Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 декабря 2021 г.
  4. № 49 (6812) (08.12.2021)
Литература Библиосфера

Занимательная педагогика

08 декабря 2021

Григорий Гачкевич. Весёлый алфавит! Стихи для детей. – СПб.: Четыре, 2021. – 40 с.: ил. – (Детская книжная вселенная).

Книга Григория Гачкевича – это не первая попытка «Литературной азбуки» для детей. Но я понимаю авторов, которые вновь и вновь берутся за эту форму. Гачкевич окрылён творческой задачей создать комфортное пространство для изучения алфавита и понимания стихотворного дискурса – как основу отечественного воспитания и миросозерцания. Кому-то покажется, что, мол, здесь сложного, написать четверостишие на каждую букву алфавита? Нет. Это сложно. Это почти тайнопись. Многоуровневая система смыслов и кодов. Гачкевич справляется.

Детская литература всегда нацелена только на читателя. Маленькие читатели обязательно добавляют к вербальному ряду визуальное изображение. Каждое четверостишие должно быть как картинка. Автор обязан идти вслед за психологией ребёнка, грамотно и тонко развивая его воображение.


С А начнётся алфавит,

Абрикос и аппетит,

А – начало всех начал

И для букв родной причал.


Вот первое четверостишие в книге. Первый текст. Зачин. И что мы видим? Каждое слово понятно. Рифма абсолютно точна. Слово «причал» создаёт романтический настрой, обостряет чувство простора. Уверен, что после такого начала маленький читатель загорится желанием пройти вместе с автором дальше, от буквы к букве.

Каждое четверостишие в этой книге – своеобразный перл.


Буквой Г гордятся гном,

А ещё гроза и гром.

Груша, гусь, грибы, гранат –

Этой букве каждый рад!


Опять-таки призываю читателей обратить внимание на ювелирный подбор лексики и смыслов.

Во-первых, гордость за первую букву. Это важная история. Некоторые дети сейчас стесняются своих имён, тяготеют к разным иноземным малопонятным никам. А здесь – гордость. Плюс сами гномы для детей абсолютно понятны смыслово. Автор вовлекает детей в игру. А дальше всё про аппетит, всё про светлое, праздничное настроение. Опять-таки самые приятные ассоциации у детей это рождает. Как тут не запомнить такую букву?

Гачкевич хорошо чувствует тон, цвет и звук каждой буквы. Его азбука не только смысловая, но и звуковая. Определённое сочетание звуков настраивает на тот или иной лад, в зависимости от буквы.


С буквой Ё знаком лишь ёж –

Ё так просто не найдёшь!

Возмутился сразу ёрш:

«С буквой Ё и я хорош!»


Вот, к примеру, буква Ё. Здесь ставка не только на букву, которая описывается, но на неповторимое обаяние шипящих.

А вот И:


И как иволга поёт

И изюм нам раздаёт,

И – иголка и икра,

И – весёлая игра!


Здесь длиннота звука великолепно подражает птичьему пению. Автор не боится повторить этот звук два раза, чтобы лучше зафиксировать протяжность. И опять впечатляет точность рифмы.

Следом совсем другой образный ряд. Букву К окутывает сказочная атмосфера, и в этом есть определённый код, выбор тех слов, что для ребёнка составляют целый мир:


Буква К – и кит, и кот,

И клубника, и компот,

И картошка, и котлета,

К – и кукла, и карета!


Продолжается эта магическая история и в букве Т.


Т – и танец, и туман,

Тыква, тополь и тюльпан,

Тигр, торт и телефон,

А ещё труба и трон!


Конечно, рассуждая о такого рода книгах, структурно уже запрограммированных, хочется поймать на чём-нибудь автора. Как, к примеру, решаются литературные истории со сложными буквами? Как быть, например, с Ъ? Гачкевич отыскивает любопытнейший приём для этого:


Твёрдый знак в словах поныне

Встретишь лишь посередине:

Например, подъём, подъезд.

Кто запомнит – персик съест!


Но самый высокий класс автор демонстрирует со сложной и немного неуклюжей буквой Ы:


Букву Ы в словах в начале

Мы ни разу не встречали:

Сыр и крыша, рысь и мышь

И, конечно же, малыш!


Каждый детский писатель – это, бесспорно, ещё и педагог. Гачкевич достойно исполняет эту миссию. Причём без капли назидательности, всё в книге выстроено для того, чтобы ребёнку было комфортно. В чём это выражается?

Во-первых, он предельно расширяет лексикон маленького читателя, вводит массу слов, интересных, многозначных, образных, и делает это в непритязательной игровой манере.

Во-вторых, за счёт идеальной построенности силлаботоники он даёт читателю ощущение гармоничности мироустройства, чередование строк и рифм – это своеобразный код, с помощью которого дитя обретёт гармонию на интуитивном уровне. И, в-третьих, весь текст освещён тихим светом счастья творчества, нет ни одного непродуманного, «тёмного» слова, и в этом и художественная, и воспитательная функции соединяются.



Тэги: Максим Замшев Григорий Гачкевич
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Это моя Земля. Поморье»

    11.11.2022
  • Мы в Telegram

    26.09.2022
  • Весь мир в улыбке

    21.09.2022
  • Закончим «Русской весной»

    14.09.2022
  • Максим Замшев в Бункере

    06.09.2022
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
  • Не хотим, как в Париже

    118 голосов
  • Максиму Замшеву – 50!

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS