Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 февраля 2016 г.
  4. № 5 (6540) (04.02.2016)
Искусство Культура

Святые жемчужины

Выпуск 8

04 февраля 2016

Образок Богородицы, который дед всегда носил в кармане пиджака и изредка доставал и долго разглядывал, глубоко засел в моей детской памяти. Он считал, что эта иконка, переданная ему во спасение русской женщиной под Черниговым, и уберегла его, сироту из многострадальной Армении, рядового 176­го пехотного полка, в Первой мировой войне, в лихолетье революционных бурь, гражданских войн, в годы Великой Отечественной... Я сохранил этот образок с не совсем понятным мне тогда названием: «Взыскание погибших», и он висит рядом с фотографией деда…

Всё для меня началось в Тбилиси. Это и наша семья, и наш двор, и сам город – тёплый, единый, многонациональный, построенный на любви и доброте.

Потом придёт романтическая юность, которую я провёл, учась в медицинском институте в Горьком (Нижний Новгород). И там же случайная, но оказавшаяся судьбоносной встреча в храме с образом «Богоматерь Страстная» была ещё одним толчком, приблизившим меня к иконам.

И конечно, Армения – земля моих предков, мой теперешний дом.

Итак, три земли, три культуры, соединившись в моей душе, открыли мне новые просторы в постижении красоты, в частности иконописи, дав прочувствовать на себе воздействие этих святых жемчужин. Хотя иконопись в Армении не получила такого массового развития, как в России, но и у нас имеются замечательные образцы русской иконописи в Нацио­нальной картинной галерее, в частных собраниях, их чтят и бережно хранят в семьях.


А в чём разница между иконой и картиной на религиозную тему? Ведь и то и другое есть живописное изображение на тот или иной библейский сюжет. Если очень коротко, это абсолютно различное религиозное видения мира: художник приближает божественное к нам, иконописец же устремляет нас вверх, к божественному. С другой стороны, и икона, и картины на религиозную тему служат одной цели – торжеству духовного начала в человеке, его очищению. В этом плане мадонны Рафаэля, Леонардо да Винчи, апостолы Эль Греко, фрески Микеланджело, картины Варткеса Суренянца, Овнатана Овнатаняна и т.д., тоже играют роль икон, хотя таковыми не считаются.

Картину надо обязательно вывешивать и смотреть. Если долго её не экспонировать, она вянет, «тускнеет» (феномен запасников). С иконами – другое дело. Икона сама смотрит на вас. Если она ваша, то она смотрит на вас постоянно: когда вы заняты, читаете, спите… Даже контролирует ваше поведение. Может показаться, что это уже из области мистики. Но, поверьте, всё это объяснимо, а для того, кто знаком с мистикой, и вполне понятно. Замечено, что не очень чистые на руку и в помыслах люди стараются избегать икон, так как чувствуют, что они могут наказать.

А есть ли различие в способах творения икон и написания картин? Как поступает художник, когда пишет портрет в интерьере? Он начинает рисовать картину с изображением человека, с его головы, лица. В иконописи – обратный порядок: сначала пишется всё «доличное» (до лица) – фон, пейзажные детали, одеяния изображаемых святых – и лишь после всего этого – лики. Если в живописи изображения имеют прямую перспективу, уводящую взгляд в глубину картины, то в иконописи перспектива обратная: точка схода линий помещена не в глубине, а спереди, как бы в «глазу зрителя», и кажется, что икона, вернее, образы на ней хотят приблизиться к смотрящему.

Каково же было отношение армян и Армянской церкви к иконам? Писались ли иконы в Армении?

В том виде и в той технике (темперная живопись на досках), в которой писались иконы на Руси, в Армении не привилась. Это можно объяснить и архитектурными особенностями армянских церквей (каменные), в которых в основном применялась стенопись, и географическими особенностями (преимущественно безлесье), и особенностями национального менталитета и культуры, отдавшей предпочтение и достигших больших успехов в изображении святых образов во фресках, барельефах, камне, на холсте, в миниатюре и т.д. Достаточно вспомнить имена таких армянских художников, как: Торос Рослин (XIII в.), Торос Торонаци (XIV в.), Момик (XIV в.), Акоп Джугаеци (XVII в.) и др.

Огромная духовная связь с Византией и Россией, поклонение одному Богу объясняют ревностное отношение армян к иконам во все времена. Вот что говорил армянский католикос Мовсес Второй Егвардеци (574–604 гг.): «Чтобы никто не осмеливался портить иконы в церквях».

Правда, это отношение не всегда было ровным. В Армении, как, впрочем, и на Руси и в других христианских странах, то стихали, то нарастали иконоборческие настроения со стороны церкви. Армянская апостольская церковь, не отвергая иконопочитания, значительно его ограничивала: признавая живописные и барельефные изображения святых, установленных после их освящения в алтарях церквей, она исключала содержание икон в домах. Но народ тем не менее бережно хранил у себя изображения святых. Известно, к примеру, что при арабах солдатами халифа Йазида (VIII в.) были уничтожены иконы не только в церквях, но и в домах.

Иконоборчество представляет отличительную черту средневекового еретического павликианского движения и обусловлено учением павликиан об антагонизме между материей и духом, непричастности материи к божеству. Павликиане обвиняли священнослужителей в иконопочитании, сравнивая их с идолопоклонниками. Западные авторы – кто намеренно, кто по невежеству – нередко отожествляли павликиан с армянским духовенством.

В армянских храмах издревле существовала и монументальная роспись. Известный церковный деятель VI в. архимандрит Вртанес Кертог в своей книге «Против иконоборцев» пишет: «Всё, о чём рассказывает Священное писание, должно быть исполнено росписью в церквях».

Апологетом иконопочитания был и Григор Магистрос. В XII веке окончательно формируется положительное отношение Армянской церкви к иконам. Нерсес Шнорали, Ованес Саркаваг утверждали, что верующие должны чтить икону – носителя образа Бога.

Учитывая вышесказанное и мононациональный состав республики, я не ожидал при переезде встретить в Армении такого разнообразия русских икон. В период пропаганды атеизма их старались держать в стороне от посторонних глаз – времена и нравы были другие. Однако с приходом независимости иконы стали общедоступны: их можно было встретить в открывшихся антикварных магазинах, на ереванском вернисаже, стихийных распродажах и спокойно приобрести. Что и стали делать – активно приобретать. Это в конечном счёте привело к тому, что иконы практически были вывезены из Армении.

В настоящее время в Армении, к сожалению, трудно найти добротную старую икону. Пришёл черёд распространения бездуховных новоделов. Но и новодел новоделу рознь. Суть – в подходе мастера к своему творению: или это общение-молитва со Всевышним, или просто ремесло, обслуживающее ширпотреб, – и никаких разговоров, кроме цены. Сейчас существует и то и другое. Есть и кустари, делающие безликую продукцию для бесчисленных сувенирных бутиков. Но есть и мастера, идущие по пути иконописцев, имена которых пробились сквозь века.

32-2-5.jpg

Человек и икона. Взгляд устремлён вверх, к иконе. Он смотрит проникновенно, молитвенно сложив руки, а губы шепчут…

Весь мир умолк, затаив дыхание: человек молится, молится без страха, поёт песню славы миру и Богу, земле и солнцу, жизни и смерти…

Вот строки из наследия гениального армянского поэта и философа X века, инока Григора Нарекаци:

Ты, Господь, – благодетель всего,

Ты один есть свет во тьме.

О сокровище благословенное,

Милосердный, благий и сострадательный,

Невыразимый, неисповедимый и неизреченный,

Вспомни меня, о благословенный,

Не справедливым судом твоим, но милосердием,

Не ради воздаяния, но для прощения,

Не ради истины, но по кротости.

Если станешь взвешивать тяжесть грехов моих,

Сделай это по милосердию твоему,

Но не по справедливости.

Ибо для меры первого они очень легки,

В отношении же к последней – слишком тяжелы.


Тэги: Армения
Обсудить в группе Telegram

Григорий Арутюнян

Григорий Вагаршакович Арутюнян, искусствовед, к... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На перекрёстках эпох

    08.12.2021
  • Русофил из Еревана

    10.09.2021
  • Турецкий марш – 2020

    25.11.2020
  • Возвращение

    17.11.2020
  • Цена прозрения

    17.11.2020
  • На твоих рубежах полыхают пожары…

    86 голосов
  • Светоч просвещения

    29 голосов
  • История армян Москвы

    23 голосов
  • В Ереван, к Зорию Балаяну

    21 голосов
  • Флагман общественной дипломатии

    20 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS