Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 февраля 2014 г.
  4. № 5 (6448) (05.02.2014)

Кто следующий?

05 февраля 2014

После скандального вопроса «Нужно ли было сдать Ленинград?» телеканал «Дождь» оказался в центре внимания. Его активно критикуют и даже предлагают закрыть. Реакция общества стала значимее события, вполне по нынешним временам ординарного. Это для 1984-го такая формулировка нонсенс, психиатрический диагноз, но реагировать столь бурно в 2014-м?..

Создалось впечатление, что все как будто сговорились сыграть в игру – сделать вид, что последних двадцати пяти лет не было, что все мы тут нормальные советские люди – «Огонька» не читавшие, «Эха Москвы» не слушавшие, «Штрафбат» не смотревшие. Игра эта оказалась увлекательной, распространяется, как хулахуп или кубик Рубика, глядишь, чего доброго, мода на норму вытеснит не только антисоветскую идеологию, но и весь капиталистический уклад. Где уж тут беспокоиться о судьбе Синдеевой, когда в опасности сама невидимая рука рынка.

И всё-таки Наталью Синдееву жалко, почти так же, как недавно было жалко Светлану Миронюк. Обеим эпоха приуготовила нелёгкую судьбу медиаменеджеров. Одна уже потеряла «лучшее СМИ России» – РИА «Новости», вторая вот-вот потеряет самый оптимистичный канал СНГ. За спинами у обеих слышатся закулисные шорохи, маячат тени, на заднике мелькает вроде случайный набор букв: ВШЭ, PR, КРОС.

Виталий Наумович Дымарский имеет прямое отношение не только к скандалу с «Дождём», но сразу ко всем перечисленным аббревиатурам. «Компания развития общественных связей», где он вице-президент, – крупнейшее в России пиар-агентство. Смотришь на клиентов, голова кружится: там и Газпром, и Норникель, и, кажется, все министерства РФ, кроме ФСБ, и даже целый Казахстан на обслуживании. Услуги: «Взаимодействие с институтами законодательной и исполнительной власти», «Управление кризисными информационными ситуациями», «Страновый брендинг, создание и продвижение имиджа государства»... Владелец КРОСа, Сергей Зверев, – муж Светланы Миронюк, бывшей директрисы РИА «Новости» (по её словам, государство за десять лет вложило в агентство один млрд. долларов). У КРОСа и РИА к взаимной выгоде было множество совместных проектов. Совместные проекты – это вообще очень актуальная форма бизнеса и политической борьбы. Злые языки утверждают, что именно РИА «Новости» служило штабом болотного восстания.

У профессора ВШЭ Дымарского совместные проекты всюду, благо связей в мире СМИ множество – раньше работал и в РИА, занимал руководящие должности на ТВЦ, ВГТРК, в «Российской газете». Журнал «Дилетант» – совместный проект с «Эхом Москвы», программа «Дилетанты» на «Дожде» – совместный проект с «Эхом». В этих проектах Дымарский выступает в качестве журналиста, хотя иногда может показаться, что одновременно он предоставляет услугу «Страновый брендинг», причём в данном случае речь идёт о создании и продвижении непривлекательного, негативного имиджа государства Россия.

Как-то уже забылось, что опрос «Дождя» непосредственно связан с конкретным выпуском программы «Дилетанты», где её ведущий Виталий Дымарский обсуждал с писателем Виктором Ерофеевым тему блокады. Было очевидно, что пиар-технологий в передаче больше, чем, скажем, журналистики или исследовательской работы. Чего там только не пиарилось.

Виктор Ерофеев сообщил, что пишет пьесу для «Гоголь-центра» по дневникам Любови Шапориной: «Издала Ира Прохорова и принесла мне». Ну вот вам, пожалуйста, исторический источник для обобщений и выводов о блокаде.

Понять мотивацию либералов, почему они так увлечены распространением этих дневников, очень просто. Шапорина ненавидит Сталина и советскую власть, а следовательно, рассматривает блокадные события с определённого политического ракурса. Не являются помехой и её, скажем мягко, экзотические взгляды: «Россия не может погибнуть, но она должна понести наказание, пока не создаст изнутри свой прочный фашизм…» Ну, фашизм и фашизм, главное – антисоветский пафос.

В системе аргументации «Дилетантов», убеждающих, что Ленинград надо было таки сдать, – замусоленный козырь эпохи перестройки из так называемого «Народного архива» (детище Юрия Афанасьева и Джорджа Сороса) – дневники некоего Рибковского, на основе которых делается глобальный вывод, что партноменклатура блокадного Ленинграда цинично жировала. Но ведь к этому сомнительному источнику обращается и доктор исторических наук Юлия Кантор в своей статье, опубликованной в «Российской газете». Значит ли это, что и данное издание тоже следует закрыть вместе с «Дождём»? Сегодняшний статус «Российской газеты» практически такой же, как в советские времена у «Правды». И «РГ» напрочь опровергает тезис, что в нынешней России нет идеологии. Как же, есть – воинствующий либерализм. Что, и его отменить?

Пиар-технология либералов основана на временных тактических союзах с любым писателем, историком, мыслителем, даже идеологически чуждым, лишь бы он был против Сталина и Советов. Вот Дымарский вытаскивает из рукава аргумент – апеллирует к фронтовику Астафьеву. Стоит ли подчёркивать, что мнение фронтовиков Бушина или Бондарева его интересует мало.

Оттачивалась эта пиар-технология многие годы, в том числе на «Эхе Москвы» в передаче «Цена Победы», которую ведёт Дымарский, методично и профессионально популяризируя «историческую концепцию» Суворова-Резуна. Манипуляция вынесена прямо в название передачи. За многие годы существования «Цены Победы» там было высказано несравнимо больше оскорбительных суждений, чем на всём «Дожде», вместе взятом, не зря ведь Дымарского наградили медалью «За заслуги в увековечивании памяти погибших защитников Отечества».

Вот и Алексей Гуськов получил орден Дружбы после того, как на деньги Минкульта РФ и спонсоров из Германии снял фильм «Четыре дня в мае». Там главная коллизия: советские солдаты-оккупанты собираются насиловать девочек-немок из приюта, чему противодействует группа наших же воинов, объединившаяся для этой гуманистической цели с подразделением благородных фашистов. НТВ планировало показать этот фильм 9 мая, ветераны возмутились, и Кулистиков смилостивился – распорядился показать «Четыре дня в мае» по «НТВ плюс». Тут важно отметить, что «НТВ плюс» в истории с «Дождём» прытко сориентировался и отказался транслировать канал Синдеевой «по этическим соображениям». Более серьёзный повод говорить о лицемерии энтэвэшников – фильмы Пивоварова о Ржеве и Брестской крепости, с ними «Дождь» конкуренцию в кощунстве, несомненно, проигрывает.

Или, к примеру, существует вот такое суждение о начале войны: «…многие мужицкие миллионы мгновенно выпали из-под колхозной власти, и – довольно же лгать и подмазывать историю! – оказалось, что республики хотят только независимости! деревня – только свободы от колхозов! рабочие – свободы от крепостных Указов!..» Это ведь не Синдеева Наталья придумала, это классика – Александр Исаевич. Неужели и его под запрет?

Важнейшим элементом пиар-стратегии Дымарского на «Дожде» стала история «о ромовых бабах и шоколаде», которые якобы для партноменклатуры и лично товарища Жданова производила кондитерская фабрика блокадного Ленинграда. Источник этой манипуляции – переизданная, современная версия «Блокадной книги».

Итак, «Дождь» хотят закрыть. Хотя совсем недавно он пользовался уникальными коммерческими привилегиями, его навязывали кабельным сетям, спутниковым каналам с использованием того самого «властного ресурса». И такое «неприкрытое вмешательство в деятельность СМИ» либеральную общественность почему-то не беспокоило.

Но даже если закроют... Неужели кто-то всерьёз полагает, что можно аккуратно вытащить пинцетиком из общей, формировавшейся десятилетиями идеологической системы один информационный ресурс и историческая справедливость восторжествует?


Тэги: Блокада Ленинграда
Обсудить в группе Telegram

Олег Пухнавцев

Родился в Харькове, в 1967 году. Учился на факу... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Зря старались

    05.02.2014
  • О трагедии – без пафоса

    22.01.2014
  • Беда за бедой

    22.01.2014
  • Великое испытание великого города

    22.01.2014
  • Бесстрашие и слава Ленинграда

    22.01.2014
  • Зря старались

    44 голосов
  • Бесстрашие и слава Ленинграда

    29 голосов
  • Штрихи к пристрастному портрету

    17 голосов
  • Беда за бедой

    15 голосов
  • Сегодня ленинградцы плачут...

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS