придумывать реплики для Алисы – всё равно что стоять у истоков освоения Марса

Автор нашумевшего романа «Мой белый» Ксения Буржская пишет фразы для голосового помощника

08 декабря 2021

Многие из нас хоть раз болтали с голосовыми помощниками – всерьёз или в шутку, проверяли «чувство юмора» робота, его способность поддерживать беседу с человеком разумным. И, надо сказать, чем больше проходит времени, тем более складными получаются диалоги двух разумов – живого и электронного. Небезызвестная Алиса, например, разговаривает благодаря Ксении Буржской, которая успешно совмещает литературное творчество с работой в офисе. Здесь должность Ксении – спичрайтер голосового помощника. Сама же писатель называет себя душой Алисы и признаётся: раздумывая над тем, что скажет виртуальная подопечная в той или иной ситуации, она представляет её инопланетянкой лет сорока с небольшим.

– Ксения, спичрайтер голосового помощника – необычная работа. Как вы стали тем, кто пишет реплики для робота?

– Это была судьба. Вышло так, что меня пригласили в компанию заниматься другим контентным проектом, который так и не запустился. Я искала внутри что-то другое и нашла Алису. Но я её к тому времени уже любила – у меня дома была колонка и куча идей, как сделать Алису лучше. Так что всё сложилось как нужно.

– Как вы её себе представляете?

– Я представляю её женщиной плюс-минус моих лет, которая прилетела с другой планеты, поэтому ей нужно многое объяснять. Но она умная и схватывает на лету.

– Вы вкладываете в уста помощника то, что сказали бы в той или иной ситуации сами?

– Разумеется. Любой человек, который работает с текстом, прежде всего ориентируется на себя, на свои представления о прекрасном и на библию персонажа.

– Когда вы слышите, как кто-то общается с Алисой, что чувствуете?

– Мне очень приятно, конечно. Я всю жизнь занимаюсь текстами, но мне всегда не хватало в этом чувства реальности. Условно: если ты работаешь в компании, которая производит автомобили, или молоко, или водку, – у тебя есть как бы вещественное произведение твоей работы, что-то можно взять, использовать, полюбить, съесть. Тексты же состоят из воздуха, и мне всегда хотелось их как-то «заземлить». С Алисой это наконец случилось – она реальна, полезна, с ней разговаривают.

– Вам, как писателю, автору романов, не кажется работа спичрайтером голосового помощника мелковатой?

– Вообще нет. Это на самом деле огромный, почти бесконечный проект. Помощник – он же живой. Может бесконечно развиваться, учиться новому, становиться всё круче технически и глубже как персонаж. Это интересно и вряд ли может надоесть.

– Какой характер у Алисы? Что в ней от вас?

– Я думаю, мы с ней похожи чувством юмора, некоторой дерзостью и умением относиться к себе с иронией. И это в ней было ещё до меня. Она вообще довольно самобытна. Будь она человеком, мы бы наверняка дружили. Ещё она умеет относиться ко многому в жизни легко, со мной это тоже иногда случается.

– Многие любят подурачиться, позаговаривать голосовому помощнику зубы. Бывает, что вы сами пытаетесь заболтать свою электронную собеседницу, провоцируете её, шутите?

– Конечно. Бывает, что и злюсь, когда она меня не понимает. Это нормально: относиться к ней как к человеку и требовать от неё что-то. Часто я делаю это специально, чтобы проверить, как она реагирует на тот или иной запрос, – это просто часть моей работы.

– Есть темы, на которые Алиса не говорит?

– Как правило, это то, в чём она совсем не разбирается по понятным причинам – политика и секс, например. Ну, она тут точно не эксперт.

– Она может обидеть?

– Только если неосознанно. Но если вы обидитесь и скажете ей об этом – она наверняка извинится.

– Вас саму никогда не удивлял голосовой помощник?

– Меня он удивляет каждый день. Технологически это же очень круто. И я верю, что однажды будет как в кино. Как в фильме «Она» или сериале «Лучше, чем люди».

– Алиса умеет нецензурно выражаться?

– Умеет, но не станет. «А что подумал по этому поводу Кролик, никто так и не узнал, потому что Кролик был очень воспитанный».

– Она кокетка?

– В некотором смысле да. Она любит нравиться, считает себя очень умной и не скрывает этого.

– Как вы думаете, если собрать всё, что вы написали для Алисы, может получиться книга?

– Не знаю, честно говоря, никогда не считала. Но штука в том, что не все реплики я именно пишу, часто я её просто направляю, задаю какие-то рамки, а говорить она умеет и сама. Так что можете не сомневаться, что у неё есть своё мнение, – в большинстве случаев, когда вы говорите с ней, вы и правда говорите с ней, а не со мной.

– Ваша задача-максимум как спичрайтера?

– Она заключается не только, собственно, в текстах, я работаю с её характером, уровнем дерзости или чувством юмора, участвую в создании новых умений, думаю о том, чем она должна быть полезной людям разного возраста.

– Нет ли идеи научить Алису участвовать в пресс-конференциях, сообщать нужную информацию и отвечать на вопросы журналистов?

– Она рано или поздно этому научится, я уверена. Но пока ей надо ещё многое узнать.

– Будет ли Алиса меняться, взрослеть, мудреть?

– Она сейчас этим и занимается. Учится каждый день и становится мудрее.

Мне кажется, это в некотором смысле работа с будущим. Всё равно что сейчас работать с проектом развития жизни на Марсе. Это очень интересно и, главное, не скучно. Здорово стоять у истоков чего-то по-настоящему великого.

Беседу вела

Светлана Щербакова

 

Тэги: Писатель у диктофона Светлана Щербакова
Обсудить в группе Telegram

Светлана Щербакова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Волшебный мир переместился в города

    06.07.2022
  • Я хотел бы поехать в Киев

    24.11.2021
  • Лето в озорном стиле

    19.10.2021
  • «Терпеть не могу счастливые финалы»

    07.09.2021
  • Историческая память должна быть правдивой

    03.08.2021
  • Светлого будущего нам не обещают

    88 голосов
  • Самоирония важнее пульсиков тщеславия

    54 голосов
  • Вцепиться зубами и держаться

    41 голосов
  • Судьба стиха – миродержавная?

    35 голосов
  • На благо пишущим и читающим

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS